Образовательная викторина «Музыкальный ринг»
Образовательная викторина «Музыкальный ринг»
Лескович Н.В.
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»
БОУ г.Омска «Инженерно-технологический
лицей № 25»
Образовательная викторина была создана для учащихся, осваивающих программу дополнительного образования художественной направленности (инструментально-исполнительская деятельность).
Реализация данного мероприятия повысит уровень музыкальных знаний у учащихся, повысит мотивацию для дальнейшего расширение кругозора в области музыкального искусства, будет способствовать формированию навыков командной деятельности, коммуникации.
Оборудование для викторины: ноутбук, акустические системы, музыкальные аудио треки для фоновой музыки и демонстрации отрывков известных музыкальных произведений, оформленное на доске изречение Л.В.Бетховена, протоколы для жюри, магниты, заготовки карточек, сертификаты за 1 и 2 место для участников игры и активных болельщиков.
Целесообразно включить в программу мероприятия музыкальные концертные номера.
Организационный этап.
Краски музыки, музыка красок,
Всхлип дождя, листопад и тепло.
Золотая поэзия сказок
День и ночь нам стучится в стекло.
Разноцветные яркие листья,
Словно перья тропических птиц.
И пишу я рябиновой кистью
Синь лесов, паутинки и тишь…
Краски музыки, музыка красок… Так называется стихотворение Владимира Сорокина.
Международный День музыки во всём мире отмечают 1 октября. Наверное, не случайно для этого дня была выбрана осень! Я с удовольствием предлагаю вам сегодня, в этот замечательный осенний день вспомнить слова Бетховена и прикоснуться к вечности – к удивительному миру музыкального искусства, ведь «музыка должна высекать огонь из людских сердец».
«Музыкальный ринг» – это название нашей сегодняшней викторины. Давайте выберем двух активных участников – капитанов команд. Капитаны определяют свои команды. Остальные участники – болельщики, которые также активно могут помогать своим командам.
Викторина, как и любая игра, имеет определённые правила. Во-первых, команды по очереди получают музыкальные задания. Каждый правильный ответ приносит команде – 1 балл, если ответ дан не в полной мере, то допустимо получить 0,5 балла в копилку команды, неправильный ответ или отсутствие ответа не приносит команде ничего.
У команды соперника всегда есть возможность взять право ответа на вопрос, если у второй команды ответа нет. Команде могут оказывать помощь болельщики. Выиграет та команда, у которой баллов окажется больше. Жюри подсчитывает и объявляет результаты в конце каждого из четырёх раундов викторины.
Этап проведения игры
ПЕРВЫЙ РАУНД «Командный блиц»
- Кто является композитором и автором слов всем известной песни «Во поле берёза стояла» (Народ).
- Назовите знаменитую детскую симфонию С.Прокофьева. («Петя и волк»).
- Какой широко распространённый струнный щипковый инструмент ассоциируется с Испанией? (Гитара).
- Пение без инструментального сопровождения называется…? (А капелла).
- Как называют небольшое музыкальное произведение для развития техники игры начинающего музыканта? (Этюд).
- Назовите самый большой по размерам духовой музыкальный инструмент, который устанавливается в специальном зале или церковном храме. (Орган).
Вопросы задаются командам по очереди, ответить может любой участник команды, жюри определяют результаты.
ВТОРОЙ РАУНД «Музыкальные цепочки»
Раунд состоит из двух заданий.
1. Найдите в цепочке слово, которое является «лишним». Скажите, почему эти слова оказались в одном ряду?
- Концерт, симфония, ДИРИЖЁР, соната, сюита.
- Балалайка, МУЗЫКАНТ, аккордеон, пианино, контрабас.
- Вальс, полька, танго, ОПЕРЕТТА, мазурка.
- Шопен, Бах, ДИРИЖЁР, Гайдн, Бетховен.
2. Определите признак каждого ряда, по возможности продлите его двумя позициями (За каждую позиция участники получают 2 балла):
- Маракасы, бонги, трещётки, треугольник, коробочка, бубен…
- Труба, тромбон, туба, саксофон, кларнет, гобой, фагот, флейта…
- Бетховен, Моцарт, Шуберт, Лист, Шопен, Дворжак, Бах…
- Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Скрябин, Римский-Корсаков, Мусоргский…
Команды выполняют задание на листе бумаги, далее представляют результат.
Пока участники работают, звучат музыкальные цитаты из известных произведений. Таким образом, можно провести игру с болельщиками.
ТРЕТИЙ РАУНД «Найди соответствия»
Раунд состоит из двух заданий.
Участники команд выполняют задание на доске.
1. Определите национальность танца.
- Полька - Чехия
- Танго - Франция
- Вальс - Австрия
- Фокстрот - Америка
- Румба - Бразилия
- Чардаш - Венгрия
- Гопак - Украина
- Лезгинка - Грузия
- Краковяк - Польша
- Тарантелла - Италия
Команды игроков получают карточки с названиями танцев и стран. На доске с помощью магнитов они должны расположить карточки друг напротив друга в правильном значении.
2. Определите авторов известных песен.
На далёкой Амазонке – В.Берковский
Ветер перемен – М.Дунаевский
Песня о друге – В. Высоцкий
Ты, да я, да мы с тобой – В. Потоцкий
Осенний блюз – А.Ермолов
Воскресенье – Д.Бун
Команды игроков получают карточки с названиями песен и их музыкальными авторами. На доске с помощью магнитов они должны расположить карточки друг напротив друга в правильном значении.
3. Подберите музыкальные темпы.
Почти все нюансы для правильного музыкального исполнения в нотном тексте произведения записываются на итальянском языке. Расположите карточки с названием темпов в музыке напротив его перевода на русский язык.
ЧЕТВЁРТЫЙ РАУНД «Музыкальные исполнители»
Участники игры представляют в своём исполнении музыкальное произведение. Состав участников номера может быть любым – по желанию команды. Исполнение оценивается жюри максимально на 8 баллов.
Итоговыйэтап
Жюри представляют итог игры. Капитаны команд награждаются сертификатами и сладкими призами.
Завершилось наше игровое занятие, которым мы ознаменовали Международный День музыки! И даже унылый осенний денёк окрасился солнышком от ваших улыбок и хорошего настроения!
До новых встреч с музыкой!
Использованная литература:
https://stihi.pro/2976-osenniy-blyuz.html