Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Родина — город Череповец» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 24 March 2019

Вологодская область

город Череповец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Моя Родина-город Череповец»

для учащихся 4 класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Зеткина Юлия Александровна,

учитель начальных классов

 

 

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

— овладение  предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

—   приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие управленческих способностей;

— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

— создание условий для  успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Данная программа является продолжением курса "Изучаем родной край", направлена на формирование у учащихся гражданско-патриотического долга, экологической культуры, положительного отношения к культурным ценностям родного края.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Моя Родина-город Череповец»  и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:

—   любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

—   владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

—   любящий свой народ, свой край и свою Родину;

—   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

—   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

—   доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

—   выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 Предметные результаты:

 4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своего края;

способность к самооценке;

осознание себя как гражданина России, череповчанина, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, Вологодской области, ответственности за общее благополучие;

знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире;

осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

основы экологической культуры.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

характеризовать особенности природы своего края: водоёмы, рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн) и Вологодской области; показывать на карте границы Российской Федерации, Вологодской области, находить на карте Вологодской области город Череповец,

описывать достопримечательности родного края;

называть ключевые даты и описывать события родного края;

характеризовать основные научные и культурные достижения своего региона;

описывать культурные достопримечательности Вологодского края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

4 класс  34 часа

Череповец-культурный город (10 ч).

Инструктаж по ОТ в кабинете. Родимые места. Первый вантовый мост в России. Камерный театр. Музеи города Череповца. Экскурсия в Дом- музей И. А. Милютина. Памятник Афанасию и Феодосию. Усадьба Гальских. Ледовый дворец. Создание проекта по курсу «Череповец-культурный город». Презентация творческих работ.

Православные Святыни города Череповца (8 ч)

Визитная карточка старинного Череповца. Воскресенский собор. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких Храм Рождества Христова. Экскурсия в храм. Храм преподобного Сергия Радонежского Храм-часовня Николая Чудотворца . Часовня преподобного Филиппа Ирапского. Экскурсия в часовню. Проект по теме: "Православные Святыни города Череповца". Презентация творческих работ.

Гордится Череповец их именами (8 ч)

Голова города Череповца- И.А. Милютин. Семья Верещагиных. Великий ученый-Н.М. Амосов. Они учились в нашей школе. Наши земляки-защитники Отечества. Летчик-испытатель В.П. Чкалов. Музыкант, поэт-А.Н. Башлачёв. Исследовательская работа по теме: «Гордится Череповец их именами».

Чем живет наш край (8 ч)

Череповец-промышленная столица Вологодской области. Промышленные предприятия нашего города. Металлургическая промышленность. Химическая промышленность. Череповеций фанеро-мебельный комбинат. Череповецкая ГРЭС. Транспортная сеть. Обзорная экскурсия по г.Череповцу.

3. Тематическое планирование

4 класс

п/п,

дата

дата

Тема урока

Цели

Характеристика учебной деятельности

Оборудование. Электронные образовательные ресурсы

Череповец-культурный город (10 ч).

1.

 

Инструктаж по ОТ в кабинете. Родимые места.

Познакомить и расширить знания детей о символах и главных достопримечательностях родного города. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

Умение планировать деятельность

Умение работать в паре.

(слушать и слышать других, не перебивать), понимать значимость вопроса , участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях.

 

2.

 

Первый вантовый мост в России.

Расширить кругозор учащихся о достопримечательностях города Череповца( Октябрьский мост); показать красоту и мощь вантового автомобильного моста через Шексну, вызвать интерес к профессии мостостроителя.

Умение определять цель выполнения заданий, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, ориентироваться в сети Интернет.

 

3.

 

Камерный театр

Продолжать знакомить учащихся с главными достопримечательностями Череповца, углубить знания об истории создания и развития Камерного театра,  с театральным искусством, его особенностях и репертуаре.

 Умение инициативно сотрудничать с учителем и со сверстниками в группах;

владеть формами монологической и диалогической речи.

 

4.

 

Музеи города Череповца

Стимулировать интерес детей к истории родного города, посредством знакомства с музеями нашего города.

Расширить знания детей об исторических и культурных объектах Череповца, его знаменитых людях

Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Умение моделировать Поиск информации

https://tonkosti.ru/Музеи_Череповца

5.

 

Экскурсия в Дом- музей И. А. Милютина

Познакомить учащихся с первым головой нашего города И. А. Милютиным, прослужившему на поприще общественной деятельности около полувека, его домом, результатами его работы на благо Родины.

Умение планировать, контролировать и оценивать предметную деятельность в соответствии с постановкой запланированных задач на урок и условиями их выполнения.

 

6.

 

Памятник Афанасию и Феодосию

Расширить представление учащихся об истории создания памятника Афанасию и Феодосию Преподобным-основателям города Череповца.

Умение определять цель выполнения заданий, аргументировать свои ответы называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие города.

 

7.

 

Усадьба Гальских

Продолжать знакомить учащихся с памятными местами родного города, приблизить детей к социокультурному и духовному  миру;

развивать целостное  представление о культурных традициях города.

 

Умение работать в группе, строить монологическое высказывание

Поиск информации, умение делать выбор.

http://чермо.рф/usadba-galskikh

8

 

Ледовый дворец

Приобщение детей к традициям большого спорта, знакомства с современным спортивным сооружением города Череповца, а также популяризации    детского  спорта.

Умение строить монологические высказывания, слушать других. Поиск информации, умение делать выбор.

http://www.arena-che.ru

9

 

Создание проекта по разделу: «Череповец-культурный город».

Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников. Способствовать развитию осознанного положительного отношения и любви к культурным ценностям, истории родного города.

Называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие региона, знать и называть основные достопримечательности культурного назначения в родном городе.

 

10

 

Презентация творческих работ.

Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников, любви к родному краю.

Умение выступать публично, представлять свою работу, строить свои монологические высказывания, слушать собеседника. Умение отвечать на поставленные вопросы.

Проектор, компьютер

Православные Святыни города Череповца (8 ч)

11

 

Визитная карточка старинного Череповца. Воскресенский собор.

Формировать представление о храме как духовной составляющей, как итоге общего труда, таланта и душевной щедрости многих людей.

Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Получение позитивного опыта бесконфликтного взаимодействия.

https://ppt4web.ru/istorija/voskresenskijj-sobor-v-zhizni-gorozhan.html

12

 

Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Дать представление учащимся о преподобных отцах наших Афанасия и Феодосия Чере́повских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы

Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов.

 

13

 

Храм Рождества Христова. Экскурсия в храм

Формировать представление об иконе как хранителе и спутнике человека во всех жизненно важных обстоятельствах, дающего ощущение душевного равновесия .

Умение инициативно сотрудничать с учителем и со сверстниками в группах. Считаться с мнением других. Приходить к согласию. Умение делать нравственный выбор, понимать и принимать ответственность за свои решения и действия. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/02/23/rozhdestvo-khristovo

14

 

Храм преподобного Сергия Радонежского

Дать представление учащимся о иеромонахе Русской церкви, реформаторе монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря. Познакомить с понятием «Праведная жизнь» Сергия Радонежского

Поиск информации, умение делать выбор.

Проявлять чувство благоговения перед святынями.

https://infourok.ru/prezentaciya_na_temu_sergiy_radonezhskiy-305100.htm

15

 

Храм-часовня Николая Чудотворца 

Дать представление о самом

почитаемом святом в православии, чудотворце, покровителе моряков, путешественников, сирот и заключенных Николая Чудотворца.

Проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру и людям.

Проявлять чувство благоговения перед святынями

https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/nikolajj-chudotvorec.html

16

 

Часовня преподобного Филиппа Ирапского. Экскурсия в часовню

Познакомить учащихся с

основателем Ирапской пустыни Филиппом Ирапским.

Понимание информации, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов.

Проявлять чувство благоговения перед святынями

 

17

 

Проект по теме: "Православные Святыни города Череповца".

Обобщить знания по данному разделу, воспитывать духовные чувств школьников, благовение перед святынями.

Умение работать в группе, строить монологическое высказывание

Поиск информации, умение делать выбор.

Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Проявлять чувство благоговения перед святынями.

 

18

 

Презентация творческих работ.

Обобщить знания по данному разделу, воспитывать духовные чувств школьников, благовение перед святынями.

Умение работать в группе, строить монологическое высказывание

Поиск информации, умение делать выбор.

Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Проявлять чувство благоговения перед святынями.

 

Гордится Вологодчина их именами (8 ч)

19

 

Голова города Череповца- И.А. Милютин.

Обеспечить целостное представление обучающихся об истории развития города Череповца. Формировать представление о трудолюбии, любви к своей родине.

Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Милютин,_Иван_Андреевич

20

 

Семья Верещагиных.

Экскурсия в дом-музей Верещагина

Познакомить с известным художником и известным маслоделом Верещагиными. Способствовать развитию сознанного и положительно отношения к искусству, к культурным ценностям. Формировать представление о своем регионе как центре промышленного производства, хранителе исторической памяти.

Умение строить монологические высказывания, слушать других, быть благодарным, проявлять положительные эмоции.

 

21

 

Великий ученый-Н.М. Амосов.

Познакомить учащихся с биографией Н.М. Амосова, с его трудами.

Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Амосов,_Николай_Михайлович

22

 

Они учились в нашей школе. Экскурсия к школьному уголку памяти В.Крылова

Познакомить учащихся с героем-авганцем В. Крыловым, совершившим героический поступок. Формировать чувство патриотизма, долга к Родине.

Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края. Формирование чувства ответственности за свою малую Родину.

 

23

 

Наши земляки-защитники Отечества.

Посещение музея «Память сердца»

Воспитывать гражданско-патриотическое чувство. Познакомить с подвигами наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Формировать чувство гордости за своих земляков.

Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать правила общения.

 

24

 

Летчик-испытатель В.П. Чкалов.

Воспитывать гражданско-патриотическое чувство. Познакомить с В.П. Чкалова. Формировать чувство гордости за своих земляков.

Умение работать в группе, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию истории края.

https://infourok.ru/prezentaciya-valeriy-chkalovlegendarniy-lyotchikispitatel-444885.html

25

 

Музыкант, поэт-А.Н. Башлачёв.

Познакомить учащихся с биографией Александра Башлачёва, с его творчеством.

Умение строить монологические высказывания, слушать других, быть благодарным, проявлять положительные эмоции.

 

26

 

Исследовательская работа по теме: «Гордится Вологодчина их именами».

Обобщить знания по данному разделу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников, любви к родному краю. бережное отношения к наследию родного края.

Умение работать в группе, строить монологическое высказывание

Поиск информации, умение делать выбор.

https://vologdatourinfo.ru/countrymans

Чем живет наш край (9 ч)

27

 

Череповец-промышленная столица Вологодской области.

Формировать представление у учащихся о предприятиях нашей области.

Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности, осмысление своих возможностей. Умение соотносить полученные знания с реальными действиями и поступками.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Череповец

28

 

Промышленные предприятия города.

Формировать представление у учащихся о предприятиях нашей города.

Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности, осмысление своих возможностей. Умение соотносить полученные знания с реальными действиями и поступками.

https://ppt-online.org/307976

29

 

Металлургическая промышленность. Посещение музея металлургической промышленности.

Формировать представление у учащихся о металлургической промышленности. Познакомить учащихся с такими заводами как: ПАО "Северсталь".

Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению

Умение делать выводы.

 

30

 

Химическая

промышленность. Посещение музея «Зеленая планета»

Дать представление учащимся о химической промышленности. Познакомить учащихся с заводом ПАО "ФосАгро"

Умение планировать деятельность на уроке (ставить цель, организовывать рабочее пространство).

 

31

 

Череповецкий фанеро-мебельный комбинат.

Познакомить учащихся с производством ФМК, с видами переработки древесины.

Умение работать в группе. Умение моделировать. Осуществлять поиск информации.

http://cfmk.ru/

32

 

Череповецкая ГРЭС.

Формировать представление о тепловой электростанции.

Умение работать в паре (присоединяться к другому, выслушивать мнение другого, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию).

 

33

 

Транспортная сеть. Экскурсия в аэропорт г.Череповца

Формировать представление о транспортной системе Вологодской области. Познакомить учащихся с видами транспорта в Вологодской области.

Умение работать в группе. Умение моделировать. Осуществлять поиск информации.

 

34

 

Обзорная экскурсия по городу Череповцу.

Обобщить знания по данному курсу, воспитывать гражданско-патриотических чувств школьников. Способствовать развитию осознанного положительного отношения и любви к культурным ценностям, истории родного города.

Называть ключевые даты, относящиеся к возникновению г. Череповца, описывать событие этого исторического этапа, распознавать имена великих людей г. Череповца и называть их вклад в развитие региона, знать и называть основные достопримечательности культурного назначения в родном городе.

 

4.Описание материально – технического обеспечения.

Методические и учебные  пособия

 И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы)(Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).

 А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

 http://kirillov-monastyr.ru/

https://www.metod-kopilka.ru/

https://vologdatourinfo.ru/countrymans

http://votchina-dm.ru/

https://infourok.ru/

Материально  – техническая база

Наименование оборудования

Количество

музыкальный центр

1

Магнитофон

1

Ноутбук

1

Медиапроектор

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.