Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Какие бывают растения»
Выполнила: Родина Ирина Александровна
МБОУ Ковылкинская «Гимназия №1»
учитель начальных классов
2016 г.
Класс: 2
Программа: Школа России.
Автор: А.А. Плешаков
Тема: Какие бывают растения
Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
- предметные:
Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы.)
- развивающие (метапредметные):
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
развивать познавательную активность детей, интерес к изучению природы, внимание, память; отрабатывать умение безошибочно распределять растения на деревья, кустарники и травы, обучение выделению признаков растений; использовать модели для решения задач.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; строить понятные высказывания, анализировать, делать выводы
формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;
развивать логическое мышление, используя игровые технологии.
- воспитательные (личностные):
-воспитывать бережное отношение к растениям, осознание значения растений для человека;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день! Всем добрый день!
И работать нам не лень,
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Пожелайте глазами и улыбкой удачи на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку: Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший. Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.
(Лес)
- Сегодня на уроке мы совершим с вами прогулку по лесу. Совсем недавно закончилось лето. Все вы летом бывали в парке или в лесу. Давайте вспомним, что вы видели в лесу? (Ответы детей).
На доске с помощью цифр зашифровано слово. Отгадайте его
18,1,19,20,6,15,10,6 растение
-Предположите, что на уроке мы будем изучать?
–Что вы уже знаете о растениях?
( У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена, есть комнатные растения и садовые и т.д.)
3. Самоопределение к деятельности
-Хотите узнать еще, что-то новое о растениях?
Задание: У вас на парте лежат карточки с названием растений, распределите их на группы.
Дуб, береза, клен.
Орешник, смородина, шиповник.
Одуванчик, подорожник, клевер.
Вывод: на какие группы можно разделить все растения? (Травы, кустарники, деревья).
- На какие группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)
- Итак, тема нашего урока - «Какие бывают растения?» Обратите внимание - название выражено вопросительным предложением. Это значит, что в конце урока каждый должен чётко ответить на этот вопрос.
Чтобы наш урок получился интересным и полезным, предлагаю вам стать исследователями. Вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу.
Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы: на какие группы разделены растения и какие признаки характерны для каждой группы.
1-я группа. «Травы» Кейс №1.
2-я группа. «Кустарники» Кейс №2.
3-я группа. «Деревья» Кейс №3.
4-я группа. «Значение растений. Охрана растений» Кейс №4.
Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которые нужно раскрыть. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа. Ученики первой группы расскажут нам о том, что такое травы, назовут признаки трав.
2 группа. Эта группа расскажет нам о кустарниках и их отличительных признаках.
3 группа. Третья группа расскажет о деревьях и признаках деревьев.
4 группа. Четвертая группа раскроет вопрос «Какое значение имеют растения для человека?»
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале.
Полнота информации |
Слаженность работы группы |
Презентация выступления |
Итого |
|
1-я группа |
|
|
|
|
2-я группа |
||||
3-я группа |
||||
4-я группа |
Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1:
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 56
Источник №2
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.20, 44, 42
Источник №3:
Трава — это растение, у которого нет одревесневающих стеблей. Самое мощное и высокое травянистое растение — это банан, который часто считают деревом, однако его мощный стебель не является древесиной. У трав есть корень, стебель, листья и цветочная часть. А высота трав от нескольких сантиметров до нескольких метров, например, банан может вырастать до 6-7 метров.
Источник №4
Чаще всего к травам относятся растения, имеющие несколько видоизмененный побег. То есть побег должен включать стебель, листья и цветок. Так вот у трав могут наблюдаться не все структурные части. Зачастую стебель видоизменяется, листья приобретают такую форму и размеры, которые помогают максимально приспособиться к условиям окружающей среды. Цветок есть, конечно, у всех трав. Однако по размерам, форме и окраске они также весьма различны. Этот фактор будет зависеть от способа опыления конкретного вида растения. Дикорастущие травы - очень многочисленная группа, включающая представителей практически из всех известных семейств растений. Названия трав очень разнообразны.
Источник №5
Трава - имеет зеленые стебли;
Однолетние - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и увядание, занимает один год. Пример — горох, цветная капуста, укроп;
Двулетние растения - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Во второй год растение цветет, а затем погибает;
Многолетние растение — растение, живущее более двух лет.
http://znanija.com/task/3812022
Источник №6
О целебных свойствах многих растений знали еще задолго до появления медицины. С их помощью наши предки лечили всевозможные болезни, при этом, не забывали копить свои знания и передавать из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «травники», «цветники». Благодаря им появились многие лекарственные препараты, ведь почти половину всех лекарств готовят на травяной основе. И сейчас, не смотря на то, что в любой аптеке можно купить средство практически от всех недомоганий, многие семьи занимаются сбором и заготовкой лекарственных растений.
