Статья «Психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

1
0
Материал опубликован 13 May 2019 в группе

 Психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Алексеева Алевтина Николаевна, логопед-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №176 «Золотой петушок», г. Чебоксары

Под педагогическими условиями мы будем понимать организацию пространства детей дошкольного возраста, предметной среды, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, обеспечение руководства деятельностью детей в целях развития их способностей.

На настоящий момент в психолого-педагогической литературе изучены и систематизированы различные психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. К ним относят: упражнения на развитие общей моторики, внимания, восприятия, активизация межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного зрительного опыта, обучение самоконтролю и пр. Авторами подчеркивается необходимость использования игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве.

В исследованиях накоплены факты, характеризующие пальчиковые игры как форму организации обучения, выполняющую важные функции; правила, требования и особенности ее организации (этапы, методы, оборудование, руководство и пр.) в зависимости от нарушения, имеющегося у ребенка.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление[2]. Для этого используются приемы, которые рекомендует Б.С.Волков [2]:

-систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

-последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

-все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

-если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие[4].

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.)[6].

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ продолжают добиваться поставленной цели [8].

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам ДОУ добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением[9].

Однако традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей со зрительной патологией проговаривание стихов одновременно с движениями обладает следующими преимуществами: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

В ходе таких физкультминуток детям можно предложить «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Отмечено и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук в физкультминутки на занятиях логопеда, воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями зрения и речи[7].

Такой подход позволяет:

регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей с дефектами зрения;

совершенствовать внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью;

облегчить усвоение навыков письма.

Большое внимание при подготовке руки ребенка к письму нужно уделить рукоделию: вышивке, шитью, вязанию. Кроме пальчиковой гимнастики, работы ножницами, занятий рукоделием, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания[11].

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.

Выполнение графических движений детьми с нарушением зрения в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Детям 3–4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек, различные их сочетания ярких цветов. Они учатся создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги. Дети со зрительным дефектом осваивают линии в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «столбиков», «проводов» и др.

Когда дети овладеют вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, нужно начинать осваивать сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Это позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «домик»[5].

При выполнении этих и других заданий взрослые (воспитатели, логопед, родители) помогают детям удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз в определенном ритме. Задания, конечно, нужно варьировать, постепенно усложнять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Взрослым следует, учитывая индивидуальные особенности детей с нарушением зрения, а также степень сложности зрительной патологии, продумывать и правильно подбирать фон бумаги, возможность ярких сочетаний красок, использование карандашей и т.д.

Развитие движений рук, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематичной тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко делать им движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Задания для детей 5–6 лет усложняются. Необходимо давать упражнения в тетради, но прежде надо научить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно держать ручку. Переучивать всегда сложнее. Длительность графических упражнений не должна превышать 5-6 минут. Не рекомендуется торопить ребенка, так как у каждого свой темп письма.

Занимаясь этой проблемой, мы пришли к выводу, что:

работу по развитию мелкой моторики рук и формированию графомоторных навыков нужно сделать постоянной и регулярной в системе занятий логопеда и других педагогов, а также при активном участии родителей;

работу по развитию мелкой моторики нужно начинать в раннем возрасте, задолго до поступления в школу;

подготовительную работу в освоении графического навыка следует начинать в три-четыре года.

Особо хотим отметить, что коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, специфична. Она требует владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности и дидактических пособий[3].

Одной их значимых наук для развития двигательной сферы является кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, развиваются межполушарное взаимодействие, а значит, создаются предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения. Регулярное проведение таких упражнений позволяет выработать правильное речевое дыхание и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания.

Кинезиологические методики, предложенные А.Л. Сиротюк[13], А.В. Семенович[12] направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Целью таких упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления)[10].

Вышеизложенное позволяет констатировать, что совокупность психолого-педагогических условий: упражнения на развитие общей моторики, внимания, восприятия, активизация межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного зрительного опыта, обучение самоконтролю - будет способствовать эффективному развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет с нарушениями зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 240 с.: ил.

Волков, Б. С. Детская психология: Логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. – 2002. – С. 256

Гореева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Н. Гореева // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6.

Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина – 4-е изд., перераб. и допол. – Санкт-Петербург : Питер. – 2006. – С. 208.

Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. - C. 384

Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова. – Москва : Просвещение, 2007, – C. 152.

Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2000. –C. 416.

Коррекционная направленность физминуток в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения / В. З. Денискина, Т. Н. Машкова // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003.– № 4.– С. 4-11.

Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – С. 320, С. 186-189.

Петрова, В. Г., Белякова, И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2000.

Сековец, Л. С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания / Л. С. Сековец // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. - № 2.

Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений / А. В. Семенович. – Москва : Академия, 2002.

Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. - Москва, 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации