Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая Родина»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Моя малая Родина»
Авторы-составители:
1. Бондарева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области.
2. Терешко Елена Олеговна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области.
Регион, населённый пункт: Смоленская область, Смоленский район, д. Богородицкое.
Тезисы
Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому и настоящему родного края.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Моя малая Родина»
Аннотация к рабочей программе курса «Моя малая Родина»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя мала Родина» для 1-4 классов составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 со всеми изменениями. В основу программы положены: Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование); методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; формирование знаний об охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности;
Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Программа «Моя малая Родина» рассчитана на 135 часов. В первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
В основе реализации программы «Моя малая Родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Актуальность
Сегодня, наиболее актуальной задачей образования является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны. Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у детей представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России.
Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является краеведение. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, области; природные условия; растительный и животный мир и т.д. Занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.
Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; формирование знаний об охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности;
воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Место в учебном плане
Программа «Моя малая Родина» рассчитана на 135 часов. В первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностей;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У обучающегося будут сформированы:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Смоленской области, города;
описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы организации и виды деятельности школьников
Курс «Моя малая Родина» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр видеофрагментов, сбор материала для краеведческого музея школы.
Формы организации учебного процесса: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки-путешествия, утренники, игры, викторины и др.
Для того чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения события.
Содержание курса «Моя малая Родина»
Географическое положение, границы и территория Смоленской области. Особенности рельефа, климата Смоленщины. Растения. Грибы. Животные. Меры по охране природы в Смоленской области. Правила поведения в природе. Красная книга.
Предки смолян, их занятия. Торговые связи смолян в древности. Современная символика Смоленщины. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Названия некоторых башен Смоленской крепости. Героические страницы смоленской земли: Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины. Награды Смоленска и области. Земляки, прославившие родной край.
Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники.
Промежуточная аттестация будет проводиться в конце года в виде проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1. | Город, в котором я живу | 10 | 11 | 11 | 11 |
2. | Культура | 6 | 7 | 6 | 5 |
3. | Животный и растительный мир | 6 | 6 | 6 | 6 |
4. | Рельеф. Климат | 6 | 5 | 6 | 6 |
5. | Проект | 5 | 5 | 5 | 6 |
| Всего: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Тема |
Город, в котором я живу (10 ч) | ||
| Город Смоленск и его история | |
| Достопримечательности города | |
| Название улиц города | |
| Известные земляки | |
| Традиции города | |
| Памятные места города Смоленска | |
| Профессии людей в городе | |
| Место, где я живу | |
| Экскурсии по городу | |
| Рисунки и рассказы о своем городе | |
Культура (6 ч) | ||
| Символика Смоленской области | |
| Смоленщина в современном мире | |
| Наши предки | |
| Праздники | |
| Игры и хороводы | |
| Традиции | |
Животный и растительный мир (6 ч) | ||
| Растения нашего края | |
| Деревья | |
| Кустарники | |
| Грибы | |
| Животные нашего края | |
| Охрана природы | |
Рельеф. Климат (6 ч) | ||
| Общее положение Смоленской области на карте | |
| Реки Смоленской области | |
| Озера Смоленской области | |
| Водохранилища Смоленской области | |
| Болота Смоленской области | |
| Сезонные изменения | |
Проект «Изготовление кормушек для птиц родного края» (5 ч) | ||
| Разработка проекта. Определение целей, задач. | |
| Выполнение проекта. Распределение ролей, изготовление изделия | |
| Выполнение проекта. Распределение ролей, изготовление изделия | |
| Защита проекта. Развешивание кормушек на деревьях | |
| Защита проекта. Развешивание кормушек на деревьях |
2 класс
№ | Дата | Тема |
Город, в котором я живу (11 ч) | ||
| Смоленск – древний город кривичей | |
| Предки смолян и их род деятельности | |
| Торговые связи смолян. Путь «из варяг в греки» | |
| Географическое положение древних городов нашего края | |
| Герб и флаг города Смоленска | |
| Причины возведения крепостной стены в Смоленске | |
| Башни крепости | |
| Зодчий Федор Конь | |
| Сущность понятия «Город-воин» | |
| Экскурсия на крепостную стену | |
| Викторина «Знаешь ли ты, свой край родной?» | |
Животный и растительный мир (6 ч) | ||
| Растения нашего края | |
| Смоленский лён | |
| Млекопитающие | |
| Птицы | |
| Рыбы | |
| Красная книга | |
Рельеф. Климат (5 ч) | ||
| Сезонные изменения | |
| Ветер | |
| Облачность | |
| Осадки | |
| Дневник наблюдений | |
Культура (7 ч) | ||
| Люди, прославившие наш край | |
| Первый космонавт Ю. Гагарин | |
| Создатель русской классической музыки М.И. Глинки | |
| Смоленский поэт-песенник М.В. Исаковский | |
| Исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский | |
| Поэт А.Т. Твардовский | |
| Викторина «Знаменитые люди Смоленщины» | |
Проект «Изготовление макета русской избы» (5 ч) | ||
| Разработка проекта. Определение целей, задач | |
| Сбор информации о русской избе | |
| Выполнение проекта, распределение ролей, изготовление избы | |
| Выполнение проекта, распределение ролей, изготовление избы | |
| Защита проекта. Представление своих макетов |
3 класс
№ | Дата | Тема |
Город, в котором я живу (11 ч) | ||
| Военное прошлое Смоленска | |
| Военное прошлое Смоленска | |
| Битва с монголо-татарами. Герои этой войны | |
| Значение сражения под Смоленском | |
| Война с Польшей 1609-1611 гг. | |
| Героическая оборона Смоленска 1609-1611 гг. | |
| Отечественная война 1812 года | |
| Сражение за Смоленск, его значение | |
| Партизанское движение на территории Смоленщины | |
| Практическая работа «Сопоставление фактов военного прошлого родного города» | |
| Экскурсия в исторический музей | |
Животный и растительный мир (6 ч) | ||
| Растения лесов | |
| Растения лугов | |
| Растения водоёмов | |
| Пресмыкающиеся. Земноводные | |
| Ракообразные | |
| Красная книга | |
Рельеф. Климат (6 ч) | ||
| Основные формы рельефа | |
| Возвышенности | |
| Низменности | |
| Положительные формы рельефа | |
| Отрицательные формы рельефа | |
| Методы борьбы с отрицательными формами рельефа | |
Культура (6 ч) | ||
| Наши предки | |
| Жилища и предметы быта | |
| Жилища и предметы быта | |
| Как одевались в прошлом | |
| Праздники | |
| Игры и хороводы | |
Проект «Изготовление рукописной книги» (5 часа) | ||
| Определение целей, задач, и содержания рукописной книги | |
| Узнать, что такое рукописная книга, как она создавалась | |
| Изготовление рукописной книги | |
| Изготовление рукописной книги | |
| Защита проекта |
4 класс
№ | Дата | Тема |
Город, в котором я живу (11 ч) | ||
| Война с Германией. Смоленское сражение | |
| Освобождение от немецко-фашистских захватчиков | |
| Последствия войны и оккупации | |
| Трудовые подвиги народа | |
| Восстановление Смоленска | |
| Места боевой Славы | |
| Награды Смоленска и Смоленской области | |
| Смоленск-город-герой | |
| Памятники и памятные места на Смоленщине | |
| Практическое занятие «Нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах» | |
| Конкурс знатоков родного края | |
Животный и растительный мир (6 ч) | ||
| Растения лесов | |
| Растения лесов | |
| Млекопитающие | |
| Птицы | |
| Рыбы | |
| Красная книга | |
Рельеф. Климат (6 ч) | ||
| История формирования рельефа Смоленской области | |
| Климат | |
| Характеристика климата по сезонам года | |
| Опасные явления погоды | |
| Неблагоприятные явления погоды | |
| Изменения в климате | |
Культура (5 ч) | ||
| История возникновения города Смоленск | |
| Храмы Смоленска | |
| Монастыри Смоленска | |
| Храмы и монастыри Смоленской области | |
| Архитектурные особенности города Смоленск | |
Проект «Изготовление макета усадьбы М.И. Глинки» (6 часа) | ||
| Подготовка к проекту. Определение целей, задач проекта | |
| Сбор информации об усадьбе | |
| Распределение ролей по выполнению проекта, выполнение макета | |
| Распределение ролей по выполнению проекта, выполнение макета | |
| Защита проекта. Представление макета усадьбы | |
| Защита проекта. Представление макета усадьбы |
18