12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казюкина Валентина Юрьевна263
Учитель математики и физики. Стаж 34 года
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Елизарово
2

Общешкольный классный час - панорама «Подвиг народа»



Общешкольный классный час – панорама «Подвиг народа» (Слайды 1- 2)

Подготовили и провели: классный руководитель 7 класса Казюкина Валентина Юрьевна и классный руководитель 8 класса Артемчук Светлана Васильевна.

Цель мероприятия — рассказать о Великой Отечественной войне, о том, как сражались наши соотечественники с врагом, как ковали победу совместными усилиями фронт и тыл, показать конкретные судьбы участников войны, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, за тех, кто в суровое время встал на ее защиту.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран

(На поляну выходят Даша и Андрей, за плечами у них рюкзаки. Это туристы)

Даша. Ну и где мы?

Андрей. Судя по карте, между Новгородом и Питером. Ну что, здесь ставим бивак? (Собирают хворост, ставят котелок на костёр)

Даша. Знаешь, у меня какие-то странные ощущения: одновременно охватывает ужас и умиротворение…

Андрей. Не знаю, у меня нет никаких «ощущений». Давай лучше обедать.

(Выходят Стас, Маша, поисковики)

Стас. Здравствуйте!

Андрей. Здравствуйте! Хорошие люди- всегда к обеду! Присаживайтесь… Вы тоже осваиваете необъятные просторы нашей Родины?

Стас. Нет, мы не туристы, мы поисковики.

Андрей. И что же вы ищете? Клады?

Стас. Останки павших и не захороненных во время войны. Если находим солдатские медальоны – ищем родственников: многие до сих пор не знают о своих погибших родных, считают их без вести пропавшими.

Андрей. Зачем? Зачем тревожить живых и мёртвых? Останки в земле: природа их похоронила, время помогло. Да и родственникам , думаю, это уже не нужно. Матери давно умерли, жёны - тоже. Детям всё равно, у них свои внуки и правнуки. Зачем ворошить прошлое?

Даша. Мальчики, не спорьте! Давайте лучше послушаем тишину… Как здесь тихо, даже птицы не поют… Кажется, что во всём этом лесу, кроме нас,нет ни души… (Слайд 3)

Темнота. Раздаётся звук пролетающего снаряда. Слышен взрыв. Проецируются кадры военной хроники http://www.youtube.com/watch?v=uWOr_7Arx7A

Даша. Что это?

Стас. Души… Это души павших солдат.

Маша: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки...

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: На экране кадры первого дня войны. За кадрам звучит голос Левитана http://www.youtube.com/watch?v=Iw43azTrhm4 )

(Слайд 4) Никто не ожидал беды в то воскресное утро июня 1941 г. Страна усиленно наращивала темпы производства, особенно военного, так как, несмотря на договор с Германией о ненападении, «война была у порога». Немцы, учитывая фактор внезапности, рассчитывали на быстрый успех, «молниеносную войну». Но советский народ с первых дней войны поразил и удивил мир своим мужеством и героизмом, внес свои коррективы в планы немецкого командования. (Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь». Слайды 5 - 7)

На крайнем Западе бывшего Советского Союза находится Брестская крепость. Здесь находится музей, где всегда много туристов. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни июня 1941 г. И слишком многое помнят камни. В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. Вам расскажут о личных вещах защитников крепости и о том, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. Крепость не сдавалась, она просто истекала кровью. Но почти месяц, до двадцатых чисел июля, крепость со­противлялась лучшей армии Европы того времени и держала в напряжении 17 тыс. солдат неприятеля. Здесь вам расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось захватить на десятом месяце войны, в апреле 1942 г. Почти год сражался этот человек! Год боев в неизвестности, без соседей справа и слева, без приказов \ и тылов, без смены и без писем из дома. Время не донесло до нас ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат. Немцы взяли его только тогда, когда у него закончились патроны. (Показываются кадры из кинофильма «В списках не значился» – финальная сцена)

Ученик: Не только солдаты действующей армии сражались с врагом, вся стра­на встала на защиту своей Родины, каждый ее житель, все вносили свою лепту в дело Победы. (Звучит симфония№7 Шостаковича «Ленинградская»).

(Слайды 8 -9)

Учащийся: Какая музыка была! Какая музыка играла!

Когда и души, и тела война проклятая попрала.

Какая музыка во всем, всем и для всех — не по ранжиру...

Осилим... Выстоим... Спасем. Ах, не до жиру — быть бы живу.

Стенали яростно, навзрыд, одной единой страсти ради,

На полустанке — инвалид и Шостакович — в Ленинграде.

На защиту своего города поднялись все жители: около 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооруже­ния, 300 тыс. ушли воевать. Не сумев овладеть городом сходу, враг перешел к длительной осаде. Блокада города и варварские обстрелы продолжались около 900 дней, его судьба стала предметом непрестанной заботы и тревоги всей страны. Голосом блокадного Ленинграда, его духовным символом стала Ольга Федоровна Берггольц:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Багряным заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

В своих стихах и радиопередачах она рассказывала о жизни в городе, где поединок между жизнью и смер­тью заполнил все пространство внешнего и внутреннего мира, ее голос стал живой легендой, воздухом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения, он помогал соединять пространства и души. В одной из своих передач она рассказала о подвигах водителей, возивших по Дороге жизни хлеб для жителей города.

(Слайды 10 -13)

Ученик: О да! Иначе не могли ни те бойцы,

ни те шоферы,

Когда грузовики везли по озеру

в голодный город...

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду. —

Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка — это не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет. Стоять?

А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны! Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев. —

И вот — в бензине руки он смочил,

поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони...

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

(Слайды 14 -15). Блокада была прорвана 18 января 1943 г. Спустя несколько лет, когда Ленинградский Совет депутатов трудящихся искал поэта для написания строк памяти на Пискаревском мемо­риале, выбор пал на Ольгу Федоровну. Слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто» — стали девизом для многих поколений.

Ученик:Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем: Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт, и ничто не забыто!

Ученица: Ежедневно газеты того времени рассказывали о событиях на фрон­тах, о судьбах и подвигах воинов-красноармейцев. ( Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь». Слайды 16 -17)

Советский военачальник, генерал-лейтенант инженерных войск, вы­дающийся фортификатор, профессор, доктор военных наук, потомственный военный Дмитрий Карбышев попал в окружение летом 1941 г. в Белорус­сии, был тяжело контужен и в бессознательном состоянии взят в плен. Гитлеровцы подвергли его тщательной «обработке». Они предлагали ему создать любые условия, какие он пожелает, обещали «рай земной» при единственном условии — согласиться работать на вермахт. Но напрасно они уговаривали пленного генерала. За три с половиной года Дмитрий Михайлович прошел через лагеря Освенцим, Майданек, Заксенхаузен, Маутхаузен. Каким бы он ни подвергался испытаниям, его девизом были слова: «Плен­ный, но не раб!». Казнь, придуманная для него палачами, отличалась осо­бой изощренностью. Его, раздетого, вывели на лагерный плац и поливали холодной водой до тех пор, пока он не погиб, обледенев на ветру. Было это 18 февраля 1945 г.

В Омске, на родине Дмитрия Михайловича, установлен памятник герою: четырехметровый блок из белого мрамора, из которого выступают голова, плечи, руки, часть ноги.

Ученица: ( Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь».. Слайды 18 -20) В январе 1942 г. страна узнала о подвиге партизанки Зои Космоде­мьянской. В газете «Правда» появилась статья о мужественной партизанке Тане, казненной гитлеровцами в деревне Петрищево. В марте 1942 г. маме Зои Любови Тимофеевне Космодемьянской в Кремле была вручена грамота о присвоении ее дочери звания Героя Советского Союза (посмертно). 1 мая 1942 г., горя желанием отомстить за смерть сестры, уехал из Москвы и поступил в Ульяновское танковое училище Александр Космодемьянский. В 1943 г. в газете «Правда» были опу­бликованы фотоснимки расправы над Зоей, найденные у немцев из 197-й немецкой пехотной дивизии. На них было видно, каким пыткам и издевательствам подверглась партизанка.

Зое Космодемьянской первой из женщин было присвоено звание Героя Со­ветского Союза, а еще раньше из Ставки Верховного Главнокомандующего в войска ушла телеграмма-приказ за подписью И.В.Сталина о том, чтобы солдат 197-й пехотной дивизии 330-й армии Вермахта в плен не брать, расстреливать на месте. Так отреагировал Верховный Главнокомандующий на зверскую казнь нашей партизанки.

