Образовательная программа в номинации «Художественная направленность» для детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» пгт.Февральск
Образовательная программа в номинации
«Художественная направленность»
для детей с ОВЗ
Аманжолова А.С.
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Тематическое планирование по технологии Глава 2. Практические аспекты деятельности 2.1. Конспект урока по теме: Аппликация «Лягушонок» 2.2. Самоанализ урока Заключение
ВВЕДЕНИЕ Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» Идеей специальной педагогики уже давно интересовались многие видные педагоги и психоневрологи. В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: - наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; - недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; - отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями; - отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства; - неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности; - полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды. Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий, обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей». В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Система образования в нашей стране многие годы делила детей на обычных и инвалидов. Поэтому эти дети практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Многие из них обучаются в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В настоящее время взят курс на инклюзивное образование детей инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права учащихся с НОДА на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Контингент таких учащихся, в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Дети с легкой формой НОДА входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Данная программа детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет задачи и цели обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения урока «Технология», которые определены стандартом. Программа обеспечивает формирование личностных, мета предметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в средней и старшей школе с учётом психофизических особенностей детей и их индивидуальных возможностей.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
В соответствии с ФГОС разработана адаптированная образовательная программа по технологии начального общего образования. Пояснительная записка Целью адаптированной образовательной программы является: - Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; - Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления; - Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности; - Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; - Умение выделять признаки и свойства предмета; - Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов; - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; - Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Задачи программы: - Раскрыть понятие и сущность социально-педагогического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха; - Выявить психолого-педагогические особенности ученика с нарушениями слуха и нарушениями речи; - Выявить и проанализировать психологические и социально-педагогические проблемы ученика с нарушениями слуха и нарушениями речи; - Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи; - Учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; - Учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств; - Учить распознавать способы соединения деталей и их размеров; - Самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий; - Учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, мета предметные и предметные результаты изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1 классе. Личностными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений: – оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; – принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; – опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Мета предметными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; – уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; – уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности. Познавательные УУД: – искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; – делать выводы на основе обобщения полученных знаний; – преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира. Коммуникативные УУД: – донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); – уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений: - знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки; - уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы; - уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; - под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу; - уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление: - о роли и месте человека в окружающем ребенка мире; - о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; - о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; - о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; - о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; Знать: - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - какое соединение деталей называют неподвижным; - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибанием, по шаблону; - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; - названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами; Уметь: - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами; - получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи; - различать материалы и инструменты по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; - использовать для сушки изделий пресс; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - рационально использовать рабочее место с используемым материалом; - проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие. - при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. Основными условиями организации образовательного процесса являются: - комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога; - взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение; - оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При индивидуальном подходе выполнения программы учитываются медицинские показания ребенка. В течение урока предусмотрены 2-3 физкультминутки и, релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. 