12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Куценко251
Россия, Тверская обл., Ржев

Всероссийский конкурс  на лучшую методическую разработку  классного часа «Урок профориентации» 

Классный час «Мозаика моей судьбы» 

Куценко Ирина Степановна,  учитель информатики и ИКТ  МОУ СОШ №9 имени В.Т. Степанченко  города Ржева Тверской области

Оглавление

 Цели и задачи:

Формировать у учащихся необходимость планирования жизни для реализации и достижения своих целей.

Дать представление этапов самостоятельного планирования своего будущего. Выделение приоритетов при планировании достижения своих жизненных или профессиональных ценностей.

Формирование обоснованных профессиональных интересов.

Продолжить формирование мотивационного подхода к учебной деятельности.

Продолжить процесс формирования в коллективе отношений взаимопонимания и доброжелательности, коммуникативных навыков.

 Предварительная работа:

Анкетирование «Самая … профессия» (см. приложение)

Формирование микрогрупп по желанию, с целью обеспечения благоприятного эмоционального фона работы.

Классные часы :

Теоретическая информация о человеческих потребностях (по А. Маслоу).

Анализ условий возникновения потребности и определении необходимых знаний, умений и навыков для её удовлетворения.

 Необходимый материал:

Схема потребностей, листы ЗУН, заполненными на предварительном занятии (см. приложение).

Результаты анкетирования «Самая … профессия». Листы с названиями профессий. Конверты с профессиями разрезанными на отдельные буквы.

Шаблон газеты «Мои личные достижения».

Заготовки следов, клякс (луж, камней), солнышек, цветов (по 4-5 на группу), звёздочек (по 3-4) на каждого.

Бланки рефлексивного исследования. (см. приложение)

Мудрые мысли для оформления кабинета. (см. приложение)

Маркеры (2-3 шт. на группу), фломастеры (по 1 шт. на каждого член коллектива)

 План-схема классного часа

Организационный момент.

Комплимент-момент.

Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Представление профессии.

Игра «Пять шагов»

Игра «Ловушки-капканчики»

Игра «Звёздный час»

Игра «Эпитафия»

Итог работы.

Заключительное слово ведущего.

Комплимент-момент.

Рефлексия.

Формы работы

Работа в микрогруппах. (2-I, 2-II, 2-IV)

Работа в микрогруппах с элементами индивидуальной работы. (2-III)

Фронтальная работа в кругу.(3)

Индивидуальная работа. (4-III)

Ход классного часа

Организационный момент.

«Комплимент-момент»
Микрогруппы готовят творческое приветствие (жест, речевка) и приветствуют друг друга, создавая доброжелательную атмосферу для работы.

Вступительное слово учителя:
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к кандидатам. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Опыт показывает, что максимальная профессиональная и личностная самореализация человека (а значит и максимальная общественная польза от его деятельности) возможны лишь в случае активного, самостоятельного планирования и практического построения человеком своего будущего. В этом случае он способен осмысленно планировать свою личностную судьбу и профессиональную карьеру, корректировать их нежелательные отклонения вследствие непредвиденных жизненных ситуаций, нестандартно, творчески выходить из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
В результате снижается вероятность того, что подобные люди в случае потери работы станут растерянными, апатичными клиентами службы занятости, постоянно ожидающими, чтобы кто-то утешил и поддержал, нашел хорошую работу и вообще сделал их жизнь за них. Говоря образно, такой человек "научается ловить рыбу сам, вместо того, чтобы ожидать, когда ее привезут некие благодетели".
Наша работа сегодня нацелена на приобретение навыков разработки личного профессионального плана (ЛПП). Желаю, что бы работа оказалось для Вас полезной. И что бы каждый сделал еще один уверенный шаг к сознательному, обоснованному выбору будущей профессии.
Предлагаю выдерживать высокий темп работы, так как за 45 минут хорошо бы познакомиться с полной схемой ЛПП. Дальнейшую работу над индивидуальным ЛПП вы можете проводить индивидуально в свободном режиме.
Повсюду ты видишь дороги, дороги,
Открытые настежь ветрам.
И нашею станет одна лишь из многих
Какая? Решать только нам.
Дороги, которые мы выбираем
Пусть будут круты и трудны.
Хотим одного, лишь об этом мечтаем,
Чтоб нашими стали они.

