Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Родина — город Череповец» (4 класс)
Вологодская область
город Череповец
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Моя Родина-город Череповец»
для учащихся 4 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Зеткина Юлия Александровна,
учитель начальных классов
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Данная программа является продолжением курса "Изучаем родной край", направлена на формирование у учащихся гражданско-патриотического долга, экологической культуры, положительного отношения к культурным ценностям родного края.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Моя Родина-город Череповец» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предметные результаты:
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своего края;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, череповчанина, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, Вологодской области, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
характеризовать особенности природы своего края: водоёмы, рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн) и Вологодской области; показывать на карте границы Российской Федерации, Вологодской области, находить на карте Вологодской области город Череповец,
описывать достопримечательности родного края;
называть ключевые даты и описывать события родного края;
характеризовать основные научные и культурные достижения своего региона;
описывать культурные достопримечательности Вологодского края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
устанавливать причинно-следственные связи;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
4 класс 34 часа
Череповец-культурный город (10 ч).
Инструктаж по ОТ в кабинете. Родимые места. Первый вантовый мост в России. Камерный театр. Музеи города Череповца. Экскурсия в Дом- музей И. А. Милютина. Памятник Афанасию и Феодосию. Усадьба Гальских. Ледовый дворец. Создание проекта по курсу «Череповец-культурный город». Презентация творческих работ.
Православные Святыни города Череповца (8 ч)
Визитная карточка старинного Череповца. Воскресенский собор. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких Храм Рождества Христова. Экскурсия в храм. Храм преподобного Сергия Радонежского Храм-часовня Николая Чудотворца . Часовня преподобного Филиппа Ирапского. Экскурсия в часовню. Проект по теме: "Православные Святыни города Череповца". Презентация творческих работ.
Гордится Череповец их именами (8 ч)
Голова города Череповца- И.А. Милютин. Семья Верещагиных. Великий ученый-Н.М. Амосов. Они учились в нашей школе. Наши земляки-защитники Отечества. Летчик-испытатель В.П. Чкалов. Музыкант, поэт-А.Н. Башлачёв. Исследовательская работа по теме: «Гордится Череповец их именами».
Чем живет наш край (8 ч)
Череповец-промышленная столица Вологодской области. Промышленные предприятия нашего города. Металлургическая промышленность. Химическая промышленность. Череповеций фанеро-мебельный комбинат. Череповецкая ГРЭС. Транспортная сеть. Обзорная экскурсия по г.Череповцу.
3. Тематическое планирование
4 класс
№ п/п, дата | дата | Тема урока | Цели | Характеристика учебной деятельности | Оборудование. Электронные образовательные ресурсы |
Череповец-культурный город (10 ч). | |||||
1. | Инструктаж по ОТ в кабинете. Родимые места. | Познакомить и расширить знания детей о символах и главных достопримечательностях родного города. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. | Умение планировать деятельность Умение работать в паре. (слушать и слышать других, не перебивать), понимать значимость вопроса , участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях. | ||
2. | Первый вантовый мост в России. | Расширить кругозор учащихся о достопримечательностях города Череповца( Октябрьский мост); показать красоту и мощь вантового автомобильного моста через Шексну, вызвать интерес к профессии мостостроителя. | Умение определять цель выполнения заданий, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, ориентироваться в сети Интернет. | ||
3. | Камерный театр | Продолжать знакомить учащихся с главными достопримечательностями Череповца, углубить знания об истории создания и развития Камерного театра, с театральным искусством, его особенностях и репертуаре. | Умение инициативно сотрудничать с учителем и со сверстниками в группах; владеть формами монологической и диалогической речи. | ||
4. | Музеи города Череповца | Стимулировать интерес детей к истории родного города, посредством знакомства с музеями нашего города. Расширить знания детей об исторических и культурных объектах Череповца, его знаменитых людях | Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Умение моделировать Поиск информации | ||
5. | Экскурсия в Дом- музей И. А. Милютина | Познакомить учащихся с первым головой нашего города И. А. Милютиным, прослужившему на поприще общественной деятельности около полувека, его домом, результатами его работы на благо Родины. | Умение планировать, контролировать и оценивать предметную деятельность в соответствии с постановкой запланированных задач на урок и условиями их выполнения. | ||
6. | Памятник Афанасию и Феодосию | Расширить представление учащихся об истории создания памятника Афанасию и Феодосию Преподобным-основателям города Череповца. | Умение определять цель выполнения заданий, аргументировать свои ответы называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие города. | ||
7. | Усадьба Гальских | Продолжать знакомить учащихся с памятными местами родного города, приблизить детей к социокультурному и духовному миру; развивать целостное представление о культурных традициях города.
