Статья на тему «Образовательная робототехника как средство развития мелкой моторики у детей с ДЦП в условиях ФГОС НОО»

0
0
Материал опубликован 15 November 2020

Авторы: Токмашева Ирина Александровна

Сергеева Анна Юрьевна

Образовательная робототехника как средство развития мелкой моторики у детей с ДЦП в условиях ФГОС НОО

Актуальность: На сегодняшний день робототехника является одной из самых динамично развивающихся областей промышленности. Уже невозможно представить нашу жизнь в современном мире без механических машин, которые применяются абсолютно во всех сферах жизни и деятельности человека: в медицине, в космосе, в промышленности, в военных действиях, помогают в быту. Роботы и вся относящаяся к ним техника постоянно совершенствуются и развиваются.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Век компьютерной техники предоставляет новые возможности в работе с детьми.

Всё большую популярность приобретает образовательная робототехника. С её помощью дети учатся основам компьютерной грамотности, принципам программирования, пониманию принципов работы различных механизмов, самостоятельному проектированию конструкций и, что немаловажно, работе в составе команды.

Ключевые слова: робототехника, образовательная робототехника, конструирование, программирование.

Уже в младшем возрасте дети стараются понять, как устроены те или иные двигательные игрушки. В нашей школе обучаются дети с диагнозом ДЦП. Для таких детей, как отмечается в ФГОС НОО, особое значение имеет создание условий для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребёнка, его успешного адаптирования в сегодняшнем реальном мире.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном классе. Для этого у нас оборудована коррекционная зона, что является одной из задач при коррекции нарушений мелкой моторики у детей с ДЦП. В ней размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Также в классе есть не только учебное, но и игровое пространство, использование которого является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья обучающихся с диагнозом ДЦП. Здесь есть различные игры и игрушки, но особое место занимают лего-конструкторы. Lego Wedo, Lego Механик, Lego Mindstorms Education EV3, который является новинкой в поколении образовательной робототехники, позволяющей изучать естественные науки, такие, как математика, информатика, физика и др. Дети с удовольствием собирают и конструируют различные игрушки, от простого к сложному осваивают механизмы. Стремятся сделать каждый раз всё более интересную и не похожую на предыдущую постройку, собирают роботов. Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС НОО. У обучающихся с диагнозом ДЦП образовательная робототехника особо эффективна. Дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают при этом определённый продукт своей деятельности. Когда ребёнок собирает модель робота, у него включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, включаются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера. Всё это оказывает мощное воздействие на работу коры головного мозга, следовательно, и на развитие ребёнка. Поэтому, применение лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с диагнозом ДЦП.

Учебный класс также оборудован компьютерами, интерактивной доской, что помогает детям ещё больше углубиться в мир робототехники. По программному коду и готовым блок-схемам дети конструируют роботов, что побуждает работать и голову, и руки. А это в целом положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, который и сам не замечает, как он осваивает устный счёт, состав числа. Часто дети работают в парах, в подгруппах, распределяя роли и обязанности, выполняя правила игры, социализируясь в обществе.

В настоящее время внедрения ФГОС направление робототехники приобретает очень большое значение. Второй год в нашем учреждении в рамках внеурочной деятельности «Юные инженеры», мы проводим занятия по робототехнике. Это учит детей применять теоретические знания на практике, развивает все высшие психические функции, креативность, а главное развивает мелкую моторику, что для детей с ДЦП является неотъемлемой частью коррекционной работы. Нами была разработана программа внеурочной деятельности для детей с ДЦП «Юные инженеры» и приобретены комплекты конструктора Lego Wedo, Lego Механик, Lego Mindstorms.

Цель внеурочной деятельности: Развитие воссоздающего и творческого воображения и развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Задачи: Развивать мелкую моторику у детей за счет работы с мелкими деталями конструкторов, обучить навыкам конструирования, научить детей договариваться между собой и работать в команде.

За время реализации данной программы, мы увидели значительные улучшения состояния мелкой моторики у наших учащихся: дети самостоятельно могли взять маленькие предметы, подчерк стал намного лучше и т.д. Это доказывает эффективность Робототехники в развитии мелкой моторики.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сфера робототехники – это активно развивающаяся и подающая огромные надежды сфера, это мир высоких технологий. И внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров уже с младшего возраста, а детям с диагнозом ДЦП полностью социализироваться в нынешнем мире.

Используемая литература:

Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие/Т.Ф.Мирошкина, Л.Е.Соловьёва, А.Ю.Могилёва, Л.П.Перфильева; под рук.В.Н.Халамова.; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл.центр информатики и материально-технического обеспечения оюразовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл. (РКЦ) – Челябинск: Взгляд, 2011 – 152 с.: ил.

Образовательная робототехника/ Электронный класс: [Электронный ресурс]. – URL:http://www.openclass.ru/node/170617

Корягин А.В. Образовательная робототехника. Сборник методических рекомендаций и практикумов. – ДМК Пресс, 2016.

Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013.

Интернет-ресурс: http://robotics.su/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.