Основная часть:

Представление профессии.
1 вариант. Микрогруппы выбирают профессии и готовят творческое представление. После представления остальные группы отгадывают профессию.
2 вариант. Микрогруппы выбирают профессии в конвертах в виде разрезанных букв. Собирают слова и сообщают результат.
Ведущий зачитывает результаты анкетирования того раздела, в котором победила представленная профессия. Листок с выбранной профессией размещается на доске.

Игра «Пять шагов» (см. приложение)
Микрогруппы обмениваются профессиями и формулируют 4-5 шагов для овладения профессией и успешной профессиональной деятельности. Результаты размещаются на доске рядом с названием профессии.

Игра «Ловушки-капканчики» (см. приложение)
Микрогруппы обмениваются профессиями и формулируют возможные препятствия на пути к профессиональной успешности и пути преодоления этих препятствий. Результаты размещаются на доске рядом с названием профессии.

Игра «Звёздный час» (см. приложение)
Микрогруппы обмениваются профессиями и формулируют наиболее приятные и радостные события в жизни человека, овладевшего данной профессией. Результаты размещаются на доске рядом с названием профессии. Результаты размещаются на шаблоне газеты «Мои личные достижения».

Игра «Эпитафия» (см. приложение)
Учащиеся определяют достойные события, которые могли бы украсить любую жизнь, и в частности, возможные знаменательные события своей жизни.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог!
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Итог работы

Заключительное слово учителя:

Работа завершена. Результаты мы видим на плакатах. Это и есть не что иное, как ЛПП в творческом виде. Мы рассмотрели достоинства каждой профессии, её возможные минусы, и, конечно же, необходимо учесть индивидуальные качества кандидата. Это первая, учебная попытка. При составлении своего ЛПП вы сможете опираться на опыт, приобретённый сегодня в ходе работы.
С уверенностью могу сказать каждый сегодня сделал еще один шаг к своему успешному будущему.
Спасибо всем за работу.

Комплимент-момент.
Благодарность членам микрогруппы за работу (форму ребята определяют сами).

Ответы на вопросы рефлексии.

 Библиография

- Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение»

 Приложение  Анкета «Самая … профессия»

Самая современная профессия, соответствующая уровню развития научно-технической базы страны, мира.

Самая модная профессия, соответствующая уровню развития общества, нормам морали, культурным и моральным приоритетам.

Самая высокооплачиваемая профессия.

Профессия наиболее привлекательная для тебя, с учётом индивидуальных особенностей.

 Описание игр

Игровое упражнение "Пять шагов". (адаптированный вариант)

Цель упражнения - повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает микрогруппе получить листочек с профессией у предыдущей группы.

2. Каждый участник на отдельном листочке должен вы­делить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цепи. На это отводится примерно 5 минут.

3. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. В итоге обсуждения каждая микрогруппа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

4. Представитель от каждой микрогруппы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии време­ни).

Игра «Ловушки – капканчики». (адаптированный вариант)

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с микрогруппой определяется конкретная профессия.

2. В микрогруппе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждая микрогруппа, уже зная, к чему стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого группа будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью микрогруппы определит (с по мощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю микрогруппы) будет проставлен приз — знак “плюс”. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки - капканчики) на пути к своей цели.

Подводится общий итог. При общем подведении итогов можно также рассмотреть совпадающие препятствия.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

Игровое упражнение "Звездный час". (адаптированный вариант)

Цель игрового упражнения — помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье

В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные “радости” жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Процедура включает следующие этапы:

Каждая микрогруппа берет для обсуждения профессию.

Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.
Дополнительное задание каждой микрогруппе: Совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования.

