Образовательная программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» (3-4 класс)
-
- Образовательная программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» 3 - 4 класс (военно- патриотическое направление)
Составитель: Богданова О.В.,
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 час)
Беседа «Планируем работу кружка вместе»
Модуль 1. Мой край — часть большой страны (6 часов)
Познавательная игра «Мое Отечество». Наш областной центр — город Архангельск. Города Архангельской области.
Модуль 2. История малой родины (19 часов)
Моя малая родина. Родной город вчера и сегодня.
Моя школа — мой дом. Традиции школы. Исследовательская работа «Учителя нашей школы». Мои одноклассники.
Модуль 3. Моя семья — моя история (16 часов)
Моя семья — моя история. Семейные реликвии. Исследовательская работа «Реликвии моей семьи». Много профессий хороших и важных. Моя семья в истории страны. Исследовательская работа «Мои родители».
Модуль 4. Природа родного края (8 часов)
Растения и животные нашего края. Красная книга России. Проект «Красная книга родного края».
Модуль 5. Ради жизни на Земле (11 часов)
Пионеры — герои. Проект «Чтобы помнили». Акция «спасибо деду за победу!»
Итоговые занятия
Подведение итогов работы кружка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Мой край — часть большой |
7 |
3 |
4 |
Познавательная игра «Мое Отечество» |
2 |
2 |
||
Наш областной центр — город Архангельск |
2 |
2 |
||
Города Архангельской области |
3 |
1 |
2 |
|
История малой родины |
20 |
4 |
16 |
|
Моя малая родина. |
2 |
2 |
||
Родной город вчера и сегодня. |
6 |
1 |
5 |
|
Моя школа — мой дом. Традиции школы. |
3 |
2 |
1 |
|
Исследовательская работа «Учителя нашей школы» |
6 |
1 |
5 |
|
Мои одноклассники. |
3 |
3 |
||
Моя семья — моя история |
17 |
4 |
13 |
|
Семейные реликвии. Исследовательская работа «Реликвии моей семьи» |
6 |
1 |
5 |
|
Много профессий хороших и важных |
5 |
1 |
4 |
|
Моя семья в истории страны. Исследовательская работа «Мои родители. |
6 |
2 |
4 |
|
Природа родного края |
9 |
3 |
6 |
|
2.1 |
Растения и животные нашего края |
2 |
1 |
1 |
Красная книга России |
1 |
1 |
||
Проект «Красная книга родного края» |
6 |
1 |
5 |
|
3. |
Ради жизни на Земле |
12 |
3 |
9 |
Пионеры — герои |
2 |
1 |
1 |
|
Проект «Чтобы помнили» |
6 |
2 |
4 |
|
Акция «Спасибо деду за победу» |
4 |
4 |
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
Дата проведения |
3 класс |
|||
1 |
«Планируем работу кружка вместе» |
Беседа |
1 четверть сентябрь 2.09 |
Мой край — часть большой страны (7 часов) |
|||
2 — 3 |
«Мое Отечество» |
Познавательная игра |
9.09, 16.09 |
4 — 5 |
Наш областной центр — город Архангельск |
Беседа. Мини-сочинение |
23.09, 30.09 |
6 |
Города Архангельской области |
Беседа. Составление маршрута экскурсии по городам области. |
октябрь 7.10 |
7 — 8 |
Города Архангельской области |
Составление презентаций |
14.10, 21.10 |
История малой родины (20 часов) |
|||
9 |
«Моя малая родина» |
Викторина |
28.10 |
10 |
«Моя малая родина» |
Экскурсия в музей «Дом Няна» |
2 четверть ноябрь 11.11 |
11 |
Родной город вчера и сегодня |
Беседа |
18.11 |
12 |
Фотоконкурс «Город вчера и сегодня» |
Экскурсия по улицам города |
25.11 |
13-14 |
Фотоконкурс «Город вчера и сегодня» |
Оформление уголка |
декабрь 2.12, 9.12 |
15-17 |
«Мой край» |
Рисованный диафильм |
16.12, 23.12 |
18 |
Моя школа — мой дом. Школьные традиции |
Беседа |
3 четверть январь 13.01 |
19 |
«Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы?» |
Беседа |
20.12 |
20 |
«Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы?» |
Экскурсия в школьный музей |
27.12 |
21 |
Исследовательская работа «Учителя нашей школы» |
Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез |
февраль 3.02 |
22 |
Исследовательская работа «Учителя нашей школы» |
Ознакомление с литературой по данной тематике |
10.02 |
23-24 |
Исследовательская работа «Учителя нашей школы» |
Сбор собственного материала, его анализ, обобщение |
17.02, 24.02 |
25-26 |
Исследовательская работа «Учителя нашей школы» |
Защита исследовательской работы |
март 2.03, 9.03 |
27-29 |
Мои одноклассники |
Создание альбома |
16.03, 23.03 апрель 6.04 |
Моя семья — моя история (17 часов) |
|||
30 |
Семейные реликвии |
Беседа |
4 четверть 13.04 |
31 |
Исследовательская работа «Реликвии моей семьи» |
Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез |
20.04 |
32 |
Исследовательская работа «Реликвии моей семьи» |
Ознакомление с литературой по данной тематике |
27.04 |
33-34 |
Исследовательская работа «Реликвии моей семьи» |
Сбор собственного материала, его анализ, обобщение |
Май 11.05, 18.05 |
4 класс |
|||
35-36 |
Исследовательская работа «Реликвии моей семьи» |
Защита исследовательской работы |
|
37 |
Много профессий хороших и важных |
Беседа |
|
38 |
Что такое творческий прект |
Беседа |
|
39-40 |
Творческий проект «Кем работать? Чем заниматься?» |
Работа над проектом |
|
41 |
Творческий проект «Кем работать? Чем заниматься?» |
Защита проектов |
|
42 |
Моя семья в истории страны. |
Беседа, мини-сочинение |
|
43 |
Исследовательская работа «Мои родители» |
Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез |
|
44-46 |
Исследовательская работа «Мои родители» |
Сбор собственного материала, его анализ, обобщение |
|
47 |
Исследовательская работа «Мои родители» |
Защита исследовательской работы |
|
Природа родного края (8 часов) |
|||
48 |
Растения и животные нашего края |
Беседа |
|
Растения и животные нашего края |
Экскурсия в парк |
||
49 |
Красная книга России |
Беседа |
|
50 |
Проект «Красная книга родного края» |
Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез |
|
51 |
Проект «Красная книга родного края» |
Ознакомление с литературой по данной тематике |
|
52-53 |
Проект «Красная книга родного края» |
Сбор собственного материала, его анализ, обощение |
|
53-54 |
Проект «Красная книга родного края» |
Защита проектов |
|
Ради жизни на Земле (12 часов) |
|||
55 |
«Маленькие герои большой страны» |
Беседа |
|
56 |
«Маленькие герои большой страны» |
Экскурсия в детскую библиотеку |
|
57 |
Проект «Чтобы помнили» |
Беседа |
|
58-60 |
Проект «Чтобы помнили» |
Работа над проектом |
|
61-62 |
Проект «Чтобы помнили» |
Защита проектов |
|
63-66 |
Акция «Спасибо деду за победу» |
КТД |
|
67-68 |
«Что мы умеем, чему мы научились» |
Подведение итогов работы кружка |
|
Литература:
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.