1.2 Тематическое планирование по программе «Декоративно-прикладное искусство» 1 класс I четверть
№ п/п | Тема урока | Цели, задачи. | Объект труда | Вид учебного труда |
1 | Аппликация | Повторить виды аппликации; научить делать соломинку-ленточку; | Соломка – ленточка для аппликации. | Работа с природным материалом |
2 | Плоская аппликация из соломки. (самостоятельная работа) | Научить делать плоскую аппликацию из соломки. | Аппликация «Кленовый лист» | Работа с природным материалом |
3 | Аппликация из листьев и цветов (самостоятельная работа) | Научить приклеивать цветы, повторить приемы аппликации из листьев | Аппликация «Каркуша в гнезде», «Счастливый жених» | Работа с природным материалом |
4 | Новая мозаика. (прищипывание) | Познакомить с новым видом мозаики. | Аппликация – медаль «Собачка», полоски для прищипывания | Работа с бумагой. |
5 | Игрушки из бумаги и обрезков. (самостоятельная работа) | Повторить конструкцию ножниц, правила безопасной работы. | Игрушки – сувениры «Лягушёнок» | Работа с бумагой. |
6 | Учимся окантовывать | Вспомнить свойства бумаги, проведение опыта с бумагой. | Полоски бумаги | Работа с бумагой. |
7 | Отделки и планшет (кант и окантовка) | Познакомить с двумя способами отделки одной и той же аппликации | Планшет | Работа с бумагой и картоном. |
8 | Картонное кружево. Гофрированная «плетенка». | Познакомить с техникой аппликации «Картонное кружево». | Аппликация «Рыбка», «Букет цветов», «Солнышко» | Работа с бумагой и картоном. |
9 | Что умеет аппликация? (плоские и выпуклые). | Разграничить понятия: изготовление картинки и способ украшения любой вещи. | Аппликация «Дед Мороз», «Снеговк» | Работа с текстильными материалами. |
Структура урока
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для с ОВЗ |
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса | |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |
Образовательные: - закрепление сведений о лягушке; - обучение умению наклеивать готовые геометрические фигуры на картон в определенной последовательности. Воспитательные: - воспитание аккуратности, самостоятельности; - воспитание бережного отношения к животным, формирование умения взаимопомощи. Коррекционные: - коррекция общей и мелкой моторики (через выполнение физминуток, практическую деятельность);
- коррекция памяти (через вопросно-ответную форму работы, составление рассказа по технологическим картам);
- коррекция мышления (синтез) (через практическую работу);
- коррекция внимания (через установки на данный психический процесс);
- коррекция речи (через работу с технологическими картами).
Оборудование: интерактивный комплекс, компьютер, наборное полотно, клеенки, клей, индивидуальный материал для практической работы, картон. Наглядность: технологические карты, образцы практической работы.
«Лягушка». Ход урока: 1. Организационный момент. - Какой сейчас будет урок? - Какой урок был до урока труда? - Какой урок будет после урока труда?
2. Объявление темы, цели урока. - Сегодня на уроке труда мы будем делать аппликацию из бумаги, а какую, я вам скажу позже. Будет то, чего нет. Где я труд свой вложил. Там раскроется жизни цветок. Если буду я полон терпенья и сил, Из работы моей выйдет толк. А иначе зачем, на земле бы я жил. - Садитесь на свои места. 3.Создание положительной мотивации на урок. -Внимание на экран. -Кто к нам пришел в гости (Маша) -А для чего пришла Маша? (Маша пришла рассказать сказку). -Тогда внимательно смотрим и слушаем (видеофрагмент из мультфильма «Машины сказки»). 4.Знакомство с лягушкой. -Заплакал Иван царевич, ведь он про лягушек ничего не знает, а ему еще и жениться надо. -А что вы знаете про лягушек? -Давайте внимательно рассмотрим лягушку. -Лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, болота. -Какого цвета лягушка? (зеленого) -В основном лягушки зеленого цвета, но могут быть и других цветов. -Как разговаривает лягушка? (ква) -Давайте послушаем. -Лягушки питаются комарами, мухами. -С наступлением холодов лягушки опускаются на дно пруда или болота и так зимуют, а весной просыпаются и появляются детеныши – лягушата. -А сейчас вы расскажите по технологическим картам Ивану царевичу про лягушку. -Посмотрите на ноги лягушки. Как вы думаете, она ходит как человек или передвигается по-другому? (лягушка прыгает)
5.Двигательная физминутка. -Покажите, как передвигается лягушка.
6.Подготовка к практической работе. -Внимание на экран. -Иногда лягушки живут у человека дома, в специальных аквариумах и тогда человек заботится о них. -А сейчас мы с вами сделаем лягушку из бумаги. -Посмотрите, какая лягушка должна будет у вас получиться. -Что вам понадобится для изготовления такой лягушки? -Найдите контейнер со своим именем и положите на парту.
7.Физминутка для рук. Две веселые лягушки, Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.
8.Практическая работа. -Рассмотрите образец. -Из каких фигур сделана лягушка? (из треугольников) -Одинаковой формы треугольники или разной? (треугольники одинаковой формы) -Лягушка сделана из треугольников одинаковой формы. -Посчитайте сколько треугольников вам потребуется для изготовления аппликации? (5) -Посмотрите, как лягушку делаю я. -На изнаночной стороне треугольника есть цифры. -Какие? -Начинаем работу с цифры 1. -Беру треугольник с цифрой 1 и приклеиваю на картон. Получилось тело лягушки. -Как используем клей? -Далее приклеиваю голову. Для этого понадобятся треугольники с цифрами 2 и 3. -Беру треугольник с цифрой 2 и приклеиваю его на картон. -Беру треугольник с цифрой 3 и приклеиваю его на картон. Получилась голова лягушки. -Беру треугольник с цифрой 4 и приклеиваю на картон с правой стороны. Получилась правая лапа. -Беру треугольник с цифрой 5 и приклеиваю на картон с левой стороны. Получилась левая лапа -Приклеиваю глаза. -Получилась лягушка. -А сейчас сделайте лягушку сами.
9.Подведение итогов. -Выставка работ и их анализ. -Сюрпризный момент: лягушка принесла вкусные угощения.
2.2 Самоанализ урока Тип урока – комбинированный. Данный урок связан с предыдущими и опирается на полученные ранее знания, умения обучающихся. Главный акцент делался на практическую работу. При подготовке урока учитывались реальные возможности обучающихся, то есть класс условно разделен на подгруппы с учетом психофизических возможностей воспитанников, уровня их знаний, умений. Разделение условно. На уроке были использованы следующие методы: • По классификации методов обучения по источнику получения знаний: - словесные (объяснение, фронтальная беседа); - наглядные (метод иллюстраций – н/п «Лягушка», образцы практической работы; метод демонстраций – демонстрация видео и аудиоматериала); - практические (воспроизводящие и практические упражнения).
• По классификации методов обучения, предложенной Скаткиным М.Н. и Лернером И.Я., в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод. На уроке использовалась как фронтальная, так и индивидуальная форма организации учебной деятельности, осуществлялся текущий контроль. На уроке были использованы и методы воспитательного воздействия: - метод убеждения (аргументация педагога, мнение); - метод упражнения (воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающее его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого: - просьба что-либо сделать, направленная в адрес ребенка, - традиционное оформление некоторых правил поведения, - пример педагога); - метод педагогической оценки: - открытая педагогическая оценка, проявляющаяся в одобрении, похвале, материальном предмете. За счет смены видов деятельности в течении урока обеспечивалась высокая работоспособность, все запланированные задания удалось выполнить.
На уроке поддерживался социально-психологический климат, благоприятный для ребенка. Он проявлялся в доброжелательности, защищенности, работоспособности, инициативности и оптимизме. Кабинет был использован рационально, в полном объеме. В результате реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования каждый учащийся должен овладеть содержанием образовательных областей учебного плана освоить обязательный минимум содержания образования и достичь уровня функциональной грамотности, что предполагает готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизни и деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенная работа выявила положительную роль интегрированного обучения в работе с детьми с ОВЗ с НОДА при соблюдении необходимых условий. Такое обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования. В результате дети с ОВЗ привыкают жить среди людей, не имеющих психических или физических недостатков, уменьшается изолированность первых от семьи. У детей формируется мотивационная сфера. Дети достигают необходимого для обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти. У них усиливаются процессы переработки сенсорной информации, пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также умственной работоспособности. Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети с ОВЗ в овладении и навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д. Достижение обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата- многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с НОДА являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории ученика к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в основной общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка. В результате реализации этой программы у обучающегося улучшились: - показатели познавательных процессов; - стали более совершенны мелкие движения; - снизились показатели мышечного напряжения; - снизился уровень тревожности; - сформировалось эмоционально-позитивное настроение - совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления; - накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов; - сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
Таким образом, при составлении рабочей программы педагог должен учитывать:
Требования ФГОС
Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры
Образовательные потребности семьи и ребёнка
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обязательный минимум и максимальный объём содержания учебного курса
Определить последовательность изучения тем и количество часов
Мировая практика показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребёнка в их школе, готовы принять его как равного (особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы).
Нужна кропотливая работа по созданию адаптированной образовательной программы, а помещение ребёнка в специальные коррекционные образовательные учреждения – это вынужденная мера, когда все иные возможные варианты исчерпаны.
17