Технологическая карта занятия «Музыкальный ринг» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 13 February 2019

Номинация « Технологические карты занятий»

Технологическая карта итогового занятия по музыке

Тема: «Музыкальный ринг».

Автор

Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования

Место работы

СОШ № 22 п.Беркакит

Программа

« Чарующий мир музыки»

Возраст

4-6 класс.

Тема занятия

« Музыкальный ринг»

Тип занятия

Итоговое занятие

Цель занятия

Проверить полученные знания, умения по пройденным темам в игровой форме.

Задачи занятия

1. Расширить знания о многообразии музыки.

2. Развитие познавательной активности в творческой деятельности;

3. Воспитывать чувство сотрудничества.

Методы

поиск выразительных средств исполнения;

вокально-хоровая работа.

      • метод организации художественно-эстетической среды;

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание.

Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Используемые технологии

Информационно - коммуникационные технологии, игровые .

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;

Познавательные: формирование устойчивого интереса к занятию, использование дидактических игр;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, сотрудничать со сверстниками.

Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.

Музыкальный материал

Фонограммы: – распевки: «Дед Андрей», «Слоги», « Гласные», « Кофе», « Гамма»,« Дом», музыкальные игры: « Веселей, повторяй за мной» , фонограммы песен: « День Победа на века» слова и музыка Юрий Верижников, « Быть мужчиной» Слова и музыка Евгении Зарицкой, « Волшебные цветы» Слова и музыка Евгении Зарицкой, « Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая;

Оборудование

Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, ручки, карточки с заданиями,игровое поле, вопросы по баллам. карточки музыкальных инструментов, текст к Звуковой картине «В весеннем лесу», карточки « Найди правильный ответ» , к заданию « Музыка души»- листы альбомные, цветные карандаши, бланки каждому участнику музыкального ринга, кубик с шестью разными цветными сторонами, музыкальные знаки.

Ход занятия

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Подготовка к итоговому занятию. Расстановка столов, распределения карточек к заданиям.

Дети рассаживаются по местам в кабинете.

 
 

-Добрый день дорогие ребята и гости нашего итогового зачетного занятия. Сегодня у нас необычное итоговое занятия. Называется «Музыкальный ринг»

На этом занятие мы попытаемся вспомнить все полученные знания и узнать, кто же в этом году занимался лучше всех. Зачет будет проходить в форме игры «Музыкальный ринг». Каждый участник будет самостоятельно зарабатывать себе баллы, выполняя разные задания.

- Чтобы приступить к игре я сейчас вам объясню правила.

Посмотрите внимательно на необходимый реквизит для нашей игры.

Это игровое поле, кубик, бланки для каждого участника и вопросы, на которые вы будете отвечать. Каждый по очереди кидает кубик смотрим, какая сторона выпала. Выбираете баллы. Я задаю вопросы на балл, который вы выбрали. Вопросы усложняются в зависимости от балла. 10 баллов самые легкие и так далее. Самые сложные – это вопросы на 50 баллов.

Игра будет проходить в несколько этапов.

Здороваются.

Дети слушают объяснения педагога.

Зеленый

Красный

Желтый

Синий

Коричневый

Черный

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Познавательные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогам и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Первый этап: «Распевка».

- Первый этап называется «Распевка». Сейчас вам предстоит спеть выученные в течении года распевки:

«Гамма»,« Дом»,« Дед Андрей»« Утка», «Слоги», « Гласные», « Кофе» . Распевок , мы выучили очень много в этом году. И чтобы услышать, сейчас каждый подойдет и вытащит название распевки, которую он будет исполнять.

- За распевки , вы тоже будете получать балл. Самый высокий 5 баллов. Так что, пойте громко и красиво.

-Скажите пожалуйста, каждое занятие, мы с вами начинаем с распевок. Это обязательно делать? И для чего это делаем?

- Распевки все пропели, а теперь давайте оценим ваше исполнения.

Что получилось? Что не очень?

(Выставляем баллы за распевки в бланки).