http://www.childbrand.ua/sitenews/4136.html?-print
Кейс №2
Источник №1
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 56
Источник №2
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.82
Источник №3
Кустарником называется растение, которое имеет изначально один деревянный ствол, но с самого молодого возраста приобретает еще несколько таких же стволов. То есть всего стволов получается достаточно много. Взрослым кустарником называется растение, которое имеет несколько равнозначных деревянных стволов, среди которых невозможно различить главный. Данные растения могут заметно отличаться по высоте. Так, например, черемуха - это достаточно высокий кустарник, напоминающий во многом уже настоящее дерево. А карликовая ива - это очень низкий цветущий кустарник, высота которого не превышает 5 см.
http://fb.ru/article/197086/kustarnikom-nazyivaetsya-rastenie-kotoroe-imeet-chto
Источник №4
Кустарник — это многолетнее деревянистое растение, которое достигает в высоту 0,8-6 метров и не имеет ствола. Они бывают ягодные, например, земляника, жимолость, малина, крыжовник, облепиха, черная и красная смородина, рябина. Причем, ягодные кустарники могут расти повсюду, а вот плоды на них будут появляться только в том случае, если условия благоприятные. Но бывают и декоративные кустарники, без которых не обходится ни один сад, который они украшают и делают нарядным.
Средняя продолжительность жизни кустарника составляет 10-20 лет, но существуют и долговечные кустарники, например, айва японская. До 60 лет живет акация желтая (карагана древовидная), барбарис обыкновенный, дерен белый, а вереск обыкновенный живет около 30 лет. От 60 до 100 лет живет жимолость татарская. Между прочим, побеги малины живут всего два года, после плодоношения они отмирают, зимовать остаются только корни, которые весной дают новые побеги.
Источник №5
Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.
Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные. Дикие кустарники растут в окружающей природе без помощи человека. Наиболее известны среди них вереск, акация, верба, волчье лыко (волчья ягода), дикая малина. Также к диким кустарникам относятся некоторые лесные ягоды, например, клюква и брусника.
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/kustarniki/
Источник №6
Энциклопедия для детей: растения. Деревья и кустарники.
http://www.luchiksveta.ru/enziklop_rast/derevja.html
Кейс №3
Источник №1
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 56
Источник №2
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.84
Источник №3
Дерево-многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. Деревья – самые крупные и самые долгоживущие из современных организмов. Рекордсмен по размерам – секвойядендрон (мамонтово дерево) «Генерал Шерман» из национального парка Секвойя в Калифорнии.
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/DEREVO.html
Источник №4
Классификация деревьев. В зависимости от вида листьев выделяют: Хвойные деревья. Листья у них жесткие игловидные или чешуйчатые, имеющие свойство круглый год сохранять насыщенный зеленый цвет и характерный яркий аромат (его можно почувствовать, размяв листик в руках). Смена листвы хотя и происходит, но совершенно не так заметно, как у лиственных деревьев. Хвойные растения меняют свою листву постепенно, в течение всей жизни. Кроме листвы, на таких деревьях вырастают шишки или можжевеловые ягоды. Что касается того, какие растения называют деревьями хвойными, то это, к примеру, кипарис, ель и сосна, лиственница, секвойя. Лиственные деревья. Их листья значительно более широкие, чем у хвойных. Старая листва осенью желтеет и после опадает (лиственные деревья как бы «уходят в спячку» на зимний период), на смену ей весной приходит новая.
http://elhow.ru/ucheba/biologija/chto-takoe-derevo
Источник №5
В кратком описании каждого дерева можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве. Строение дерева - разделения дерева на основные части: корни, ствол, крона.
http://www.razvitierebenka.com/2011/06/blog-post_23.html#.VzIksR92GSE
Источник №6
Корни дерева – его основа. Они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.
Ствол дерева – это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что настоящее дерево имеет один ствол, а вот кустарники – несколько, пусть даже и крупных, стволов.
Ветки деревьев – опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки и цветы. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми (одревесневают), а от них появляются новые ветви.
Листва дерева – это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим.
Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя.
Кейс №4
Источник №1
Значение растений в природе и жизни человека. Как нам известно, все люди и животные дышат кислородом и выделяют углекислый газ. Количество углекислого газа в воздухе также увеличивается от сжигания топлива. А растения в свою очередь поглощают углекислый газ из воздуха на свету и выделяют кислород.
Кроме этого растения обогащают воздух кислородом, уменьшая количество углекислого газа. Ввиду того, что кислород является необходимым компонентом для жизни людей и животных, жизнь на Земле без зелёных растений была бы невозможна.
Чтобы обогатить города и сёла кислородом – проспекты, бульвары, улицы озеленяют. Люди высаживают деревья, кустарники, обустраивают парки, бульвары, цветники, газоны. В любом городе на планете стараются как можно больше насадить растений, которые так необходимы для сохранения здоровья населения. Учитывая то, что растения поглощают углекислый газ, они также выделяют в воздух кислород и некоторые газообразные вещества, которые задерживают пыль и уничтожают вредные для здоровья микробы.
Поэтому мы должны заботиться об охране наших растений, каждого листочка и приумножать зелёные насаждения, а точнее не забывать высаживать новые растения, ухаживать за ними, и охранять от повреждений.
http://beaplanet.ru/listya_rasteniy/znachenie_rasteniy
Источник №2
Роль растительного мира на Земле неоценима. Ведь без зеленого океана растений наша планета была бы безлюдной. Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир
Люди издавна заготавливают в лесу древесину, техническое и лекарственное сырье, съедобные ягоды, плоды и грибы, корм для домашних животных, добывают промысловых зверей и птиц.
. Охрана природы - это комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на разумное, правильное использование природных ресурсов, их восстановление и предотвращение загрязнения природной среды. Комплекс этих мероприятий в первую очередь предусматривает заботу о здоровье и благополучии людей. В этой важнейшей задаче охрана растительности занимает первое место.
http://www.valleyflora.ru/29.html
Источник №3
Роль растений в природе
Невозможно представить себе окружающий мир без растений - наших верных и молчаливых зеленых друзей. Каждый глоток воздуха, каждая крошка пищи подарены нам растениями, они помогают нам почувствовать радость общения с природой, ее очарование и красоту. Ухаживая за безмолвными и прекрасными растениями, человек сам становится чище и добрее.
Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником пищи для всех животных. Даже самый кровожадный хищник зависит от растений, которыми питаются его жертвы.
Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли растений создают свой климат, более мягкий и более влажный, потому что листва противостоит иссушающему действию солнечных лучей. Корни растений скрепляют и удерживают почву. Там, где сохранился лес, поверхность Земли не обезображена оврагами.
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.
Источник №4
В настоящее время человек все активнее вмешивается в природные процессы, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем.
Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитания. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки. В отличие от заповедников на территории заказников охраняется не весь природный комплекс, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных растений и животных.
Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие подобные учреждения. В ботанических садах собраны живые коллекции редких растений; некоторые из них вводятся в культуру.
В последние годы в нашей стране были приняты важные законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий. Эти законы предусматривают ответственность руководителей сельскохозяйственных и промышленных производств, отдельных граждан за пользование землей, ее недрами, водой, воздухом, растительным и животным миром.
http://school.xvatit.com/index.php?title=%CE%F5%F0%E0%ED%E0_%F0%E0%F1%F2%E5%ED%E8%E9
Источник №5
Растительный мир – это один из наиболее важных элементов окружающей нас среды.
“Красная книга” – это сигнал, предупреждающий о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается. Это книга наших потерь, прошлых и настоящих. Не просто сигнал тревоги, а программа действий, направленных на сохранение ценных и редких животных, на увеличение их численности. Для этого и создаются заповедники, национальные парки, заказники – то есть особые охраняемые территории. Основная же задача “Красной книги” - рассказать о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству.
6. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
7. Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
8. Презентация выступлений.
Итак, ваша работа над выступлениями завершена, прошу одного представителя от каждой группы. По окончанию выступления можно задавать вопросы. (Дети выступают, защищают свои работы)
9. Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу.
– На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
– На какие группы делят растения?
– Назовите отличительные признаки каждой группы.
Рефлексия.
Вам понравилось работать в группе? Оцените свою работу в группе. Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Продолжите высказывание:
– Сегодня на уроке я узнал …
– Мне понравилось …
– Я могу использовать эти знания …
Как видите, жизнь человека тесно связана с растительным миром. Мы должны знать про него как можно больше. К сожалению, не все люди понимают значение растений: рвут дикорастущие травы, ломают деревья и кустарники, рубят деревья в лесах, забывая о том, что погубить растение недолго, а вырастить его — дело многих лет. К тому же, хозяйственная деятельность людей изменяет условиям жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят дома, роют карьер, на месте луга закладывают завод или фабрику. Много дикорастущих растений гибнет. Поэтому растения нуждаются в охране. Берегите и охраняйте природу!
Идите в лес в мороз и зной Любите лес, как дом родной! Он будет рад приветить вас И чем богат – всё вам отдаст. Лесной родник прильнёт к губам, Гриб-боровик к вам выйдет сам. Даст ягод луг, орехов – кедр, Зелёный друг богат и щедр. Идите в лес в мороз и зной, Храните лес, как дом родной!
Домашнее задание.
Дома вы ещё раз повторите пройденную тему по учебнику. Для тех, кто хочет знать ещё больше, - дополнительное задание: подготовить сообщение о каком-либо растении.
Спасибо за урок!