| Умение работать в группе, строить монологическое высказывание Поиск информации, умение делать выбор. | http://чермо.рф/usadba-galskikh | |
8 | Ледовый дворец | Приобщение детей к традициям большого спорта, знакомства с современным спортивным сооружением города Череповца, а также популяризации детского спорта. | Умение строить монологические высказывания, слушать других. Поиск информации, умение делать выбор. | ||
9 | Создание проекта по разделу: «Череповец-культурный город». | Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников. Способствовать развитию осознанного положительного отношения и любви к культурным ценностям, истории родного города. | Называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие региона, знать и называть основные достопримечательности культурного назначения в родном городе. | ||
10 | Презентация творческих работ. | Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников, любви к родному краю. | Умение выступать публично, представлять свою работу, строить свои монологические высказывания, слушать собеседника. Умение отвечать на поставленные вопросы. | Проектор, компьютер | |
Православные Святыни города Череповца (8 ч) | |||||
11 | Визитная карточка старинного Череповца. Воскресенский собор. | Формировать представление о храме как духовной составляющей, как итоге общего труда, таланта и душевной щедрости многих людей. | Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Получение позитивного опыта бесконфликтного взаимодействия. | https://ppt4web.ru/istorija/voskresenskijj-sobor-v-zhizni-gorozhan.html | |
12 | Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких | Дать представление учащимся о преподобных отцах наших Афанасия и Феодосия Чере́повских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы | Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. | ||
13 | Храм Рождества Христова. Экскурсия в храм | Формировать представление об иконе как хранителе и спутнике человека во всех жизненно важных обстоятельствах, дающего ощущение душевного равновесия . | Умение инициативно сотрудничать с учителем и со сверстниками в группах. Считаться с мнением других. Приходить к согласию. Умение делать нравственный выбор, понимать и принимать ответственность за свои решения и действия. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. | https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/02/23/rozhdestvo-khristovo | |
14 | Храм преподобного Сергия Радонежского | Дать представление учащимся о иеромонахе Русской церкви, реформаторе монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря. Познакомить с понятием «Праведная жизнь» Сергия Радонежского | Поиск информации, умение делать выбор. Проявлять чувство благоговения перед святынями. | https://infourok.ru/prezentaciya_na_temu_sergiy_radonezhskiy-305100.htm | |
15 | Храм-часовня Николая Чудотворца | Дать представление о самом почитаемом святом в православии, чудотворце, покровителе моряков, путешественников, сирот и заключенных Николая Чудотворца. | Проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру и людям. Проявлять чувство благоговения перед святынями | https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/nikolajj-chudotvorec.html | |
16 | Часовня преподобного Филиппа Ирапского. Экскурсия в часовню | Познакомить учащихся с основателем Ирапской пустыни Филиппом Ирапским. | Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Проявлять чувство благоговения перед святынями | ||
17 | Проект по теме: "Православные Святыни города Череповца". | Обобщить знания по данному разделу, воспитывать духовные чувств школьников, благовение перед святынями. | Умение работать в группе, строить монологическое высказывание Поиск информации, умение делать выбор. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Проявлять чувство благоговения перед святынями. | ||
18 | Презентация творческих работ. | Обобщить знания по данному разделу, воспитывать духовные чувств школьников, благовение перед святынями. | Умение работать в группе, строить монологическое высказывание Поиск информации, умение делать выбор. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Проявлять чувство благоговения перед святынями. | ||
Гордится Вологодчина их именами (8 ч) | |||||
19 | Голова города Череповца- И.А. Милютин. | Обеспечить целостное представление обучающихся об истории развития города Череповца. Формировать представление о трудолюбии, любви к своей родине. | Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края. | ||
20 | Семья Верещагиных. Экскурсия в дом-музей Верещагина | Познакомить с известным художником и известным маслоделом Верещагиными. Способствовать развитию сознанного и положительно отношения к искусству, к культурным ценностям. Формировать представление о своем регионе как центре промышленного производства, хранителе исторической памяти. | Умение строить монологические высказывания, слушать других, быть благодарным, проявлять положительные эмоции. | ||