Ученица: (Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь».. Слайды 21 -23) Таким же молодым ушёл на фронт Унжаков Алексей Филиппович, наш с вами земляк. Родился Алексей Филиппович 6 августа 1923 года в селе Ильинка Казанского района Тюменской области в семье крестьянина. С 1930 года жил в посёлке Кедровый Ханты-Мансийского района. Окончил семилетнюю школу и ФЗУ, работал помощником машиниста на пароходе. В 1943 году был призван в Красную Армию. Прошёл школу артиллерийской подготовки и был направлен на Брянский фронт.

Отважный сибиряк сражался с врагом на 1-м,2-м Прибалтийских и на 3-м Белорусском фронтах. За проявленное мужество был удостоен боевых наград. В августе 1944 года 1-й Прибалтийский фронт продолжал наступление к Рижскому заливу, чтобы разорвать коммуникации Рижской и Курляндской группировок фашистской группы армий «Север». Гитлеровцы любой ценой стремились остановить его и предприняли ряд мощных танковых контрударов в районах латвийских городов. 18 августа 1944 года на участок обороны двух дивизионов 1620-го лёгкого артиллерийского полка у деревни Богачи республики Латвия фашисты бросили 52 танка. На орудие старшего сержанта Унжакова неслось 12 бронированных машин. При отражении контратаки врага Унжаков подбил 4 танка. Через некоторое время враг возобновил атаку. На этот раз в сторону Унжакова направилось 22 танка и самоходных орудия. После того как его орудие было разбито, а сам он ранен, истекающий кровью артиллерист, напрягая все силы, по-пластунски подполз к соседнему орудию, где расчёт вышел из строя, и в одиночку открыл огонь. Унжаков подбил ещё 2 танка гитлеровцев и 1 бронемашину. Когда было выведено из строя и второе орудие, Унжаков гранатами и автоматными очередями продолжал отбиваться от гитлеровцев, пока не подошло подкрепление. С поля боя старшего сержанта Унжакова вынесли боевые товарищи. В тяжёлой и неравной схватке он уничтожил 4 «пантеры», 2 средних танка,1 бронемашину и около 50 фашистов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Унжакову Алексею Филипповичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После лечения в госпитале Унжаков вернулся в свою часть. Боевой путь герой-артиллерист закончил в мае 1945 года в Восточной Пруссии на берегу Балтийского моря.

После войны Алексей Филиппович жил и работал в городе Омске. Умер 9 апреля 1994 года, похоронен в Омске на Аллее Героев Северного кладбища.

Имя Алексея Филипповича Унжакова занесено на мемориальную доску в сквере Победы города Омска, в Ханты-Мансийске, на аллее Славы, установлен бронзовый бюст Героя. Его именем названы школа в г. Омске и школа в селе Красные Горки Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа. С 1997 года, в посёлке Кедровый, проходят соревнования по лыжным гонкам на приз Героя Советского Союза Алексея Филипповича Унжакова.

Ученица: ( Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь». Слайды 24 -29) Рядом со старшими встали на за­щиту своей Родины маленькие герои большой войны. На их хрупкие плечи легли тяготы невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Они сражались по­всюду: на море, как Аркаша Каманин, в партизанских отрядах, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было. И были награды. Медалями и орденами награждались не только ребята, принимавшие участие в боевых действиях. Дети, оставшиеся в тылу, вносили свою лепту в дело Победы. В мастерских школ Москвы летом 1942 г. работало 17 тысяч пионеров и школьников, вы­пустивших продукции на 30 млн. рублей (они строили ложе для винтовок, делали детали для мин). В Тюмени учащиеся школы № 3, работая на фанерном комбинате, изготовляли фанеру высшего качества, необходимую для постройки самолетов. Они не раз получали благодарность от военного командования. Для Победы нужен был металл, и в ответ на вызов приморских пионеров, предлагавших каждому собрать не меньше 100 кг, ребята собирали в два и три раза больше. А вот еще пример. У Пети Серегина из Вологодской области брат комбайнер ушел на фронт, и 14-летний пионер решил заменить его. При норме 180 га пионер убрал 420 га. Во Всесоюзном соревновании по сельскохозяйственным работам в 1942 г. участвовали около 5 млн. пионе­ров и школьников. И более 4 тыс. учителей. Многие дети были награжде­ны медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». По всей стра­не ребята принимали участие в сборе средств на постройку самолетов и тан­ков. Фронт и тыл были едины, каждый делал свое дело, положение на фронте постепенно улучшалось. Красная Армия одержи­вала первые победы.