Далее по очереди представители микрогрупп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья), и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противоположными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.

Разыгрывание и обсуждение (попытка понять) различные профессиональные и жизненные стереотипы является очень важной частью работы профориентации. Ведь во многих случаях проблемы профориентации проектируются на проблемы нахождения смысла своей жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только профессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. Например, кто-то выбирает профессию не потому, что его привлекает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице (только ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно прославиться (неважно как, лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень много зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня — высокопоставленный чиновник взяточник) или чтобы непременно “бывать за границей” и т.п. Естественно, можно привести немало и приятных примеров, когда человеку удается даже во внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально “благородных” видов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуацию, что кто-то, как раньше, захочет “быть там, где труднее всего” и специально изберет для себя наиболее трудные (“соблазнительные”) в этом плане профессии (как своеобразные “испытания” своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух...

Игровое упражнение "Эпитафия". (адаптированный вариант)

Цель игрового упражнения — повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Процедура включает следующие основные этапы:

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу:

"Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...”, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет...”. Далее ведущий может спросить у микрогруппы: “Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?".

Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека”.

2. Этап 2-7 выполняется в том случае, если позволяет время
Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то... — по типу “комсомольско-молодежной биографии”), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими “веселыми ребятами-суперменами”...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...”.

3. Ведущий называет первое событие, например, “наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику.

4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет согласно условию игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту — 75 лет!).

Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем не просто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события, записывают их на шаблонах цветов и размещают на газете. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

 Вопросы для рефлексионного исследования:

Какие формы работы для тебя наиболее приемлемы, комфортны? (анкетирование, беседа, дискуссия, круглый стол, тренинг, деловая игра, экскурсия на предприятие, встреча с представителями профессий и т.д.)

Какие темы тебе интересны, о чём бы ты хотел поговорить, в какой области расширить знания?

Какими знаниями ты мог бы поделиться с одноклассниками?

Мудрые мысли:

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. (Я.А. Каменский)

… пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л.Н. Толстой)

Чтобы знания хорошо усваивались, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франс)
 

Жизнь это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы повсюду оставаться в выгодном положении. (О. Бальзак)

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг. (Р. Гамзатов)

Если действовать не будешь ни к чему ума палата. (Ш. Руставели)

Юность весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я.Б. Княжнин)
 

Тот кто владеет собой, владеет миром. (Д. Савил)

Величайшая ошибка, которую вы можете совершить, это пребывать в страхе перед возможностью совершить ошибку. (Э. Хаббард)

Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы. (Г. Лихтенберг)

Нельзя уподобляться бездумному флюгеру, который поворачивается при малейшем ветерке. (Д. Лондон)

Кто хочет, тот имеет тысячу возможностей, кто не хочет – тысячу причин. (Народная мудрость)

Каждый мог бы в жизни достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. (Г. Бальтасар)

Жизнь не те дни, что прошли, а те что запомнились. (П.А. Павленко)

Жизнь ценится не за длину, а за содержание. (Сенека)

 

Самоактуализация:

стремление к реализации

своих способностей, к

личностному росту


 

 

Эстетические:

стремление к гармонии, порядку, красоте, симметрии


 

 

Потребность в принадлежности и любви:

стремление принадлежать к общности, находиться

рядом с людьми, быть признанным и принятым ими


 

 

Потребность в безопасности:

стремление чувствовать себя защищенным,

избавиться от страха жизненных неудач


 

 

Физиологические:

голод, жажда, половое влечение и др.


 

 

Познавательные:

стремление знать, уметь, понимать, исследовать


 

 

Потребность уважения:

стремление к состоятельности, одобрению, признанию, авторитету


 

Потребности

Знания

Умения

Навыки

самоактуализация

     

эстетические

     

познавательные

     

Уважения

     

в принадлежности и любви

     

в безопасности

     

физиологические

     
Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 09.02.16 в 16:37 0Ответить Пожаловаться
Действительно, очень качественный, серьёзный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.