12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мелешкина Елена Михайловна209
3

Классный час «Подвиг народа»



Классный час: Подвиг народа

Цель:

- расширить исторические знания детей;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа,

почтение ветеранам, любовь к Отечеству;

- развивать творческие способности учащихся;

- способствовать сплочению дружного коллектива.

Подготовительная работа:

1. Составление сценария мероприятия

2. Подбор музыкальных фонограмм и стихотворений на военную тематику

3. Подбор репродукций картин о ВО войне и оформление сцены

4. Разучивание детьми стихов

5. Репетиция вокальных групп, исполняющих песни

6. Подготовка приглашений и букетов цветов для ветеранов

7. Приглашение ветеранов и гостей на праздник

Ход мероприятия:

Учитель:

Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорался в Европе, не затронет нашу страну.

Стихотворение читает ученик:

Июнь … клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь: тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м мая

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам ,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!


 

Учитель:

(Звучит запись песни ,,Священная война,, )

22 июня 1941года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Как вы понимаете слово - "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Учитель:

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

Вокальная группа исполняет песню

«До свидания, мальчики»

 

Стихотворение читает ученик

Лучшие люди построили город,

Построили город из белого камня.

Из белого камня у маленькой речки,

У маленькой речки, на солнечном месте.

Лучшие люди украсили город,

Украсили город детьми и цветами,

Детьми и цветами, цветами и песней.

И верили свято, что это навечно!

 

 

Лучшие люди разрушили город,

Разрушили город из белого камня.

И город, и речку сравняли с землёю.

И землю покрыли железом и кровью.

Лучшие люди построили город,

Построили город на выжженном месте.

Украсили город детьми и цветами ,

И верили свято, что это навечно!

 

Сообщения учащихся:

Город Михайлов Рязанской области — один из древнейших городов Рязанского княжества. Впервые город Михайлов упоминается в 1238 году, когда часть жителей старинных городов Белгорода и Ижеславца, уцелевших от Батыева погрома основали здесь город. Однако и он вскоре был стерт с лица земли одним из новых набегов монголо-татарских полчищ. Долгое время, до конца ХIV века, в летописных источниках это место носило название «Михайлово-поле».

В конце ХV в. в списке рязанских городов (»Воскресенская летопись») Михайлов уже упоминается как город. В 1551 г. Иван Грозный поручил своим боярам, князьям Воротынскому и Головину, устройство крепкой сторожевой линии, на которой они заново построили и Михайлов. Город-крепость был поставлен на левом крутом берегу Прони, огорожен деревянной стеной, окопан рвом.

Город Михайлов по тому времени располагал значительным гарнизоном, во главе которого стоял воевода, назначавшийся Московским правительством. Из писцовых книг ХVI—ХVII в.в. видно, что Михайлов служил оборонительным пунктом на одной из засечных линий Московского государства..

В смутное время вместе с другими городами Рязанского края михайловцы приняли участие в Первой Крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова.

С укреплением мощи Московского государства Михайлов утратил свое назначение как крепость, и во времена Петра I вместо 20 пушек в городе осталась только одна.

Потомки бывших служилых людей Михайловской крепости в конце ХVIII — первой половине ХIХ века в зоне 6—10 км вокруг образовали несколько сел и деревень, переселившись ближе к своим землям. К ним относятся Серебрянь, Пушкари, Виленки, Рачатники, Стубле, Стрелецкие Выселки, Новопанское.

Но самыми древними в районе являются не слободы бывших служилых людей, а другие населенные пункты. К примеру: село Старое Киркино в 25 км от Михайлова возникло тогда, когда только начало складываться Московское централизованное государство, на опустошенной набегами кочевников «нейтральной полосе». В 1616 году село принадлежало восьми помещикам, а спустя 66 лет в нем было 70 владельцев — детей боярских. В числе их упоминается боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин, отец царицы Натальи Кирилловны — матери царя Петра I.

В 1779 г. царица Екатерина II утвердила герб города, а в 1780 г. план Михайлова. По этому плану город получал квадратную форму с каждой стороной примерно в 900 м. Расположение улиц по этому плану в основном сохранилось в центре города до наших дней.

