Технологическая карта занятия «Музыкальный ринг» (4 класс)
Номинация « Технологические карты занятий»
Технологическая карта итогового занятия по музыке
Тема: «Музыкальный ринг».
Автор |
Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования |
Место работы |
СОШ № 22 п.Беркакит |
Программа |
« Чарующий мир музыки» |
Возраст |
4-6 класс. |
Тема занятия |
« Музыкальный ринг» |
Тип занятия |
Итоговое занятие |
Цель занятия |
Проверить полученные знания, умения по пройденным темам в игровой форме. |
Задачи занятия |
1. Расширить знания о многообразии музыки. 2. Развитие познавательной активности в творческой деятельности; 3. Воспитывать чувство сотрудничества. |
Методы |
поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа.
|
Форма организации работы |
Коллективная форма – хоровое пение, слушание. Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение |
Используемые технологии |
Информационно - коммуникационные технологии, игровые . |
Универсальные учебные действия: |
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей; Познавательные: формирование устойчивого интереса к занятию, использование дидактических игр; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, сотрудничать со сверстниками. Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения. |
Музыкальный материал |
Фонограммы: – распевки: «Дед Андрей», «Слоги», « Гласные», « Кофе», « Гамма»,« Дом», музыкальные игры: « Веселей, повторяй за мной» , фонограммы песен: « День Победа на века» слова и музыка Юрий Верижников, « Быть мужчиной» Слова и музыка Евгении Зарицкой, « Волшебные цветы» Слова и музыка Евгении Зарицкой, « Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая; |
Оборудование |
Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, ручки, карточки с заданиями,игровое поле, вопросы по баллам. карточки музыкальных инструментов, текст к Звуковой картине «В весеннем лесу», карточки « Найди правильный ответ» , к заданию « Музыка души»- листы альбомные, цветные карандаши, бланки каждому участнику музыкального ринга, кубик с шестью разными цветными сторонами, музыкальные знаки. |
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Подготовка к итоговому занятию. Расстановка столов, распределения карточек к заданиям. |
Дети рассаживаются по местам в кабинете. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Добрый день дорогие ребята и гости нашего итогового зачетного занятия. Сегодня у нас необычное итоговое занятия. Называется «Музыкальный ринг» На этом занятие мы попытаемся вспомнить все полученные знания и узнать, кто же в этом году занимался лучше всех. Зачет будет проходить в форме игры «Музыкальный ринг». Каждый участник будет самостоятельно зарабатывать себе баллы, выполняя разные задания. - Чтобы приступить к игре я сейчас вам объясню правила. Посмотрите внимательно на необходимый реквизит для нашей игры. Это игровое поле, кубик, бланки для каждого участника и вопросы, на которые вы будете отвечать. Каждый по очереди кидает кубик смотрим, какая сторона выпала. Выбираете баллы. Я задаю вопросы на балл, который вы выбрали. Вопросы усложняются в зависимости от балла. 10 баллов самые легкие и так далее. Самые сложные – это вопросы на 50 баллов. Игра будет проходить в несколько этапов. |
Здороваются. Дети слушают объяснения педагога.
|
Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; Познавательные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогам и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый этап: «Распевка». |
- Первый этап называется «Распевка». Сейчас вам предстоит спеть выученные в течении года распевки: «Гамма»,« Дом»,« Дед Андрей»« Утка», «Слоги», « Гласные», « Кофе» . Распевок , мы выучили очень много в этом году. И чтобы услышать, сейчас каждый подойдет и вытащит название распевки, которую он будет исполнять. - За распевки , вы тоже будете получать балл. Самый высокий 5 баллов. Так что, пойте громко и красиво. -Скажите пожалуйста, каждое занятие, мы с вами начинаем с распевок. Это обязательно делать? И для чего это делаем? - Распевки все пропели, а теперь давайте оценим ваше исполнения. Что получилось? Что не очень? (Выставляем баллы за распевки в бланки). С первым этапом справились, теперь переходим ко второму этапу. |
Дети подходят по очереди и вытаскивают распевки. Ответы детей. (Делать обязательно, чтобы разогреть свой голосовой аппарат. Не рекомендуют исполнять вокальное произведение, без разогрева голосового аппарата.) Исполнения распевок. Каждый ребенок, высказывает сове мнение, о том, как пропели распевки. (Выставляют баллы за распевки в бланки) |
Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; Коммуникативные: дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивные: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Второй этап: Пения выученных песен |
- Второй этап называется «Пения выученных песен». На этом этапе, вы должны показать все свои вокальные умения и знания. - Голосовой аппарат, мы с вами разогрели. Теперь надо вспомнить, какие песни в течения года мы выучили? (Ответы детей). - Вы должны вспомнить характер, каждой песни. Настроится и исполнить песню. - Так давайте перейдем к исполнению песен. Какую песню будем исполнять первой? (Дети выбирают песню). За пение песен тоже получаете баллы Исполнения песен, выученных в течения года. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».) - Молодцы ребята! У нас с вами получился, маленький концерт. Скажите пожалуйста, а песни, которые мы только что исполнили, чем-то отличаются? - Второй этап нашего итогового занятия прошли все успешно. Надо подвести результаты, нашего исполнения песен. (Подводим итоги второго этапа.) |
Ответ детей, перечисляют выученные песни за год. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».) Ответы детей. Исполнения песен, выученных в течения года. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».) Ответы детей. (Да, песни отличаются по характеру. Песня «Быть мужчиной»- мужественная, в ней перечисляется много мужских качеств; песня «Волшебные цветы» - мягкая, нежная, яркая, как цветы; песня «Город мечты» - мечтательная, романтичная; песня «День Победы» - поднимает дух, рассказывает о подвигах наших предков.) Подводим итоги второго этапа. Заносят результаты, в бланки ответов. |
Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; Регулятивные: мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Познавательные: приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий этап: Игра «Музыкальный ринг». |
