12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Гладкова403
Учитель-дефектолог, учитель трудового обучения, руководитель МО учителей трудового обучения
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут

29.03.2017 г.

СООБЩЕНИЕ

«Ручной труд как средство развитие мелкой моторики

у детей с умственной отсталостью»

В коррекционной педагогике огромное значение придаётся ручному труду. Эти занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. 

Занятия по труду на момент поступления ребёнка в школу являются одними из наиболее сложных. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития.

Дети с легкой степенью умственной отсталости страдают моторной неловкостью, неустойчивой координацией движений, не проявляют желания активно действовать с предметами. Такие дети не могут правильно удерживать в руках карандаш, кисточку, не способны регулировать силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, даже смять, сложить, разорвать обычный лист бумаги им порой очень сложно.

Чтобы детям всегда было интересно и занимательно, необходимо использовать в обучении игру. Поддержать интерес к занятиям ручным трудом помогают: игры на знакомство с бумагой и её свойствами, с основными приёмами работы (складывается, рвётся, мнётся, сгибается, склеивается, режется ножницами).

Существует наиболее распространенная схема урока ручного труда:

Организация детского коллектива.

Организация рабочего места.

Сообщение темы урока.

Сообщение познавательных сведений.

Ориентировка в задании.

Выполнение изделий по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы.

Оценка качества выполненного изделия.

Подведение итогов работы.

Организация детского коллектива.

В работе с детьми данной категории очень важно уделять особое значение выработке организационных умений и навыков. Она начинается еще до начала урока и заключается в подготовке к нему в выполнении таких действий, как: мытье рук перед началом работы, надевание соответствующей рабочей одежды. Важно также воспитывать у детей привычку ничего не трогать на рабочем месте без разрешения учителя.

Сообщение темы урока.

Этот этап выполняет функцию мотивационного звена деятельности. Успешность любой работы с умственно отсталыми учащимися во многом зависит от того, насколько удалось заинтересовать их намеченным делом. Необходимо привлечь внимание детей к предстоящей работе, показать, что изделие, которое они сегодня будут делать, не только красивое, но и полезное.

Организация рабочего места.

В кабинете ручного труда у каждого обучающегося должно быть определенное рабочее место. Начиная обучение, учитель объясняет и показывает, как его организовать. В ходе урока также следует напоминать учащимся, что инструменты и материалы следует класть на отведенное место (коробочка).

Сообщение и повторение познавательных сведений.

Этот этап урока предполагает яркий, наглядный и короткий рассказ или беседу с обязательной демонстрацией наглядного материала. Это могут быть коллекции ниток, тканей, разных сортов бумаги, различные виды картона, гофрированная бумага, ниток, синтепон, проволока, ткань различной фактуры, пуговицы, ленты, тесьму, различные виды шнуров, иглы, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, а также семена растений, различные виды круп и макарон, зёрна кофе и т. д. Они являются замечательным и доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ними.

На этом этапе вводятся новые понятия, термины, поэтому необходимо проведение словарной работа (здесь прослеживается взаимосвязь с уроками чтения, развития речи). Можно вводить в словарь слова, обозначающие признаки различных предметов, стежков или материалов, инструментов, приспособлений.

Например: шаблон, косой стежок, сгиб, срез.

Можно подбирать с детьми слова близкие по звуку, но разные по смыслу:

рисунок – рисовать, сгиб-согнуть, срез-срезать, центр-центральный, угол – угольник - угловой.

Ориентировка в задании.

На этом этапе сначала ученики слушают и повторяют анализ, данный учителем, затем участвуют в коллективном анализе изделия. При анализе образца следует отмечать такие особенности, как назначение предмета, крупные и мелкие части его, детали этих частей, величину, форму, цвет, материал, места прикрепления деталей.

Планирование выполнения изделия.

Учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией.

В отличии от ребёнка массовой школы, дети 8 вида не способны планировать свою работу, запоминать последовательность работы и трудовых операций, плохо переключаются с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя. Поэтому,  во время занятия всегда применяется многократное и систематическое повторение.

Например, последовательности нанесения клея: открываем колпачок, аккуратно наносим капельки клея на основную деталь, размазываем клей кисточкой от центра к краям, закрываем колпачок клея, аккуратно убираем салфеткой излишки клея.


 

На уроках ручного труда обязательно применение технологических карт с обязательным соблюдением логики выполнения изделия.

Особое внимание на каждом занятии уделяется повторению техники безопасности перед выполнением практической работы. Обязательно проговариваются правила работы с клеем, ножницами, иглой. Дети должны помнить, что кабинет трудового обучения является опасным, не забывать о правилах поведения в кабинете до, во время и после работы.

Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над изделием, способствует развитию речи. В дальнейшем учащиеся отчитываются и самостоятельно.

Вопросы могут быть следующими:

Что ты делал на уроке?

Из каких материалов?

Какими инструментами, приспособлениями ты пользовался?

С чего ты начинал работу?

Какую деталь выполнял потом?

Где закреплял ту или иную деталь?

Какие ошибки ты допустил?

Получилась ли у тебя твоя поделка?

 

Оценка качества готовых изделий.

 Данная категория учащихся неадекватно оценивает результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. Поэтому, необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Важно привлекать детей к обсуждению качества не только своих работ, но и работ товарищей.

Подведение итогов является последним этапом урока. Учитель отмечает работу всего класса, хорошо работавших детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает изделия на выставку, дает поручения к следующим урокам. Дежурные собирают законченные и аккуратно подготовленные к хранению работы.

И в заключении хочется сказать, что учитель, обучающий детей-олигофренов, должен иметь педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, нуждающихся в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают.

3

Опубликовано в группе «Предметные недели в специальной коррекционной школе VIII вида.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.