Ученик: Если за первые три месяца военных действий наша армия потеряла 98 дивизий из 170, то только в 1944 г. фашистская армия \ за 2,5 месяца лишилась 105 дивизий, из которых 23 были уничтожены полно­стью. И не случайно на вопрос о том, что обеспечивает успех Красной Армии, немецкие пленные уже с конца 1943 г., как правило, отвечали: «Выносливость и мужество советских солдат, танк Т-34 и маршал Жуков». (Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь». Слайды 30 -32) Это была «его война», и он по праву считается человеком, вошедшим в историю в качестве «первого пол­ководца» Великой Отечественной, и «маршала Победы», а также «Советского Суворова». И не случайно. В годы войны Жуков был в самых горячих точках, там где нашим войскам приходилось тяжелее всего. И всегда этот полководец одерживал верх над врагом. За каждым крупным успехом, за каждой большой военной операцией стоит Георгий Константинович Жуков. Это он принял на себя командование фронтом в грозные дни октября сорок первого, когда фашистские полчища неудержимо надвигались на Москву. Это он возглавил советские ударные группировки, прорвавшие в январе сорок третьего блокаду Ленинграда. Это он руководил великой битвой под Сталинградом. Это он, не побоявшись спорить со Сталиным, настоял на том, что главным районом наступления на гитлеровцев должен быть район Курска. Это он вместе с двумя другими выдающимися полководцами —

Константином Рокоссовским и Иваном Коневым — вел войска на Берлин, чтобы добить фашистского зверя в его логове. Это он открывал церемонию подписания Акта о военной капитуляции Германии

8 мая 1945 г. А 24 июня 1945 г. маршал Георгий Константинович Жуков, восседая на белом коне, принимал знаменитый парад Победы. Тогда по Красной площади торжественным маршем прошли полки Советской Армии и солдаты-победители бросили наземь двести знамен поверженного врага. Сейчас некоторые упрекают Георгия Константиновича в том, что побед он достигал «большой кровью», большими потерями. У каждого свое мнение, да и судить всегда легче. Неоспоримо одно: война — это всегда большие потери, большие человеческие жертвы.

Словно тысячи глаз с обелиска,

Прямо в душу глядят имена,

Много их для печального списка

Нам оставила в память война. (Показ кинохроники парада Победы 1945года. http://www.youtube.com/watch?v=p1kea80Ky5Q Слайд 33)

Учитель: Каждую минуту погибало 10 человек, значит, каждый час — 600. Понять и забыть это невозможно. Мы должны помнить о них. Они живут в названиях городов и улиц, в наших сердцах и памяти.

(Музыкальная вставка. Мелодия «Хатынь». Слайды 34 - 37) Тревожным набатом звучит колокол Хатынского мемориала. Навеки застыла в скорбном молчании женская фигура возле обугленного остова сарая, где были заживо сожжены жители Псковской деревни Красуха. Гневным обвинением фашизму высятся памятники на месте бывших концлагерей Бабий Яр и Саласпилс. (Показ фильма «Саласпилс» http://www.youtube.com/watch?v=WG53PkQnr7s Слайд 38). (Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Журавли» Слайды 39 - 48). В вечном полете застыли, расправив крылья над одинокой скалой в Осетии, семь журавлей. Совсем недалеко от скалы был их дом. Они покинули его в суровое время, вылетев навстречу опасности. Скала и птицы — обелиск, а на нем выбиты слова: «Семи братьям Газдановым». Рядом стоит старая женщина. Она тоже застыла в граните. В этом крепком камне трепещет ее душа. Они обещали вернуться, но не вернулись, ни один. Но вернулась память о них. Память о героях не тускнеет от времени. Память — это связующее звено между прошлым и будущим, она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру.

Ученик: Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да — вы скажете.

Неверно! Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы,

Они кричат, когда покой, когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками,

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Литература:

Н. Адаменко. Подвиг народа. Воспитание школьников №4 – 2009.

Т.К. Токарева. Мы хотим, чтоб закончилась эта война. Воспитание школьников №4 - 2011

http://www.brest-fortress.by/

http://ru.wikipedia.org/

http://images.yandex.ru

http://pionery-geroi.ucoz.ru

http://www.warheroes.ru/

http://www.youtube.com/watch?v=WG53PkQnr7s

http://www.youtube.com/watch?v=p1kea80Ky5Q

http://www.youtube.com/watch?v=Iw43azTrhm4

http://www.youtube.com/watch?v=uWOr_7Arx7A

www.muzico.ru

11. http://turbina.ru/


Презентация к общешкольному классному часу "Подвиг народа"
PPTX / 6.7 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.