Обучающая игра «путешествие в мир глагольных форм»
ИГРА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г.о. Мытищи
МАСЕНКО ДИАНА РАВИЛЬЕВНА,
учитель русского языка и литературы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Сегодня мы хотим пригласить вас в необыкновенное путешествие. Но, прежде чем выдать вам посадочные талоны на самолет (приложение 1, стр.12), хотелось бы сказать несколько слов о цели нашего путешествия.
Сегодня мы отправимся в мир глагольных форм. Мы провели исследование: анкетирование разных возрастных групп (учащихся и их родителей), которое позволило нам сделать вывод о том, что темы «Глагол», «Причастие» и «Деепричастие» - одни из самых сложных в школьной программе по русскому языку (приложение 2, стр.12-13).
Использование игровых технологий в изучении этой темы позволяет облегчить её понимание, что мы видим в результате исследования, проведенного нами. Практически 94% анкетируемых учащихся 7-г и 7-д класса отмечают, что игровые формы работы помогают им усвоить материал, и 78% учащихся отмечают, что благодаря этому их оценки по русскому языку становятся лучше. 18% учащихся отмечают, что оценки лучше пока не становятся, но они надеются на это. 85% учащихся отмечают, что нестандартный подход к изучению тем делает урок интересным, насыщенным, занимательным.
На вопрос «кажется ли вам удивительным игровой подход в изучении серьезной дисциплины» 73% учащихся отвечают «нет». Это свидетельствует о том, что ученики привыкли к методике учителя, потому что игровой подход используется в изучении не только темы «Глагольные формы».
73% анкетируемых родителей учащихся 7-г класса отмечают, что тема «Глагольные формы» сложна. 100% родителей отмечают, что, когда они учились в школе, игровые методы использованы не были, 98% родителей жалеют об этом.
Задача нашего путешествия – показать, как можно помочь учащимся освоить эти сложные темы.
Научная новизна нашего исследования состоит в новом методе решения старых проблем. Такие методы освоения тем нигде не описаны. Это результат работы учителя и классов, с которыми работает педагог.
ГЛАВА 2.
НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
Итак, мы отправляемся… Это не совсем обычная прогулка, это, можно сказать, поход, к которому мы серьезно готовились заранее.
Предлагаем вам пройти регистрацию на наш рейс «Мытищи – Глаголия» и получить посадочные талоны (приложение 3, стр.14).
Какие же творческие методы в изучении тем «Причастие» и «Деепричастие» предлагаем мы? Путешествуя с нами в мир глагольных форм, вы ознакомитесь с фрагментами нестандартных форм работы, которые мы используем на обычных уроках русского языка.
ГЛАВА 3.«СЕМЬЯ» ПРИЧАСТИЯ
Итак, к кому же в гости мы отправляемся? (приложение 4, стр.14)
Позвольте познакомить вас с удивительной семьей. Папа – глагол, мама – прилагательное и их сынок – причастие! Чем же сынок похож на своего отца?Во-первых, причастие образовано от глагола (например: сверкающий – сверкать; написанный – написать), отвечает на вопрос: что делающий? что сделавший? Причастие сохраняет вид того глагола, от которого образовано (совершенный или несовершенный).Во-вторых, у причастия есть настоящее и прошедшее время, как и у глагола. А вот будущего времени у причастия нет. Но должен же чем-то сын отличаться от отца.В-третьих, причастие, как и глагол, может быть возвратным (спускающаяся) и невозвратным (зеленеющая).В-четвертых, в краткой форме причастие является сказуемым (работа сделана).А чем похож сынок-причастие на маму-прилагательное?К причастию и прилагательному мы задаем вопрос: какой? Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам: летящий, летящая, летящее; изменяется по числам: летящий, летящие; изменяется по падежам: летящий, летящего, летящему. В полной форме причастие, как и прилагательное, является определением.Что же обозначает причастие, которое совместило в себе признаки двух частей речи? А обозначает оно признак (как прилагательное), но по действию (как глагол). Видите, сколько противоречий? Вполне самостоятельная часть речи, но как похожа на своих родителей!
ГЛАВА 4. «СЕМЬЯ» ДЕЕПРИЧАСТИЯ
А теперь познакомимся с другой семьей (приложение 5, стр.15). Папа – глагол, мама – наречие и их дочка – деепричастие. Предлагаем вам рассмотреть, чем дочка похожа на папу.Во-первых, деепричастие образовано от глагола: сверкая – сверкать, крича – кричать.Во-вторых, так же, как и глагол, обозначает действие, но только добавочное, и отвечает на вопрос: что делая? что сделав? Причем этот вопрос к деепричастию мы всегда задаем от глагола. В-третьих, деепричастие сохраняет вид того глагола, от которого образовано. И опять-таки деепричастие имеет время, но только прошедшее и настоящего. Будущего времени у деепричастия, как и у причастия нет. А чем похожа дочка на маму-наречие?К деепричастию можно задать вопрос: как?(Все знают, что это вопрос наречия).Деепричастие всегда является обстоятельством (наречие тоже чаще всего бывает обстоятельством).И, как и наречие, деепричастие – неизменяемая часть речи.
ГЛАВА 5.
ИГРОВОЙ МЕТОД
ИЗУЧЕНИЯ СПРЯЖЕНИЙ ГЛАГОЛА
А теперь, чтобы занять места в нашем самолете, вспомним про посадочные талоны, на которых у вас написаны либо причастия, либо деепричастия. Мы вам только что напомнили их признаки и предлагаем вам посадить части речи на нужные места. (Приложения 4, 5, стр.14-15)
Итак, пассажиры на месте. Взлетаем!
Уже в пятом классе наш учитель знала, что «Мир глагола и глагольных форм» огромен, и, чтобы этот мир нас не испугал, к походу мы начали готовиться, будучи еще совсем детьми.Как же это происходило?Нам было предложено подумать над творческим подходом в изучении этой темы. И так «родился» наш «бегемотик» (приложение 6, стр.15), который в руках держит шарики. В правой руке – второе спряжение, в левой – первое. Мы нарисовали эту иллюстрацию, подкрепив стихотворением:
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения
Все глаголы, что на –ИТЬ,
Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
Плюс 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, дышать и слышать,
Смотреть, видеть и терпеть,
Ненавидеть и обидеть,
И зависеть, и вертеть.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Потом мы учили правило «Безударное личное окончание глаголов». И, когда возникли трудности в изучении этого материала, учитель предложила нам нарисовать следующего бегемота (приложение 7, стр.16). Когда все равно возникали трудности в понимании этой темы, мы вспоминали слова Корнея Чуковского: «Из болота тащить бегемота».Этот беремотик помог нам понять, что, если глагол I спряжения, то в его личных окончаниях характерны буквы Е, У, Ю, а если II спряжения, то И, А, Я.
В шестом классе мы постоянно работали с бегемотиками. Вытаскивали их из болота. А потом у нас появились и другие рисунки на эти темы, например: лягушка ловит мух (приложение 8, стр.16-17).
ГЛАВА 6.
«ДОМ» ГЛАГОЛА И ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ:
БЕЗУДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА
И СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
И вот мы уже в 7-ом классе, когда перед нами открылся «Мир глагольных форм».И мы начали строить целый город, по которому путешествуем по сей день.Предлагаем вам экскурсию по этому чудесному миру. Именно в 7-ом классе мы узнали, что у глагола есть сынок и дочка: причастие и деепричастие, что мама у причастия – прилагательное, а у деепричастия – наречие.И живут эти семьи в чудесных домах. Зайдем к ним в гости.Все ребята принимали участие в строительстве этих домов. Стоили мы их постепенно.
Итак, первый дом: глагол и причастие настоящего времени4 (приложение 9, стр.17). Сначала ФУНДАМЕНТ (его мы строили с 5-го класса) – спряжение глагола и безударное личное окончания глагола. Если фундамент поставлен непрочно, дом долго не простоит, так сказал нам учитель, поэтому мы серьезно учили это правило.Затем появился ПЕРВЫЙ ЭТАЖ: действительные причастия настоящего времени. Мы узнали, что, если они образованы от глагола Iспр., то надо писать суффиксы –УЩ, -ЮЩ, а если II-го, то пишем –АЩ, -ЯЩ. Затем мы построили ВТОРОЙ ЭТАЖ: страдательные причастия настоящего времени. Мы узнали, что, если они образованы от глагола Iспр., то пишем суффикс –ЕМ, если от глагола IIспр., то –ИМ.Попробуем расселить в нужные «окошки» наших человечков (приложение10, стр.18).
ГЛАВА 7.
«ДОМ» ГЛАГОЛА, ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ
ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ:
ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ
ЭТИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Теперь идем в гости в следующий дом: глагол, причастие и деепричастие прошедшего времени (приложение 11, стр.18).Фундамент этого дома – неопределенная форма глагола, от которого образовано причастие и деепричастие. Первый этаж: действительные причастия прошедшего времени и деепричастия прошедшего времени: растаЯть – растаЯвший, растаЯв, поклеИть – поклеИвший, поклеИв.Второй этаж: страдательные причастия прошедшего времени. Здесь алгоритм рассуждений такой: если причастие образовано от глагола на –АТЬ, -ЯТЬ, то пишем –А(НН, Н), Я(НН, Н), а если от глагола не на –АТЬ, -ЯТЬ (от любого другого глагола), то пишем суффикс (ЕНН, ЕН).«Расселяем» жильцов этого дома!
ГЛАВА 8.
«ПРИСТРОЙКА»:
ОРФОГРАММА «О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
В ОКОНЧАНИЯХ И СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ»
У этих домов есть пристройка, ее можно назвать домом для гостей, так как здесь, кроме глагольных форм, упоминаются другие части речи: существительное, отыменное прилагательное, наречие. Это правило мы тоже начали изучать еще в 5-ом классе и условно назвали его «Правилом домика»(приложение 12, стр.19).
В 5-ом классе мы узнали, что в окончаниях и суффиксах, по дорожке идут существительные, отыменные прилагательные, а наречия сидят на крыше, потому что у них нет окончаний, под ударением (это труба дома) пишем О (своеобразное окно), соответственно, без ударения пишем Е.В 7-ом классе мы это правило дополнили. Этот домик для гостей, а не для глаголов и его форм, поэтому в глаголах и причастиях под ударением пишем всегда Ё (бережЁт, сожжЁнный).Итак, в этом домике живут только существительные, отыменные прилагательные, наречия. Глагол и глагольные формы в домик не приглашены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ.
ИЗУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО БАЛЛА
И ПРОЦЕНТА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вот сколько орфограмм, связанных с темой «Глагол и глагольные формы» мы рассмотрели. Но это не всё. Всё сразу рассмотреть мы не успеем, так как отпуск наш заканчивается и путешествие подошло к концу. Мы приземлились на Родине (приложение 15, стр.20).
Надеемся, что путешествие не оставило вас равнодушными. Отпуск был, к сожалению, коротким, поэтому мы не успели зайти в гости, например, к пунктуации. Но в другой раз обязательно это сделаем.
Подведем итоги.Мы продемонстрировали новый подход в изучении сложных тем – творческий, игровой, и, надеемся, сумели вам доказать, что такой подход действительно повышает уровень знаний учащихся.Это подтверждается нашим исследованием. Мы изучили следующие данные: средний балл по предмету (приложение 13, стр.19) и процент качества знаний по предмету (приложение 14, стр.20) в разных классах в 2018/2019 г. и в 2019/2020 гг обучения. Диаграммы наглядно показывают, что, например, средний балл по предмету в 7-г классе, где используются творческие методы работы, на 0,54% выше, чем в классе, где используют стандартный метод изучения тем. А процент качества знаний по предмету в творческом классе больше на 48,21%.
Предложенные нами методы работы можно использовать на уроках русского языка в 7-11-ых классах, что позволит повысить интерес к изучению предмета и улучшить знания по определенным темам. Мы рады, что являемся полноправными участниками эксперимента, дающего ощутимые результаты: повышается интерес учащихся к изучению предмета, улучшается успеваемость. Мы поддерживаем творческий подход к изучению серьезной науки, предлагаем свои идеи. Почти каждый день на уроках русского языка мы доказываем, что изучать этот предмет можно с интересом и это способствует ценности полученных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Андреева Ю.А., Туркова К.В. Русский без нагрузки. – М: Издательство АСТ, 2019
Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
Служевская Т.Л. Практическая грамотность. 58 не самых скучных уроков. – СПб.: «Тускарора», 2001.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.: Грамотей, 2017.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «ПОСАДОЧНЫЕ ТАЛОНЫ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «СЕМЬЯ» ПРИЧАСТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «СЕМЬЯ» ДЕЕПРИЧАСТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. «БЕГЕМОТИК». ИЗУЧАЕМ СПРЯЖЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. «БЕГЕМОТИК». ОРФОГРАММА «БЕЗУДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. «ЛОВИМ МУХ».
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. «ДОМ ГЛАГОЛА И ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ»: безударное личное окончание глагола, гласные в суффиксах причастий настоящего времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. «РАССЕЛЯЕМ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. «ДОМ ГЛАГОЛА, ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ»: орфограммы в суффиксах этих частей речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. «ПРИСТРОЙКА»: орфограмма «О-Е-Ё после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах разных частей речи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА РАБОТЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ: СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО ПРЕДМЕТУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА РАБОТЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ: ПРОЦЕНТ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКОНЧЕНО.
1Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.:Грамотей, 2017, с.206-216
2Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.: Грамотей, 2017, с.217-220
3 Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб: Издательский дом «Литера», 2010, с.142-146.
4Служевская Т.Л. Практическая грамотность. 58 не самых скучных уроков. – СПб.: «Тускарора», 2001, с.104.
5 Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010, с.155.
6Служевская Т.Л. Практическая грамотность. 58 не самых скучных уроков. – СПб.: «Тускарора», 2001, с.60.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Масенко Диана Равильевна