С первым этапом справились, теперь переходим ко второму этапу.

Дети подходят по очереди и вытаскивают распевки.

Ответы детей. (Делать обязательно, чтобы разогреть свой голосовой аппарат. Не рекомендуют исполнять вокальное произведение, без разогрева голосового аппарата.)

Исполнения распевок.

Каждый ребенок, высказывает сове мнение, о том, как пропели распевки.

(Выставляют баллы за распевки в бланки)

Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Коммуникативные: дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

Второй этап: Пения выученных песен

- Второй этап называется «Пения выученных песен». На этом этапе, вы должны показать все свои вокальные умения и знания.

- Голосовой аппарат, мы с вами разогрели. Теперь надо вспомнить, какие песни в течения года мы выучили? (Ответы детей).

- Вы должны вспомнить характер, каждой песни. Настроится и исполнить песню.

- Так давайте перейдем к исполнению песен. Какую песню будем исполнять первой? (Дети выбирают песню).

За пение песен тоже получаете баллы

Исполнения песен, выученных в течения года. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».)

- Молодцы ребята! У нас с вами получился, маленький концерт. Скажите пожалуйста, а песни, которые мы только что исполнили, чем-то отличаются?

- Второй этап нашего итогового занятия прошли все успешно. Надо подвести результаты, нашего исполнения песен. (Подводим итоги второго этапа.)

Ответ детей, перечисляют выученные песни за год. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».)

Ответы детей.

Исполнения песен, выученных в течения года. («День Победа на века», «Быть мужчиной», «Волшебные цветы», «Город мечты».)

Ответы детей. (Да, песни отличаются по характеру. Песня «Быть мужчиной»- мужественная, в ней перечисляется много мужских качеств; песня «Волшебные цветы» - мягкая, нежная, яркая, как цветы; песня «Город мечты» - мечтательная, романтичная; песня «День Победы» - поднимает дух, рассказывает о подвигах наших предков.)

Подводим итоги второго этапа. Заносят результаты, в бланки ответов.

Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Регулятивные: мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные: приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Третий этап: Игра «Музыкальный ринг».

- Вот мы с вами подошли к следующему этапу, третий этап: игра «Музыкальный ринг».

- Это этап в котором, вы покажите свои теоретические знания, которые получили за год.

- Я вам сейчас напомню правила, третьего этапа, игры «Музыкальный ринг»

- Слушайте внимательно правила:

1. Кидаете кубик, внимательно смотрите, какого цвета выпала сторона кубика.

2. Выбираете баллы от 10 до 50.

3. Я вам задаю вопрос.

4. Если ответили на вопрос правильно, в своем бланке ставите себе балл, который заработали.

(Игра проводится до последнего вопроса.)

Подчитывает количество баллов, которые заработали в игре «Музыкальный ринг»

- Все записали результаты третьего этапа в бланки?

Слушают объяснения педагога.

Дети выкидывают по очереди кубик, выбирают вопрос, отвечают на него и записывают результаты в бланк.

(Игра проводится до последнего вопроса.)

Подчитывает количество баллов, которые заработали в игре «Музыкальный ринг»

Ответы детей.

Личностные: развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Коммуникативные:

приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

Познавательные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;


 

Физминутка.

-Ребята, вы справились с третьим этапом. Теперь давайте немного отдохнем. Все встанем и немного подвигаемся. Проведем нашу любимую музыкальную игру

«Веселей, повторяй за мной».

- Давайте каждый по очереди будет показывать движения, а мы все вместе повторять.

- Все готовы?

 

Играют в музыкальную игру

«Веселей, повторяй за мной».

Коммуникативное: дать возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Четвертый этап: «Творческий».

-Молодцы! И мы с вами подходим к финальному этапу нашего итогового занятия. На наших занятиях в течения учебного года, мы не только распеваемся, поем, слушаем музыку, а еще занимаемся развитием своего творческого мира.

-Рисуем необычные музыкальные инструменты, рисуем музыку разного характера и т.д.) .