- Вот мы с вами подошли к следующему этапу, третий этап: игра «Музыкальный ринг». - Это этап в котором, вы покажите свои теоретические знания, которые получили за год. - Я вам сейчас напомню правила, третьего этапа, игры «Музыкальный ринг» - Слушайте внимательно правила: 1. Кидаете кубик, внимательно смотрите, какого цвета выпала сторона кубика. 2. Выбираете баллы от 10 до 50. 3. Я вам задаю вопрос. 4. Если ответили на вопрос правильно, в своем бланке ставите себе балл, который заработали. (Игра проводится до последнего вопроса.) Подчитывает количество баллов, которые заработали в игре «Музыкальный ринг» - Все записали результаты третьего этапа в бланки? |
Слушают объяснения педагога. Дети выкидывают по очереди кубик, выбирают вопрос, отвечают на него и записывают результаты в бланк. (Игра проводится до последнего вопроса.) Подчитывает количество баллов, которые заработали в игре «Музыкальный ринг» Ответы детей. |
Личностные: развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Коммуникативные: приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности Познавательные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. |
-Ребята, вы справились с третьим этапом. Теперь давайте немного отдохнем. Все встанем и немного подвигаемся. Проведем нашу любимую музыкальную игру «Веселей, повторяй за мной». - Давайте каждый по очереди будет показывать движения, а мы все вместе повторять. - Все готовы? |
Играют в музыкальную игру «Веселей, повторяй за мной». |
Коммуникативное: дать возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четвертый этап: «Творческий». |
-Молодцы! И мы с вами подходим к финальному этапу нашего итогового занятия. На наших занятиях в течения учебного года, мы не только распеваемся, поем, слушаем музыку, а еще занимаемся развитием своего творческого мира. -Рисуем необычные музыкальные инструменты, рисуем музыку разного характера и т.д.) . - Четвертый, последний этап нашего итогового занятия называется «Творческий». - Сейчас вы попробуете нарисовать музыку вашей души. - У каждого человека, внутри живет своя музыка. Вот попытаемся с помощью рисунка, показать музыку, которая живет внутри вас. -Для этого можно использовать музыкальные знаки, которые используются в музыке. (раздаточный материал – музыкальные знаки, листы, карандаши) Звучит инструментальная музыка. Дети рисуют музыку души. |
(Раздаточный материал – музыкальные знаки, листы, карандаши). Звучит инструментальная музыка. Дети рисуют музыку души. |
Личностные: выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; Познавательные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы |
- Все нарисовали музыку своей души. Теперь давайте устроим небольшую выставку работ. Внимательно посмотрим на картины. Смотрите, у каждого из нас разная музыка внутри. -Какие разные картины. Свою музыку можно не только пропеть, ну и нарисовать. Здорово. - Каждый ставит по 10 баллов, дополнительно за рисунки, себе в бланки. -Внимательно посмотрите в свои бланки, подчитайте сумму баллов за все этапы. (Подчитывают сумму баллов за все этапы итогового занятия.) - Все подчитали? Теперь давайте озвучим результаты сегодняшнего итогового занятия. |
Выставка картин и обсуждение. Подчитывают сумму баллов за все этапы итогового занятия. Озвучивают результаты итогового занятия. |
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов. Коммуникативные: , взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Вот и подошло к концу наше итоговое занятие. Скажите пожалуйста, что больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? Что бы хотелось переделать? А теперь давайте вспомним яркие события за учебный год. Давайте по очереди назовите, что запомнилось. (Дети отвечают). -Да, год был насыщенным, ярким, успешным. Надеюсь, на этом мы не остановимся? Здорово, молодцы! Давайте все дружно друг другу поаплодируем. Давайте каждому напишем пожелания. (Пишут пожелания) До свидания! |
Ответы детей. (Выступления, творческие задания, каникулярные мероприятия). Ответы детей. (Пишут пожелания друг другу) |
Личностные: формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся. Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; Познавательные: адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства. |
Приложение
Бланк для игры
Зеленый |
Красный |
Желтый |
Синий |
Коричневый |
Черный |
Итого: |
Поле для игры
Зеленый |
Красный |
Желтый |
Синий |
Коричневый |
Черный |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Вопросы для игры «Музыкальный ринг».
Вопросы 10 баллов
Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
5.Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
6. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
Вопросы 20 баллов
1. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты – это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
2. Что обозначает слово: «пиано» _громко, тихо, негромко
3. «форте» __тихо, весело, сдержанно
4. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?
Гусли, пианино, фортепиано
5. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен
6. Инструмент русского народного оркестра:
А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.
Вопросы на 30 баллов
1. Значок, с помощью которого записывают музыку:
А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.
2. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:
А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.
3. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.
4.. Руководитель оркестра – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр
5.. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:
А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»
6.. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» – А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм
Вопросы на 40 баллов
Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет
«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам
«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора
«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения
Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада
Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр
Вопросы на 50 баллов
1.Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»
2.Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский
3.Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах
4.Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
5.Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»
6.Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка
Дополнительные вопросы
1.«Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа
2.На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой
3.Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой
4.«Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения
5.Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»
6.Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»
7.Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де
8.Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев