Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая Родина»

2
0
Материал опубликован 30 April 2020

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Моя малая Родина»

Авторы-составители:

1. Бондарева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области.

2. Терешко Елена Олеговна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области.

Регион, населённый пункт: Смоленская область, Смоленский район, д. Богородицкое.

Тезисы

Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

В основе реализации программы  лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому и настоящему родного края.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Моя малая Родина»

Аннотация к рабочей программе курса «Моя малая Родина»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя мала Родина» для 1-4 классов составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 со всеми изменениями. В основу программы положены: Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование); методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; формирование знаний об охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;

Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности;

Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.

Программа «Моя малая Родина» рассчитана на 135 часов. В первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа.

 Содержание программы  отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

В основе реализации программы  «Моя малая Родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

Актуальность

Сегодня, наиболее актуальной задачей образования является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны. Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у детей представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России.

Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является краеведение. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, области; природные условия; растительный и животный мир и т.д. Занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.

Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; формирование знаний об охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;

развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности;

воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.

Место в учебном плане

Программа «Моя малая Родина» рассчитана на 135 часов. В первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностей;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У обучающегося будут сформированы:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край;

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику Смоленской области, города;

описывать достопримечательности Смоленщины;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;

работать с атласом, глобусом и картой;

находить на карте свой регион и его главный город;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

работать в семейных архивах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы организации и виды деятельности школьников

Курс «Моя малая Родина» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр видеофрагментов, сбор материала для краеведческого музея школы.

Формы организации учебного процесса: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки-путешествия, утренники, игры, викторины и др.

Для того чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения события.

Содержание курса «Моя малая Родина»

Географическое положение, границы и территория Смоленской области. Особенности рельефа, климата Смоленщины. Растения. Грибы. Животные. Меры по охране природы в Смоленской области. Правила поведения в природе. Красная книга.

Предки смолян, их занятия. Торговые связи смолян в древности. Современная символика Смоленщины. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Названия некоторых башен Смоленской крепости. Героические страницы смоленской земли: Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины. Награды Смоленска и области. Земляки, прославившие родной край.

Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники.

Промежуточная аттестация будет проводиться в конце года в виде проекта.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Город, в котором я живу

10

11

11

11

2.

Культура

6

7

6

5

3.

Животный и растительный мир

6

6

6

6

4.

Рельеф. Климат

6

5

6

6

5.

Проект

5

5

5

6


Всего:

33

34

34

34

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Дата

Тема

Город, в котором я живу (10 ч)


Город Смоленск и его история


Достопримечательности города


Название улиц города


Известные земляки


Традиции города


Памятные места города Смоленска


Профессии людей в городе


Место, где я живу


Экскурсии по городу


Рисунки и рассказы о своем городе

Культура (6 ч)


Символика Смоленской области


Смоленщина в современном мире


Наши предки


Праздники


Игры и хороводы


Традиции

Животный и растительный мир (6 ч)


Растения нашего края


Деревья


Кустарники


Грибы


Животные нашего края


Охрана природы

Рельеф. Климат (6 ч)


Общее положение Смоленской области на карте


Реки Смоленской области


Озера Смоленской области


Водохранилища Смоленской области


Болота Смоленской области


Сезонные изменения

Проект «Изготовление кормушек для птиц родного края» (5 ч)


Разработка проекта. Определение целей, задач.


Выполнение проекта. Распределение ролей, изготовление изделия


Выполнение проекта. Распределение ролей, изготовление изделия


Защита проекта. Развешивание кормушек на деревьях


Защита проекта. Развешивание кормушек на деревьях

2 класс

Дата

Тема

Город, в котором я живу (11 ч)


Смоленск – древний город кривичей


Предки смолян и их род деятельности


Торговые связи смолян. Путь «из варяг в греки»


Географическое положение древних городов нашего края


Герб и флаг города Смоленска


Причины возведения крепостной стены в Смоленске


Башни крепости


Зодчий Федор Конь


Сущность понятия «Город-воин»


Экскурсия на крепостную стену


Викторина «Знаешь ли ты, свой край родной?»

Животный и растительный мир (6 ч)


Растения нашего края


Смоленский лён


Млекопитающие


Птицы


Рыбы


Красная книга

Рельеф. Климат (5 ч)


Сезонные изменения


Ветер


Облачность


Осадки


Дневник наблюдений

Культура (7 ч)


Люди, прославившие наш край


Первый космонавт Ю. Гагарин


Создатель русской классической музыки М.И. Глинки


Смоленский поэт-песенник М.В. Исаковский


Исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский


Поэт А.Т. Твардовский


Викторина «Знаменитые люди Смоленщины»

Проект «Изготовление макета русской избы» (5 ч)


Разработка проекта. Определение целей, задач


Сбор информации о русской избе


Выполнение проекта, распределение ролей, изготовление избы


Выполнение проекта, распределение ролей, изготовление избы


Защита проекта. Представление своих макетов

3 класс

Дата

Тема

Город, в котором я живу (11 ч)


Военное прошлое Смоленска


Военное прошлое Смоленска


Битва с монголо-татарами. Герои этой войны


Значение сражения под Смоленском


Война с Польшей 1609-1611 гг.


Героическая оборона  Смоленска 1609-1611 гг.


Отечественная война 1812 года


Сражение за Смоленск, его значение


Партизанское движение на территории Смоленщины


Практическая работа «Сопоставление фактов военного прошлого родного города»


Экскурсия в исторический музей

Животный и растительный мир (6 ч)


Растения лесов


Растения лугов


Растения водоёмов


Пресмыкающиеся. Земноводные


Ракообразные


Красная книга

Рельеф. Климат (6 ч)


Основные формы рельефа


Возвышенности


Низменности


Положительные формы рельефа


Отрицательные формы рельефа


Методы борьбы с отрицательными формами рельефа

Культура (6 ч)


Наши предки


Жилища и предметы быта


Жилища и предметы быта


Как одевались в прошлом


Праздники


Игры и хороводы

Проект «Изготовление рукописной книги» (5 часа)


Определение целей, задач, и содержания рукописной книги


Узнать, что такое рукописная книга, как она создавалась


Изготовление рукописной книги


Изготовление рукописной книги


Защита проекта

4 класс

Дата

Тема

Город, в котором я живу (11 ч)


Война с Германией. Смоленское сражение


Освобождение от немецко-фашистских захватчиков


Последствия войны и оккупации


Трудовые подвиги народа


Восстановление Смоленска


Места боевой Славы


Награды Смоленска и Смоленской области


Смоленск-город-герой


Памятники и памятные места на Смоленщине


Практическое занятие «Нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах»


Конкурс знатоков родного края

Животный и растительный мир (6 ч)


Растения лесов


Растения лесов


Млекопитающие


Птицы


Рыбы


Красная книга

Рельеф. Климат (6 ч)


История формирования рельефа Смоленской области


Климат


Характеристика климата по сезонам года


Опасные явления погоды


Неблагоприятные явления погоды


Изменения в климате

Культура (5 ч)


История возникновения города Смоленск


Храмы Смоленска


Монастыри Смоленска


Храмы и монастыри Смоленской области


Архитектурные особенности города Смоленск

Проект «Изготовление макета усадьбы М.И. Глинки» (6 часа)


Подготовка к проекту. Определение целей, задач проекта


Сбор информации об усадьбе


Распределение ролей по выполнению проекта, выполнение макета


Распределение ролей по выполнению проекта, выполнение макета


Защита проекта. Представление макета усадьбы


Защита проекта. Представление макета усадьбы


18

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.