В 1708 году при образовании Рязанской губернии Михайлов становится уездным городом, а с 1719 г. — одним из 4-х уездных городов Переславль-Рязанской провинции Московской губернии. Позже, 16 декабря 1778 г, было образовано Рязанское наместничество в составе 12 уездов, среди которых был и Михайловский. Весь ХIХ, начало ХХ вв. Михайлов — обычный уездный городок. Фабричная деятельность незначительна. В 1898 г. через Михайлов была проведена железная дорога — она связала Поволжье с Москвой и Санкт-Петербургом, благодаря которой значительно оживилась торговля.

В 1904 г. в городских школах обучалось 385 человек, а всего в уезде было 3 тыс. учащихся. Вместе с тем, в уезде было более 40 кабаков и трактиров. На 120 учителей уезда приходилось 300 священников и 280 монахинь. На весь уезд было 6 врачей, 2 агронома и один ветврач. 75% сельского населения было сплошь неграмотным.

29 декабря 1917 г. первый уездный съезд Советов взял власть в городе и уезде в руки рабочих и крестьян.

В тяжелейшее время, когда страна переживала экономическую разруху и полыхало пламя гражданской войны, рабоче-крестьянское правительство позаботилось о просвещении народа. Одной из этих мер стало открытие в городе в 1918 году учительской семинарии, а осенью 1919 г., — детской государственной музыкальной школы.

Дальнейшая судьба города Михайлова и района в 20—30-х годах мало чем отличалась от судеб многочисленных городов страны.

Осень 1941 года. Фашисты рвутся к Москве. Они стремятся взять Каширу и Рязань. Город на военном положении. Из числа пожилых мужчин, пожарных и милиции формируется истребительный батальон, который утром 24 ноября в З-х км от Михайлова вступил в неравный бой с превосходящими силами противника, но был вынужден отойти. К середине этого же дня немцы заняли Михайлов. Начались черные дни оккупации.

Жители строили дзоты, бомоубежища и т.п. В их сооружении участвовали подростки, женщины, старики. На случай высадки фашистского десанта был создан истребительный батальон. Свыше 70% коммунистов из состава районной партийной организации в первый же год войны ушло на фронт. На предприятиях, в учебных заведениях, колхозах и совхозах создавались учебные группы, в которых население без отрыва от производства осваивало военное дело. В городе действовал штаб противовоздушной обороны, были развернуты госпитали.

Но преимущество в живой силе и технике позволило 2-й танковой армии Гудериана прорваться юго-восточнее Тулы, захватить Сталиногорск, Венев и 24 ноября Михайлов. Жизнь в городе внезапно оборвалась. Ни света, ни воды, ни хлеба. Обрывки проводов электрической и телефонной сети опутали улицы. На каждом шагу танки, бронетранспортеры, орудия, чужая речь, зеленые мундиры с фашистской свастикой. Усиленный патруль на железнодорожном мосту, на телеграфе, вокзале, на перекрестках больших дорог.

Горожане жили в подвалах, стараясь не попасться на глаза мародерам, которые забирали скот, птицу, продукты, теплые вещи и обувь. Жительница Щетининской слободы А. В. Горяйнова видела, как фашисты смертельно ранили напротив ее дома сержанта Советской Армии и еще у живого вырезали на щеке пятиконечную звезду. В этот же день были расстреляны директор средней школы Я.Ф. Морозов, комсомолец Гриша Рябов, школьники Витя Панов, Миша Мытарев и другие.

Погромы, грабежи, расстрелы. Так было не только в Михайлове, но и в окрестных селах. Глубокой ненавистью к фашистским злодеям наполнялись сердца михайловцев. Никто не хотел исполнять приказов немецкого командования, хотя за невыполнение любого пункта следовало одно — расстрел. За укрытие красноармейцев и офицеров расстреливали на месте. Но в Щетиновке у железнодорожника В.Д. Золина все дни оккупации района находился тажелораненый майор Куропятников. В доме И. Масленникова на Пролетарской улице нашли приют два раненых красноармейца, которым тайком оказывал необходимую помощь старший врач городской больницы Н.В. Соколов. Колхозник Т.А. Нистратов из Пояркова вывел с оккупированной территории раненых бойцов, Т.О. Воститов из Малинок помог увести колонну советских автомобилей от преследования фашистов.

А советское командование между тем готовило силы для контрудара. Формировалась 10-я армия под командованием Ф. И. Голикова.

