Образовательная программа в номинации «Художественная направленность» для детей с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 15 September 2023 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт.Февральск












Образовательная программа в номинации

«Художественная направленность»

для детей с ОВЗ

























Аманжолова А.С.





Содержание Введение Глава 1.  Теоретические аспекты изучаемой проблемы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Тематическое планирование по технологии Глава 2. Практические аспекты деятельности 2.1. Конспект урока по теме: Аппликация «Лягушонок» 2.2. Самоанализ урока Заключение















ВВЕДЕНИЕ Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство    Российской   Федерации   в   соответствии   с основополагающими международными документами в области образования предусматривает   принцип   равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья -  как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22   августа   1996   г.   N   125-ФЗ   "О   высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г.  N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г.   N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г.  N 184-ФЗ.   В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» Идеей специальной педагогики уже давно интересовались многие видные педагоги и психоневрологи. В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: - наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; - недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; - отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями; - отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства; - неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности; - полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды. Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий, обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей». В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.  Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Система образования в нашей стране многие годы делила детей на обычных и инвалидов. Поэтому эти дети практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Многие из них обучаются в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В настоящее время взят курс на инклюзивное образование детей инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права учащихся с НОДА на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Контингент таких учащихся, в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Дети с легкой формой НОДА входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Данная программа детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет задачи и цели обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения урока «Технология», которые определены стандартом. Программа обеспечивает формирование личностных, мета предметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в средней и старшей школе с учётом психофизических особенностей детей и их индивидуальных возможностей.





1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
В соответствии с ФГОС разработана адаптированная образовательная программа по технологии начального общего образования. Пояснительная записка Целью адаптированной образовательной программы является: - Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; - Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления; - Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности; - Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; - Умение выделять признаки и свойства предмета; - Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов; - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; - Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Задачи программы: - Раскрыть понятие и сущность социально-педагогического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха; - Выявить психолого-педагогические особенности ученика с нарушениями слуха и нарушениями речи; - Выявить и проанализировать психологические и социально-педагогические проблемы ученика с нарушениями слуха и нарушениями речи; - Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи; - Учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; - Учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств; - Учить распознавать способы соединения деталей и их размеров; - Самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий; - Учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.  Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства. Ценность   человека   как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность   семьи как первой и самой значимой для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность   человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, мета предметные и предметные результаты изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1 классе. Личностными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений:оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Мета предметными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать цель   урока после   предварительного обсуждения;уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления оптимального решения проблемы (задачи);выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов, чертёжных         инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования   этих    действий служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности. Познавательные УУД:искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;делать выводы на основе обобщения полученных знаний;преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира. Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);уметь   сотрудничать, выполняя различные роли   в группе, в совместном решении проблемы (задачи);уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих   действий служит организация работы в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений: - знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки; - уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы; - уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; - под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу; - уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление: - о роли и месте человека в окружающем ребенка мире; - о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; - о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; - о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; - о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; Знать: - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - какое соединение деталей называют неподвижным; - виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибанием, по шаблону; - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; - названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами; Уметь: - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами; - получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи; - различать материалы и инструменты по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; - использовать для сушки изделий пресс; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - рационально использовать рабочее место с используемым материалом; - проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие. - при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. Основными условиями организации образовательного процесса являются: - комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога; - взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение; - оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При индивидуальном подходе выполнения программы учитываются медицинские показания ребенка. В течение урока предусмотрены 2-3 физкультминутки и, релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. 1.2 Тематическое планирование по программе «Декоративно-прикладное искусство» 1 класс I четверть
п/п Тема урока Цели, задачи. Объект труда Вид учебного труда
1 Аппликация Повторить виды аппликации; научить делать соломинку-ленточку; Соломка – ленточка для аппликации. Работа с природным материалом
2 Плоская аппликация из соломки. (самостоятельная работа) Научить делать плоскую аппликацию из соломки. Аппликация «Кленовый лист»
Работа с природным материалом
3 Аппликация из листьев и цветов (самостоятельная работа) Научить приклеивать цветы, повторить приемы аппликации из листьев Аппликация «Каркуша в гнезде», «Счастливый жених» Работа с природным материалом
4 Новая мозаика. (прищипывание) Познакомить с новым видом мозаики. Аппликация – медаль «Собачка», полоски для прищипывания Работа с бумагой.
5 Игрушки из бумаги и обрезков. (самостоятельная работа) Повторить конструкцию ножниц, правила безопасной работы.  Игрушки – сувениры «Лягушёнок» Работа с бумагой.
6 Учимся окантовывать
Вспомнить свойства бумаги, проведение опыта с бумагой. Полоски бумаги Работа с бумагой.
7 Отделки и планшет (кант и окантовка) Познакомить с двумя способами отделки одной и той же аппликации Планшет Работа с бумагой и картоном.
8 Картонное кружево. Гофрированная «плетенка». Познакомить с техникой аппликации «Картонное кружево». Аппликация «Рыбка», «Букет цветов», «Солнышко» Работа с бумагой и картоном.
9 Что умеет аппликация? (плоские и выпуклые). Разграничить понятия: изготовление картинки и способ украшения любой вещи. Аппликация «Дед Мороз», «Снеговк» Работа с текстильными материалами.

        Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где находится ребенок с ОВЗ. Ниже приведена таблица структуры урока, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока
Этапы урока Методы и приемы Организация работы по общеобразовательной программе Организация работы по программе для с ОВЗ
Орг. момент Словесный (слово учителя) Общий для всех детей класса
Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка Индивидуальная проверка
Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам
Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа) Беседа Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)
Закрепление изученного Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам
Итог урока Словесный (беседа) Общий для всех детей класса
Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя) Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы). 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Конспект урока по теме: Аппликация «Лягушонок». Цель: обучение умению изготавливать аппликацию из готовых геометрических форм. Задачи: 
Образовательные: - закрепление сведений о лягушке; - обучение умению наклеивать готовые геометрические фигуры на картон в определенной последовательности. Воспитательные: - воспитание аккуратности, самостоятельности; - воспитание бережного отношения к животным, формирование умения взаимопомощи. Коррекционные: - коррекция общей и мелкой моторики (через выполнение физминуток, практическую деятельность);
- коррекция памяти (через вопросно-ответную форму работы, составление рассказа по технологическим картам);
- коррекция мышления (синтез) (через практическую работу);
- коррекция внимания (через установки на данный психический процесс);
- коррекция речи (через работу с технологическими картами).
Оборудование: 
интерактивный комплекс, компьютер, наборное полотно, клеенки, клей, индивидуальный материал для практической работы, картон. Наглядность: технологические карты, образцы практической работы.
«Лягушка». Ход урока: 1. Организационный момент. - Какой сейчас будет урок? - Какой урок был до урока труда? - Какой урок будет после урока труда?
2. Объявление темы, цели урока. - Сегодня на уроке труда мы будем делать аппликацию из бумаги, а какую, я вам скажу позже. Будет то, чего нет. Где я труд свой вложил. Там раскроется жизни цветок. Если буду я полон терпенья и сил, Из работы моей выйдет толк. А иначе зачем, на земле бы я жил. - Садитесь на свои места. 3.Создание положительной мотивации на урок. -Внимание на экран. -Кто к нам пришел в гости  (Маша) -А для чего пришла Маша?  (Маша пришла рассказать сказку). -Тогда внимательно смотрим и слушаем  (видеофрагмент из мультфильма «Машины сказки»). 4.Знакомство с лягушкой. -Заплакал Иван царевич, ведь он про лягушек ничего не знает, а ему еще и жениться надо.  -А что вы знаете про лягушек? -Давайте внимательно рассмотрим лягушку. -Лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, болота.  -Какого цвета лягушка? (зеленого) -В основном лягушки зеленого цвета,  но могут быть и других цветов. -Как разговаривает лягушка? (ква) -Давайте послушаем. -Лягушки питаются комарами, мухами. -С наступлением холодов лягушки опускаются на дно пруда или болота и так зимуют, а весной просыпаются и появляются детеныши – лягушата. -А сейчас вы расскажите по технологическим картам Ивану царевичу про лягушку. -Посмотрите на ноги лягушки. Как вы думаете, она ходит как человек или передвигается по-другому? (лягушка прыгает)
5.Двигательная физминутка. -Покажите, как передвигается лягушка.
6.Подготовка к практической работе. -Внимание на экран. -Иногда лягушки живут у человека дома, в специальных аквариумах и тогда человек заботится о них. -А сейчас мы с вами сделаем лягушку из бумаги. -Посмотрите, какая лягушка должна будет у вас получиться. -Что вам понадобится для изготовления такой лягушки? -Найдите контейнер со своим именем и положите на парту.
7.Физминутка для рук. Две веселые лягушки, Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.
8.Практическая работа. -Рассмотрите образец. -Из каких фигур сделана лягушка? (из треугольников) -Одинаковой формы треугольники или разной? (треугольники одинаковой формы) -Лягушка сделана из треугольников одинаковой формы. -Посчитайте сколько треугольников вам потребуется для изготовления аппликации? (5) -Посмотрите, как лягушку делаю я. -На изнаночной стороне треугольника есть цифры. -Какие? -Начинаем работу с цифры 1. -Беру треугольник с цифрой 1 и приклеиваю на картон. Получилось тело лягушки. -Как используем клей? -Далее приклеиваю голову. Для этого понадобятся треугольники с цифрами 2 и 3. -Беру треугольник с цифрой 2 и приклеиваю его на картон. -Беру треугольник с цифрой 3 и приклеиваю его на картон. Получилась голова лягушки. -Беру треугольник с цифрой 4 и приклеиваю на картон с правой стороны. Получилась правая лапа. -Беру треугольник с цифрой 5 и приклеиваю на картон с левой стороны. Получилась левая лапа -Приклеиваю глаза. -Получилась лягушка. -А сейчас сделайте лягушку сами.
9.Подведение итогов. -Выставка работ и их анализ. -Сюрпризный момент: лягушка принесла вкусные угощения.

2.2 Самоанализ урока Тип урока – комбинированный. Данный урок связан с предыдущими и опирается на полученные ранее знания, умения обучающихся. Главный акцент делался на практическую работу. При подготовке урока учитывались реальные возможности обучающихся, то есть класс условно разделен на подгруппы с учетом психофизических возможностей воспитанников, уровня их знаний, умений. Разделение условно. На уроке были использованы следующие методы:По классификации методов обучения по источнику получения знаний: - словесные (объяснение, фронтальная беседа); - наглядные (метод иллюстраций – н/п «Лягушка», образцы практической работы; метод демонстраций – демонстрация видео и аудиоматериала); - практические (воспроизводящие и практические упражнения).
По классификации методов обучения, предложенной Скаткиным М.Н. и Лернером И.Я., в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод. На уроке использовалась как фронтальная, так и индивидуальная форма организации учебной деятельности, осуществлялся текущий контроль. На уроке были использованы и методы воспитательного воздействия: - метод убеждения (аргументация педагога, мнение); - метод упражнения (воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающее его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого: - просьба что-либо сделать, направленная в адрес ребенка, - традиционное оформление некоторых правил поведения, - пример педагога); - метод педагогической оценки: - открытая педагогическая оценка, проявляющаяся в одобрении, похвале, материальном предмете. За счет смены видов деятельности в течении урока обеспечивалась высокая работоспособность, все запланированные задания удалось выполнить.
На уроке поддерживался социально-психологический климат, благоприятный для ребенка. Он проявлялся в доброжелательности, защищенности, работоспособности, инициативности и оптимизме. Кабинет был использован рационально, в полном объеме. В результате реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования каждый учащийся должен овладеть содержанием образовательных областей учебного плана освоить обязательный минимум содержания образования и достичь уровня функциональной грамотности, что предполагает готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизни и деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенная работа выявила положительную роль интегрированного обучения в работе с детьми с ОВЗ с НОДА при соблюдении необходимых условий. Такое обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования. В результате дети с ОВЗ привыкают жить среди людей, не имеющих психических или физических недостатков, уменьшается изолированность первых от семьи. У детей формируется мотивационная сфера. Дети достигают необходимого для обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти. У них усиливаются процессы переработки сенсорной информации, пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также умственной работоспособности. Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети с ОВЗ в овладении и навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д. Достижение обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата- многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с НОДА являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории ученика к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в основной общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка. В результате реализации этой программы у обучающегося улучшились: - показатели познавательных процессов; - стали более совершенны мелкие движения; - снизились показатели мышечного напряжения; - снизился уровень тревожности; - сформировалось эмоционально-позитивное настроение - совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления; - накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов; - сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.


Таким образом, при составлении рабочей программы педагог должен учитывать:

Требования ФГОС

Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры

Образовательные потребности семьи и ребёнка

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обязательный минимум и максимальный объём содержания учебного курса

Определить последовательность изучения тем и количество часов

Мировая практика показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребёнка в их школе, готовы принять его как равного (особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы).

Нужна кропотливая работа по созданию адаптированной образовательной программы, а помещение ребёнка в специальные коррекционные образовательные учреждения – это вынужденная мера, когда все иные возможные варианты исчерпаны.



17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации