Урок-обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (Русский язык, 3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову)
Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения.
УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.
Задачи урока: 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
2. Работать над развитием речи учащихся.
3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты.
4. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
5. Прививать любовь к родной природе.
6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла)
Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)
Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый — белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.)
Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.)
Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.)
Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.
2. Постановка темы урока.
Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)
Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова.
/Учитель показывает портрет писателя./
Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц»)
/У доски выставка книг Н.Сладкова./
Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы — необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.
Наш текст называется «Какие бывают дупла?»
3. Знакомство с текстом.
/Отпечатанные тексты лежат на партах./
Текст читает учитель.
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок.
Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч)
Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.)
Ночует - проводит ночь, а днюет — проводит день.
/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./
4.Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.
О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)
Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)
К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)
Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)
Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)
=Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
=Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)
Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)
Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.
Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
5. Деление текста на части и составление плана.
Поделен ли данный текст на части? (Нет.)
На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)
Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.
Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)
О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)
/Учитель фиксирует ответы детей на доске./
О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)
Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)
Определите тему. (Дупла-ночлежки.)
Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)
А кто в них проводит день? (Сыч.)
Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)
Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)
Определите его тему. (Дупла-кладовые.)
Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)
Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)
Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.)
Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)
О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.)
Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.
Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть — доказательство.)
/На доске появился план изложения./
План:
1. Вступление.
2. Основная часть:
1) дупла-ночлежки;
2) дупла-кладовые;
3) дупла-спальни.
3.Заключение.
Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)
6. Физкультминутка.
«Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.
«Есть в лесу три полочки»
Есть в лесу три полочки: /Хлопают в ладоши./
Ели — елки — елочки. /Руки вверх — в стороны — вниз./
Лежат на елях небеса, /Руки вверх./
На елках — птичьи голоса, /Руки в стороны./
Внизу на елочках — роса. /Руки вниз, присели./
7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)
Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу — загадка.)
Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)
Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)
Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)
Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)
Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)
Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)
На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)
Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)
Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)
Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)
А кто в них проводит день? (Сыч.)
Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)
Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)
А почему дупла названы спальнями? (Спальня — это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)
Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)
Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)
Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)
Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод — это доказанный тезис.)
Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)
Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)
Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.
А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)
Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.
Как вы думаете, почему в этом тексте использовалась именно цепная связь предложений? (Объектом рассуждения является дупло. В каждом предложении сообщается что-то новое про дупло. Каждый раз уточняется о том, кто живет в дупле.)
/Единый временной план текста не обсуждается, так как не изучалась тема «Изменение глаголов по временам»./
8. Орфографическая подготовка.
Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./
(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят
(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает
л...туч...я вни... мыш... (по)ложит
г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест
кл...довые спяч...ку (не) пьет
По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)
Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.
/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./
На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)
Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».
На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)
Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.
/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./
Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.)
Объясните, как пишутся данные глаголы.
/Дети «по цепочке» выходят к доске./
Какие вопросы у вас еще возникли?
/В конце работы слова закрываются./
9.Запись текста изложения.
- Прочитайте текст еще раз про себя.
-Закройте листочки с текстом. Запишите его.
/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.
10. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...»
11. Итог урока.
- Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)
- С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.)
- Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение
Алгоритм работы над изложением для учащихся.
Внимательно слушай название текста и сам текст. При первом чтении постарайся понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей.
При повторном чтении можешь записать ключевые слова, яркие образы, сравнения.
Составь план текста.
Попробуй одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У тебя должен получиться маленький текст.
Следующее действие расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные тобой ключевые слова, интересные образы и сравнения.
В результате предварительной работы у тебя получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом.
Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и ещё раз проверь.