Какие бывают профессии
Цель: Расширить знания детей о мире профессий, формировать интерес к профессиям; помочь осознать связь между благополучием человека и его трудом. Расширение и активизация словаря, развитие связной речи, мышления, органов чувств. Воспитание положительной мотивации к делу, которым занимаешься.
Оборудование: иллюстрации профессий; фотографии выпускников; разрезные картинки; лук, перец, лавровый лист, чеснок и др.
Ход занятия:
1. - Ребята, задумывались ли вы над тем, что все взрослые обладают той или иной профессией, и каждый день трудятся?
- Как вы объясните слово «профессия»? (профессия - это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений)
- Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. Я предлагаю вам игру:
Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать?
Поезд водит... (машинист).
Пашет в поле... (тракторист).
Самолетом правит... (летчик).
Клеит книжки... (переплетчик).
В школе учит нас... (учитель).
Строит здания... (строитель).
Красит стены нам... (маляр).
Столы делает... (столяр).
Песни нам поет... (певец).
Торговлей занят... (продавец).
На станке ткет ткани... (ткач).
От болезней лечит... (врач).
Лекарства выдаст нам... (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне... (пекарь).
Нарисует нам... (художник).
Сапоги сошьет... (сапожник).
Нам печку сложит на зиму... (печник).
Обслужит в поезде нас... (проводник).
Потушит в миг пожар... (пожарный).
На Крайнем Севере работает... (полярник).
С другого языка переведет... (переводчик).
Исправит кран... (водопроводчик).
Часы чинит... (часовщик).
Грузит краном... (крановщик).
Рыбу ловит... (рыбак).
Служит на море... (моряк).
В машине возит груз... (шофер).
Хлеб убирает... (комбайнер).
В доме свет провел... (монтер).
В шахте трудится... (шахтер).
В жаркой кузнице... (кузнец).
Кто все знает - молодец!
Игра внимание:
Весёлая компания; Удвой своё внимание;
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Булки нам и калачи
Каждый день пекут... (пекари).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый... (повар).
На заводах по три смены
У станков стоят... (рабочие).
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой... (учителя).
Посадил уж сотни роз
В городском саду... (садовник).
Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно... (пастух).
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно... (дворник).
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил... (портной).
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром... (лесник).
- Молодцы!
- Чтобы овладеть какой-либо профессией, нужно развивать определенные свойства характера. Многие профессии требуют от человека умения общаться, внимательно выслушать людей, сохранять приветливый и доброжелательный тон, проявлять доброту и отзывчивость.
- Попробуйте назвать профессии, для освоения которых очень важно умение общаться.
Правильно! Воспитатель, учитель, врач, продавец, парикмахер, портной.
- Некоторые профессии требуют от человека проявления смелости, самоотверженности (умения пожертвовать своими интересами ради других, ради общего блага), физической подготовленности, умения мгновенно оценивать ситуацию и принять верное решение.
- Назовите их? (Спасатель, пожарный, милиционер, летчик)
- Есть творческие профессии. Чтобы стать художником, писателем, артистом, музыкантом, нужно обладать одаренностью и хорошим воображением.
- Назовите профессии ваших родителей?
- Хотели бы вы иметь такие же профессии? Почему?
2. Однажды в разговор Аня сказала: «Такую профессию мне не получить, в какой школе я учусь!» И сегодня на занятии я вам попытаюсь доказать и вы мне в этом поможете, что после окончания адаптированной школы, можно получить профессию, можно своим трудом заработать на благополучную жизнь и жить достойно. И пример этому наши выпускники.
Рассказ воспитателя о выпускниках (показ фотографий)
- Во-первых, в школе вы уже получаете профессии швеи, столяра и знания и умения по слесарному делу и растениеводству.
- Аня мне сказала, что в детском саду она работать не сможет. Вы с этим согласны? Конечно, помощником воспитателя в детском саду работать можно.
- Как вы думаете, что главное в работе воспитателя, помощника воспитателя?
Верно! Любовь к детям. Своим поведением, беседами воспитатель влияет на детей, учит их правилам дружбы, умению общаться, стремиться воспитать хорошие качества характера. Главный смысл его труда - помочь детям стать добрыми, умелыми и отзывчивыми.
- А теперь поговорим об одной из важнейших профессий на земле - профессии ...
- Расшифруйте её. Я не могу справиться с этой головоломкой. Кто может объяснить, как расшифровать её.
Современная медицина оснащена самыми последними достижениями науки и техники: приборами и аппаратами, инструментами и лекарствами.
Но «никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души» (академик Петровский). Главным в медицине все равно остается врач с его помощниками медсестрами и санитарами. Санитарами в больнице вы сможете работать?
- Кто продает товары в магазине?
Верно! Продавец. Эту профессию можно выбирать лишь тем, кто умеет общаться с людьми, проявлять сдержанность и доброжелательность и знает математику на (продолжите) ...
- Кто шьет одежду?
- А кто шьет и чинит обувь?
Портные и сапожники работают на фабриках и в ателье, где шьют одежду или обувь по индивидуальным (единичным, отдельным) заказам.
Человеку, который выбрал профессию портного или сапожника, нужны вкус и фантазия, «золотые руки» и умение общаться с людьми вежливо и тактично.
- Как вы объясните выражение «золотые руки»?
«Золотые», или умелые, руки необходимы людям разных профессий, например, поварам.
- Где работают повара?
Верно! В столовых, ресторанах, кафе, школах и детских садах. От питания зависит здоровье человека, недаром говорится: «Добрый повар стоит доктора».
- Кто же выбирает профессию повара?
Как правило, это человек, который любит готовить, проявляя фантазию и выдумку. Повар должен знать и помнить рецепты многих блюд, уметь их вкусно приготовить и придать кушаньям красивый и аппетитный вид. Кроме того, человек, избравший эту профессию, должен прекрасно различать разнообразные запахи, и обладать хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.
Дид. игра «Определи по вкусу и запаху»
- Очень важная профессия — строитель! И жилые дома, и школы, и магазины, и детские сады, и библиотеки, и станции метро, словом, всё вокруг построено умелыми руками строителей.
- Выберите из предложенных картинок строительные профессии (экскаваторщики, крановщики, каменщики, столяры, слесари, маляры, электрики)
- Какими же качествами нужно обладать тому, кто мечтает стать строителем?
Эта профессия требует физической закалки, силы, умения дружно работать в бригаде, желания своим трудом принести людям радость!
- Из разрезных картинок сложите картинку о профессии, о которой мы дальше будем говорить.
- Кто из вас ребята мечтают стать водителем.
Эта интересная работа подходит тем, кто любит разнообразие, частую смену впечатлений. Машина всё время в движении, за окном меняется пейзаж, меняются люди в салоне автобуса, троллейбуса, трамвая.
- Что водитель должен хорошо знать?
Правила дорожного движения и устройство того вида транспорта, которым он управляет. Ему необходимы крепкое здоровье, выносливость, отличные зрение и слух, внимание и наблюдательность.
- Давайте поговорим о тех людях, чьи профессии связаны с землей, — о хлеборобах и овощеводах.
- Как вы думаете, чем занимаются хлеборобы?
Хлеборобы занимаются выращиванием и сбором зерновых культур. Так называют пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, гречиху. Из зерен пшеницы и ржи получают муку, а мука необходима для выпечки хлеба.
Во все времена люди с огромным уважением относились к хлебу. Самых достойных гостей на Руси встречали хлебом и солью. «Хлеб — всему голова! Хлеб — мать всех кушаний», — говорили о нем.
Работа хлебороба нелегкая, напряженная. Поля сначала вспахивают тракторами, затем засевают зерно, ухаживают за всходами, а когда колосья наливаются спелостью, наступает самое «горячее время», которое недаром называется «страдой».
Рожь и пшеницу нужно убрать быстро, ведь перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян. В это время хлеборобам дорога каждая минута!
- Что делают овощеводы?
Овощеводы растят для нас овощи. Назовите какие? (картофель, капусту, морковь, свеклу и многие-многие другие, без которых невозможно представить ни завтрак, ни обед, ни ужин.)
- Говоря о хлеборобах, овощеводах мы забыли о животноводах. Что делают люди этой профессии?
3. - Какие профессии мы сегодня рассмотрели подробно?
- Можете ли вы назвать, кем хотите быть?
- Если вы выберете профессию водителя, какие свойства характера нужно развивать уже вам сейчас?
- Сможет ли Аня из названных профессий выбрать себе профессию?
И в заключении я хочу прочитать вам притчу «Как относишься»
Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни. Было видно, что им очень тяжело, руки в мозолях, по лицу скатывается пот. Мудрецы стали интересоваться, что же делают эти люди.
- Что ты делаешь? – спросили они у человека.
- Я таскаю камни наверх.
- А ты что делаешь? – спросили они другого.
- Я зарабатываю детям на еду.
- Ну а ты что делаешь? – спросили третьего.
- Я строю храм Божий!
И поняли тогда мудрецы одну простую истину – не важно, что ты делаешь, важно как ты к этому относишься.
Одно и то же занятие одному человеку может приносить боль и страдания, а другому доставлять радость. Научитесь даже в плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть, стоит только присмотреться. Ведь тогда вы сможете изменить всю свою жизнь.
Вывод: сейчас учеба и хорошие знания - ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь обслуживать себя, помочь взрослым.
Даже будни может труд
Сделать праздничными днями.
Я думаю, что на занятие вы узнали для себя что-то новое. Спасибо за работу!
Петренко Наталья Борисовна