- Четвертый, последний этап нашего итогового занятия называется «Творческий».

- Сейчас вы попробуете нарисовать музыку вашей души.

- У каждого человека, внутри живет своя музыка. Вот попытаемся с помощью рисунка, показать музыку, которая живет внутри вас.

-Для этого можно использовать музыкальные знаки, которые

используются в музыке. (раздаточный материал – музыкальные знаки, листы, карандаши)

Звучит инструментальная музыка. Дети рисуют музыку души.

(Раздаточный материал – музыкальные знаки, листы, карандаши).

Звучит инструментальная музыка. Дети рисуют музыку души.

Личностные: выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Познавательные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему.

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли;

Выводы

- Все нарисовали музыку своей души. Теперь давайте устроим небольшую выставку работ. Внимательно посмотрим на картины. Смотрите, у каждого из нас разная музыка внутри.

-Какие разные картины. Свою музыку можно не только пропеть, ну и нарисовать. Здорово.

- Каждый ставит по 10 баллов, дополнительно за рисунки, себе в бланки.

-Внимательно посмотрите в свои бланки, подчитайте сумму баллов за все этапы. (Подчитывают сумму баллов за все этапы итогового занятия.)

- Все подчитали? Теперь давайте озвучим результаты сегодняшнего итогового занятия.

Выставка картин и обсуждение.

Подчитывают сумму баллов за все этапы итогового занятия.

Озвучивают результаты итогового занятия.

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов.

Коммуникативные: , взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками.

Рефлексия

Вот и подошло к концу наше итоговое занятие. Скажите пожалуйста, что больше всего понравилось на занятии?

Что было трудно?

Что бы хотелось переделать?

А теперь давайте вспомним яркие события за учебный год.

Давайте по очереди назовите, что запомнилось. (Дети отвечают).

-Да, год был насыщенным, ярким, успешным. Надеюсь, на этом мы не остановимся? Здорово, молодцы! Давайте все дружно друг другу поаплодируем. Давайте каждому напишем пожелания. (Пишут пожелания)

До свидания!

Ответы детей. (Выступления, творческие задания, каникулярные мероприятия).

Ответы детей.

(Пишут пожелания друг другу)

Личностные: формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Познавательные: адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Приложение

Бланк для игры

Зеленый

Красный

Желтый

Синий

Коричневый

Черный

           
           
           
           
           

Итого:

 

Поле для игры

Зеленый

Красный

Желтый

Синий

Коричневый

Черный

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

Вопросы для игры «Музыкальный ринг».

Вопросы 10 баллов

Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

Выберите верное утверждение:

а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

3. Выберите верное утверждение:

а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

5.Какие средства в своей работе использует:

1) Поэт а) краски

2) Художник б) звуки

3) Композитор в) слова

6. Найди лишнее:

Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…

а) «О маме»

б) «Богатырская симфония»

в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

Вопросы 20 баллов

1. Найди лишнее:(подчеркни)

Духовые народные инструменты – это…

а) Волынка

б) Рожок

в) Дудка

г) Скрипка

2. Что обозначает слово: «пиано» _громко, тихо, негромко

3. «форте» __тихо, весело, сдержанно

4. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?

Гусли, пианино, фортепиано

5. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен

6. Инструмент русского народного оркестра:

А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.

Вопросы на 30 баллов

1. Значок, с помощью которого записывают музыку:

А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.

2. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:

А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.

3. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.

4.. Руководитель оркестра – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр

5.. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:

А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»

6.. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» – А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм

Вопросы на 40 баллов

Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет

«Программная музыка» - это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам

«Аккорд» - это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора

«Увертюра» - это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения

Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада

Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр

Вопросы на 50 баллов

1.Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»

2.Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский

3.Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах

4.Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира

5.Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»

6.Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка

Дополнительные вопросы

1.«Либретто» - это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа

2.На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой

3.Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой

4.«Цикл» - это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения

5.Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»

6.Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»

7.Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де

8.Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации