Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
(духовно- нравственное направление )
Автор- составитель:
Филёва Вера Николаевна
учитель географии
МОКУ СОШ №2 г. Лузы
г. Луза, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»№271 от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г.
Очень часто можно встретить молодых людей хорошо знающих особенности зарубежных стран. Этому обучают на уроках окружающего мира, географии; много уделяют внимания в средствах массовой информации. Если спросить современных школьников о родном крае, то их знания очень малы и они не систематизированы. Ребенку нужно показать мир родной природы, научить осознавать её уникальность и невосполнимость, тогда он не будет лишь её потребителем.
Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота.
Предлагаемый курс «Моя малая родина» позволит решить данные проблемы, так как ставит перед собой такие цели:
воспитание патриотических чувств, формирование
патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и
бережного отношения к историческим и культурным ценностям,
воспитание любви к природе родной земли;
формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
практических задач:
Обучающих:
расширить знания о родном крае;
обогатить природоведческие знания, учиться пользоваться контурными картами, планами – схемами района, города;
побуждать школьников к экологической работе: охране и преумножению природных богатств;
встречи с интересными людьми и знакомство с их трудом, творчеством;
сравнивать, сопоставлять события и факты;
формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры
города как части истории мира;
осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска
краеведческой информации;
II. Развивающих:
отрабатывать умения читать физическую и политическую карты;
развивать аналитическое мышление, устную речь;
формировать умения работы с различными источниками;
формировать умение излагать свои мысли.
III. Воспитательных:
воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное
нахождение нужной краеведческой информации;
воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения
талантами и способностями знаменитых людей района;
создать коллектив единомышленников – юных краеведов. научить понимать свою связь с окружающим его микромиром,
эффективно взаимодействовать с ним;
учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в
жизни близких людей, в общей судьбе народов России
Принципы реализации программы:
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
принцип научности;
учет возрастных особенностей;
принцип результативности;
принцип актуальности;
принцип межпредметности.
Для того чтобы ребенок мог проникнуться чувствами любви к малой
родине, недостаточно только рассказывать об этом. Важным представляется
сформировать у обучающегося систему поиска краеведческой информации, и
умения работать с доступными видами краеведческих документов для
обучающихся. Содержание занятий кружка «Моя малая родина» направлено
на изучение истории, природы и культурного наследия города Лузы через
формирование информационной культуры обучающегося. Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной
культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго
поколения.
Структура курса.
По способу разработки данная программа относится к адаптивной, т.е.
имеет локальное (местное) значение.
В основе реализации данной программы лежат следующие формы работы: наблюдение, экскурсия, рассказ, беседа, КТД, фотосессия, лекция, практическая работа, устный журнал, вернисаж, творческая лаборатория, круглый стол.
Курс «Моя малая родина» предназначен для учащихся 5-х классов.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), продолжительность занятия 40 минут.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно- методический комплекс:
http://www.kipov.ru/rajony/luza/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лузский_район
http://www.kirovland.ru/raion-luzskiy
http://mail-karta.ru/id852.htm
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | сентябрь | Введение. Что изучает курс «Моя малая Родина». | 1 |
2 | сентябрь | Местоположение города Лузы и Лузского района на карте. | 1 |
3 | сентябрь | История заселения города и района. | 1 |
4 | сентябрь | История формирования г. Лузы. | 1 |
5 | октябрь | Численность населения г. Лузы. | 1 |
6 | октябрь | Численность населения Лузского района. | 1 |
7 | октябрь | Изменение рождаемости, смертности, естественного прироста. | 1 |
8 | октябрь | Состав населения Лузского района. | 1 |
9 | ноябрь | Миграции в Лузском районе. | 1 |
10 | ноябрь | Размещение населения в Лузском районе. | 1 |
11 | ноябрь | Города и сельские поселения в Лузском районе. | 1 |
12 | декабрь | Особенности рельефа Лузского района. | 1 |
13 | декабрь | Полезные ископаемые в Лузском районе. | 1 |
14 | декабрь | Климат Лузского района. | 1 |
15 | декабрь | Лето и зима Лузского района. Коллектив | 1 |
16 | январь | Водные богатства Лузского района. | 1 |
17 | январь | Реки и озёра, на которых я живу. | 1 |
18 | январь | Флора и фауна района. Красная книга. | 1 |
19 | февраль | Отрасли производства. | 1 |
20 | февраль | Люди разных профессий | 1 |
21 | февраль | «Кем работать? Чем заниматься?» | 1 |
22 | февраль | Архитектура, достопримечательности. | 1 |
23 | март | Моя школа. Её устав, традиции. Достижения. | 1 |
24 | март | «Люди, прославившие мою школу трудом». | 1 |
25 | март | «Мои одноклассники» КТД. Составление рисованного альбома. | 1 |
26 | март | Я и моя семья. История семьи – история страны. | 1 |
27 | апрель | Место района в области и в России. | 1 |
28 | апрель | Что изучает экология? | 1 |
29 | апрель | Экологические проблемы нашей местности. | 1 |
30 | апрель | КТД. Уборка территории в районе родника 7 км. | 1 |
31 | май | Памятники природы Лузского района. | 1 |
32 | май | Памятники природы Лузского района. | 1 |
33 | май | Подведение итогов. Викторина | 1 |
34 | май | Подведение итогов. | 1 |