12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина17
Россия, Владимирская обл., Вязники

Урок-игра «Путешествие в мир русской иконописи»

Цели урока:

Предметная. Научить детей рассуждать об иконописи как о ценности культуры; дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства; расширить лексический запас культуроведческой лексикой.

Развивающая. Развитие аналитического мышления, познавательных умений.

Воспитательная. Способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как уникальному виду искусства.

Оборудование:

Репродукции икон: фотографии икон, презентация.

Программа путешествия в мир иконописи.

План, данный в готовом виде.

Вспомогательный материал, подготовленный для микрогрупп.


 

Подготовка к уроку.

- Проведение анкетирования среди семиклассников.

Как вы понимаете, что такое икона?

Есть ли у вас дома иконы?

Рассказывали вам ваши родные и близкие об иконах?

Знаете ли вы, кто на иконах изображен или что на них изображено?

С каким утверждением вы согласны:

- икона – предмет религиозного культа

- икона – художественная ценность

- икона – неотъемлемая часть культуры русского народа

- икона – устаревшее и примитивное искусство

6. Как относятся ваши близкие к иконе?

7. На каких уроках учителя вас знакомили с иконописью?

8. Хотелось ли вам узнать об иконах больше?

9. Какой предмет школьной программы мог бы рассказать вам об иконописи?

10. Могли бы вы рассказать об иконе другу, товарищу, человеку, приехавшему из другой страны?

- Индивидуальная подготовка учеников, выступающих в ролях:

Экскурсовода по иконописной мастерской.

Искусствоведа.

Знатока религии.

Историка.

Языковеда.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Присаживайтесь.

- Ребята, вам тепло? Вы хорошо себя чувствуете? Ни у кого, ничего не болит?

III. Лексическая работа.

- Тогда мы сейчас отправимся в удивительное путешествие. А какое, попытайтесь догадаться, отгадав ключевое слово кроссворда. (Дети разгадывают кроссворд.)

3

 

6

   

5

 

1

2

 

4

   

7

8

9

                 
                 
                 
               
 

Это слово греческого происхождения, дословно обозначает «изображение», «образ».

Символ христианского культа — предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя перекладинами — верхней прямой и нижней скошенной).

Избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории — прошедшее, настоящее и будущее. Тот, кто пророчит, предсказывает что-н.

В изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости — сияние в виде светлого кружка вокруг головы.

В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

Южное вечнозелёное хвойное дерево, преимущественно с пирамидальной кроной, которое использовали как материал для досок, на которых изображались святые.

Сын Божий.

Вставьте пропущенный элемент: «Вначале было ….., и ……. было Бог.»

В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.


 

Итак, ключевое слово кроссворда – иконопись. И мы сегодня совершим путешествие в мир русской иконописи, узнаем, что такое икона, как она создавалась, увидим и постараемся понять ее красоту и ценность.

Наша задача также будет заключаться в том, чтобы составить коллективный рассказ на тему «В чем заключается ценность русских икон», с помощью которого мы попытаемся убедить любого слушающего нас человека в том, что искусство иконописи является действительно величайшей ценностью русской культуры.

Накануне урока вы отвечали на вопросы анкеты. Сейчас вы услышите результаты анкетирования. (Учитель знакомит с результатами анкет).

Итак, мы отправляемся в путешествие, познакомьтесь с его программой, которая лежит у вас на столах. В ходе путешествия необходимо вести «Путевой дневник», в котором вы будете записывать отдельные сведения, факты, которые вы услышите.

IV Проведение путешествия.

- Начинаем мы наше путешествие с мастерской иконописца. Н.К. Рерих писал об этом так:

Н.К. Рерих так писал о мастерских иконописцев: «На Москве на Государевом иконном тереме творится прехитрое и прекрасное дело. Творится в тереме живописное Делоне зря, как-нибудь, а по уставу, по крепкому приказу, ведомому самому великому государю царю и государю патриарху…

По заведенному порядку создается икона…

Утром, на восходе красного солнышка, от Китай-города из Иконной улицы, где живет много иконников, гурьбами, дружно идут на работу мастера, крестятся на маковки храмов кремлевских и берутся за дело. Надевают замазанные в красках да в клею передники, лоб обвяжут ременным либо пеньковым венчиком, чтобы не лезли в глаза масляные пряди волос, и творят на ногтях или на доске краски. Кто работает молча, насупясь, кто уныло тянет сатиры, подходящие под смысл изображения, иной же за работой, гуторит, перекидывается ласковым или спорным словом с товарищем, но письмо от таких разговоров порухи не терпит, ибо знает свое дело рука…»

- Как же создавались иконы? Давайте спросим об этом у нашего школьного экскурсовода.

Рассказ экскурсовода о создании икон.

- Но икону нужно не только видеть, ее нужно уметь читать, понимать, что на ней изображено. А потому следующий этап нашего путешествия – посещение искусствоведа, который расскажет нам о символике икон.

(Рассказ искусствоведа о символике икон).

Теперь мы знаем, как читать икону. Но для чего же она все-таки создавалась? Чем была икона для русского человека? На эти вопросы нам ответит знаток религии.

(Рассказ знатока религии о значимости иконы для человека).

- Итак, вы услышали о том, что иконы играют большую роль в жизни верующих людей. Были среди икон особо почитаемые. Одной из таких является икона Богоматери Владимирской. О ней известный поэт В. Волошин писал:

Здесь, в Успенском –

В сердце стен кремлевских,

Умиляясь на нежный облик твой,

Сколько глаз, жестоких и суровых,

Увлажнялись светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари.

- А вот что об этой иконе нам расскажут историки.

(Рассказ историка об иконе Владимирской Богоматери).

- Так в письменных источниках сочетаются во едино реальность и вымысел, а знаменитая икона становится свидетелем и участником русской истории.

- История всегда тесно связана с литературой. Тем более древняя история и древняя литература. Побеседуем с литературоведом, послушаем легенды, сложившиеся вокруг имен святых.

(Рассказ литературоведа о легендах, сложившихся вокруг имен святых).

- Но нужно не только знать многие сведения об иконах, но и уметь рассказывать о них. Послушаем языковеда, который покажет нам пример описания иконы «Чудо Георгия о змие».

(Описание иконы языковедом).

- Теперь, когда мы знаем многое об иконах, составим текст нашего рассказа об иконописи под названием «В чем заключается ценность русских икон». Для этого нам необходим план. Его вы видите на экране.

V Работа с планом (дан в готовом виде).

1. Иконы – великие ценности русской культуры.

2. За что мы ценим русскую икону?

А) наличие уникальной техники создания икон; (1 группа)

Б) русские традиции, связанные с почитанием иконы; (2 группа)

В) связь культуры и истории иконописи; (3 группа)

Г) взаимосвязь литературы и истории; (4 группа)

Д) эстетическая ценность икон. (5 группа)

3. Иконы – национальное достояние современной России. (6 группа)

VI Составление текста сочинения по микрогруппам.

Вы уже самостоятельно разделились на 6 микрогрупп, каждой из которых нужно подготовить один из пунктов плана с помощью вспомогательного материала и собственных путевых дневников.

(Распределить пункты плана по группам. Раздать вспомогательный материал).

Итак, в течение 25 минут вам необходимо выполнить работу. Затем мы прочитаем получившиеся работы.

(Чтение получившихся работ).

VII Подведение итогов.

В заключение я предлагаю вам, оценить работу своих коллег. Оценка должна сопровождаться комментариями. Также я прошу вас ответить на вопрос: что на уроке вам понравилось, что нового вы узнали, что хотели бы узнать, что вам не понравилось и что нового вы хотели бы внести в урок.

(Выставление оценок).

VIII Организация домашнего задания.

Составьте синквейн по теме урока «Путешествие в мир русской иконописи».

Напоминаю вам план синквейна: 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза из 4 слов, раскрывающая ваше отношение к теме, слово-символ.

Всем спасибо за урок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.