Стремительное наступление частей Советской Армии сорвало гитлеровские планы окружения и взятия Москвы.

К 9 часам вечера 6 декабря 1941 г., сбив охранение немцев, 1113-й стрелковый полк 330-й стрелковой дивизии в боевых порядках вышел на подступы к Михайлову. Командный пункт находился в помещении кирпичного завода. Бойцы стали готовиться к атаке, окапываться в снегу. Фашисты обнаружили их и открыли беспорядочный огонь, освещая всю местность ракетами. Атака могла захлебнуться. Все решало мгновение. И тогда во весь рост поднялись командир полка майор А.П. Воеводин и старший политрук В.В. Михайлов. «Вперед, за мной! В атаку!» — прозвучал в морозном воздухе голос командира полка. Как один человек, весь полк в едином порыве поднялся на заснеженной равнине. Это был неудержимый людской ураган, помноженный на гнев, величайший патриотизм, любовь к Родине, преданность делу партии. Фашистские вояки, знавшие о начале наступления советских войск на рассвете 7 декабря, не ожидали ночной атаки. Они выскакивали из домов кто в чем мог. Выбив чужеземных захватчиков из домов на окраине города, бойцы уничтожали их ружейно-пулеметным огнем, гранатами и врукопашную на улицах.

Примерно в час ночи по боевым порядкам пронеслась весть: «Убит командир полка Воеводин». Бойцы поклялись отомстить за своего «батю» — так любовно они называли командира полка. Во весь рост пошли они на штурм немецких укреплений.

Жаркий бой разгорелся за мост через Проню в центре города. Командир батареи капитан Сурканов прямой наводкой расстреливал фашистскую технику. Боевые расчеты станковых пулеметов Лоскутова и Чугунова уничтожали бегущих в панике фашистов. Командир 5-й роты лейтенант Якушев с группой бойцов громил немецкий штаб. Около 3 часов ночи командиры подразделений организовали новую атаку и завязали бой за центральную часть города. 422-й тяжелый артиллерийский полк гитлеровцев не сумел открыть огонь ни в начале боя, ни в ходе его. Этому способствовала внезапность нас­тупления и быстрое сближение советских частей с передовыми силами противника. Помогли также ночь и огонь советской артиллерии.

Фашисты пытались организовать отход своих войск, но смелыми действиями 1111-го и 1109-го стрелковых полков и обходным маневром частей 328-й дивизии этот план был сорван.

128 воинов, отличившихся при освобождении города, были удостоены государственных наград. Не одна сотня фашистских молодчиков нашла себе могилу на Михайловской земле. Только одной советской дивизией было взято в качестве трофеев: 135 автомобилей, 20 легковых автомашин, 100 мотоциклов, 25 броне­виков, пять тракторов, 30 орудий, 23 пулемета, четыре рации, два вагона боеприпасов, эшелон с авиабомбами.

В боях за Михайлов погибло более 300 человек. Все они похоронены здесь же в 12 братских могилах. На полях сражений Великой Отечественной за четыре года войны погибли около 9 тысяч жителей Михайловского района. Десять михайловцев удостоены звания Героя Советского Союза, четверо стали полными кавалерами ордена Славы.

Почетное звание «Город воинской доблести» присвоено Михайлову распоряжением Губернатора за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный михайловцами в годы войны

Учитель:

Долгих 4 года шла война. В ней принимал участие весь народ. Боролись с врагами мужчины, женщины и даже дети. Они помогали взрослым приблизить победу. Ребята работали на заводах и фабриках, заменив взрослых, которые ушли на войну, а некоторые дети даже принимали участие в боевых действиях. Страшно, когда человек идет на смерть, особенно больно видеть на войне детей. Но бывают обстоятельства сильнее людей. И взрослым приходится посылать ребят на разведку, на бой с врагом. Таких детей было много. Один немецкий солдат написал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому, что даже дети у них сражаются и погибают как герои».


 

Ученик читает стихотворение Сергея Михалкова «Десятилетний человек»

Крест-накрест синие полоски

На окнах съёжившихся хат.

Родные тонкие берёзки

Тревожно смотрят на закат.

И пёс на тёплом пепелище ,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог ,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далёкую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверёк,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог.

Но по щеке его не разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть слишком много сразу

Увидели его глаза.

Всё видевший ,на всё готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой ,

Его, как друга, в тёмный вечер

Окликнет русский часовой,

И он , прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет всё, на что глядели

Его недетские глаза.


 

Учитель:

Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбёжки и обстрелов сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя . Женщины служили разведчиками, переводчиками, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли.

Рассказ ветеранов о медалях, полученных ими в сражениях, и о других орденах Великой Отечественной войны

Вокальная группа исполняет песню

Боевые ордена

Учитель: (на фоне музыки) Люди, победившие врага… Всё меньше остаётся в живых тех , кто сражался за Родину. Мы не должны забывать этих людей . Нам предстоит охранять мир на земле , чтобы никому никогда не пришлось испытать ужас войны. День 9 мая 1945 года вошёл в историю нашей страны как День Победы.

 

Ученик :

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то. Минута молчания

Учитель: В память о погибших прошу всех встать. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Выступление ученика

Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем всё сильней и явственней слышны

Её раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойней синие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнём войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны,

Сполна всю горечь этих лет познавши,

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

Чем дальше мы уходим от войны

И чётче обнажаются вершины,

Тем полнозвучней голос тишины,

Тем всё понятней, что мы совершили.


 

Учащиеся исполняют песню "Птицы белые"


 

Приложение

Тексты песен

Боевые ордена

Слова и музыка Ю. Давидюка

Дедушка мамы рукою дрожащей

Достал все награды с войны той палящей:

Медали и орден за взятие Праги,

Варшавы, Берлина и личной отваги.

И слезы стояли в глазах его добрых,

Войной опаленных, но непобежденных.

Я слушала молча рассказ его тихий

О страшных сраженьях и залпах победных.

Припев. Боевые ордена наших прадедов и дедов.

Боевые ордена, нам принесшие победу.

Будем мы ей дорожить и расскажем своим детям

Про боевые ордена наших прадедов и дедов.

В тот год я стояла у свежей могилы -

Мы дедушку нашего в ней хоронили.

Злой ветер срывал слезы с глаз непослушных,

И я вспоминала о днях своих лучших,

Когда он садил нас к себе на колени…

Я помню до мелочи все те мгновенья,

Они уносили меня в век ушедший

Войны той ужасной, но, к счастью, прошедшей.

Припев.


 

Текст песни

До свидания, мальчики

Автор: Булат Окуджава

Ах война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики мальчики

Постарайтесь вернуться назад

Нет не прячьтесь вы будьте высокими

Не жалейте ни пуль ни гранат

И себя не щадите вы и все-таки

Постарайтесь вернуться назад

Ах война что ж ты подлая сделала

Вместо свадеб разлуки и дым

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим

Сапоги ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон

Вы наплюйте на сплетников девочки

Мы сведем с ними счеты потом

Пусть болтают что верить вам не во что

Что идете войной наугад

До свидания девочки девочки

Постарайтесь вернуться назад

До свидания девочки девочки

Постарайтесь вернуться назад


 


 

Текст песни

Птицы белые

автор музыки - С. Ранда, автор слов - В. Редкозубов

Сколько лет прошло после той войны.
Раны глубоки, боль так велика.
На полях войны где-то в тишине
Вдруг поднимут крик птицы белые.
И забыть бы все, да никак нельзя.
От глубоких ран плачет мать земля.
Над землей летят тучи серые,
И кричат им вслед птицы белые.

Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте
Над полями, городами. Люди, скажем, нет войне!
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!

Сколько лет прошло после той войны.
Славы монумент имена хранит.
И горит огонь вечной памяти.
И кружат над ним птицы белые!
Как заставить нам ненависть уйти,
Добротой души сердце растопить?
Мертвых оживить, пробудить живых,
В небо отпустить белых птиц своих.

Равнодушие и боль спрячьте люди
Айсберг ледяной растопите в сердце
Белых птиц своих отпустите в небо
Верю счастье на земле будет вечно!!!

Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте
Над полями, городами. Люди, скажем, нет войне!
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!

Презентация к классному часу "Подвиг народа"
PPTX / 11.55 Мб

Дата проведения:  5 декабря 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Панюкова Ольга Васильевна, 09.01.18 в 15:56 1Ответить Пожаловаться
Обратите внимание на цель! Она должна быть одна, остальное задачи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.