21 | Великий ученый-Н.М. Амосов. | Познакомить учащихся с биографией Н.М. Амосова, с его трудами. | Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края. | https://ru.wikipedia.org/wiki/Амосов,_Николай_Михайлович | |
22 | Они учились в нашей школе. Экскурсия к школьному уголку памяти В.Крылова | Познакомить учащихся с героем-авганцем В. Крыловым, совершившим героический поступок. Формировать чувство патриотизма, долга к Родине. | Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края. Формирование чувства ответственности за свою малую Родину. | ||
23 | Наши земляки-защитники Отечества. Посещение музея «Память сердца» | Воспитывать гражданско-патриотическое чувство. Познакомить с подвигами наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Формировать чувство гордости за своих земляков. | Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать правила общения. | ||
24 | Летчик-испытатель В.П. Чкалов. | Воспитывать гражданско-патриотическое чувство. Познакомить с В.П. Чкалова. Формировать чувство гордости за своих земляков. | Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края. | https://infourok.ru/prezentaciya-valeriy-chkalovlegendarniy-lyotchikispitatel-444885.html | |
25 | Музыкант, поэт-А.Н. Башлачёв. | Познакомить учащихся с биографией Александра Башлачёва, с его творчеством. | Умение строить монологические высказывания, слушать других, быть благодарным, проявлять положительные эмоции. | ||
26 | Исследовательская работа по теме: «Гордится Вологодчина их именами». | Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников, любви к родному краю. бережное отношения к наследию родного края. | Умение работать в группе, строить монологическое высказывание Поиск информации, умение делать выбор. | ||
Чем живет наш край (9 ч) | |||||
27 | Череповец-промышленная столица Вологодской области. | Формировать представление у учащихся о предприятиях нашей области. | Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности, осмысление своих возможностей. Умение соотносить полученные знания с реальными действиями и поступками. | https://ru.wikipedia.org/wiki/Череповец | |
28 | Промышленные предприятия города. | Формировать представление у учащихся о предприятиях нашей города. | Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности, осмысление своих возможностей. Умение соотносить полученные знания с реальными действиями и поступками. | https://ppt-online.org/307976 | |
29 | Металлургическая промышленность. Посещение музея металлургической промышленности. | Формировать представление у учащихся о металлургической промышленности. Познакомить учащихся с такими заводами как: ПАО "Северсталь". | Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению Умение делать выводы. | ||
30 | Химическая промышленность. Посещение музея «Зеленая планета» | Дать представление учащимся о химической промышленности. Познакомить учащихся с заводом ПАО "ФосАгро" | Умение планировать деятельность на уроке (ставить цель, организовывать рабочее пространство). | ||
31 | Череповецкий фанеро-мебельный комбинат. | Познакомить учащихся с производством ФМК, с видами переработки древесины. | Умение работать в группе. Умение моделировать. Осуществлять поиск информации. | http://cfmk.ru/ | |
32 | Череповецкая ГРЭС. | Формировать представление о тепловой электростанции. | Умение работать в паре (присоединяться к другому, выслушивать мнение другого, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию). | ||
33 | Транспортная сеть. Экскурсия в аэропорт г.Череповца | Формировать представление о транспортной системе Вологодской области. Познакомить учащихся с видами транспорта в Вологодской области. | Умение работать в группе. Умение моделировать. Осуществлять поиск информации. | ||
34 | Обзорная экскурсия по городу Череповцу. | Обобщить знания по данному курсу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников. Способствовать развитию осознанного положительного отношения и любви к культурным ценностям, истории родного города. | Называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие региона, знать и называть основные достопримечательности культурного назначения в родном городе. |
4.Описание материально – технического обеспечения.
Методические и учебные пособия
И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы)(Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).
А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
https://vologdatourinfo.ru/countrymans
Материально – техническая база
Наименование оборудования | Количество |
музыкальный центр | 1 |
Магнитофон | 1 |
Ноутбук | 1 |
Медиапроектор | 1 |