Обучающие логопедические карточки «Орнамент из камней» (5–7 лет)
Автор: Керина Елена Александровна
Название комплекта обучающих карточек «Орнамент из камней»
Дисциплина: логопедия (коррекция тяжёлых нарушений речи)
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Рекомендуемый тип занятия: индивидуальные, подгрупповые (2-4 человека)
Требуемые для работы знания и умения ребенка: умение понимать и выполнять инструкцию, умение логически мыслить, навыки самоанализа.
Ожидаемые результаты: правильное воспроизведение орнамента.
- Развитие сукцессивных процессов у детей с нарушениями речи.
- Развитие навыков последовательного воспроизведения орнамента, формирование и удержание детьми алгоритма воспроизведения;
- Автоматизация звука [р], [л] в названиях цветов камней;
- Дифференциация [л]-[р] в словах, обозначающих цвет камней;
- Навык правильного произнесения окончаний прилагательных мужского рода: - ый, -ий;
- Сформированный стабильный графический образ буквы (графемы);
- Развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания; памяти;
- Развитие навыка самоконтроля;
- Профилактика нарушений чтения и письма;
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- Набор стеклянных камней (круглых, овальных с плоским основанием) красного, желтого, зелёного, голубого, синего цвета.
- Набор декоративных акриловых кристаллов розового, желтого, красного, зелёного, голубого цветов.
- Набор карточек (ламинированных) орнаментов, состоящих из трех - шести элементов,
- Набор базовых листов (ламинированных) с изображениями разнообразных линий, фигур и букв:
Карточки созданы в программе Paint.
Методическое обоснование:
Известным исследователем, нейропсихологом А.Н. Корневым было установлено, что на формирование готовности ребёнка к усвоению чтения и письма, не менее значимую роль, наряду с фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторонами речи, играет состояние и, соответственно, процесс развития сукцессивных процессов.
Сукцессивные процессы представляют собой операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявляемых в определённой последовательности.
С целью развития сукцессивных процессов, как навыков анализа и воспроизведения пространственных представлений, было разработано пособие «Орнамент из камней», которое сочетает в себе обращение, как к зрительной, так и слуховой модальности человеческого восприятия.
Пособие требует запоминания (сравнения) ряда фигур, различающихся формой (круг, овал), цветом (красный, голубой, жёлтый, зелёный, розовый, синий), расположенных в определённой последовательности. Задача постепенно усложняется увеличением элементов в ряду. Ребёнку необходимо сохранять принцип чередования элементов на протяжении всей линии или фигуры, буквы.
Предварительная работа предполагает знакомство с оборудованием - камнями (кристаллами), базовыми листами (для детей – фонами).
Учитель-логопед объясняет детям, что играть необходимо чисто вымытыми руками.
Ограничений по времени работы с карточками нет.
Инструкция по использованию карточек:
1. Этап выбора.
Ребёнок, на основе собственного решения, выбирает карточку с орнаментом, а так же базовый лист с изображением какой-либо линии (фигуры).
*В отношении буквы выбор происходит в ситуации предъявления нескольких букв.
Варианты инструкций:
1. Найди букву А.
2. Найди букву, которую мы сегодня изучали, назови её.
3. Загадка:
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ……(А).
2. Этап непосредственной работы.
Ребёнок воспроизводит орнамент из камней на выбранном им базовом листе по всей длине рисунка. После воспроизведения, сопоставляет результат с орнаментом, проговаривает вслух название камней.
На начальном этапе орнамент всегда перед глазами ребёнка.
На последующих занятиях работа усложняется тем, что ребёнок должен запомнить орнамент и по памяти воспроизвести его на базовом листе:
После воспроизведения орнамента, ребёнок проговаривает все его элементы вслух. Причем перечисляет цвета камней в одном орнаменте как целое законченное предложение (с понижением интонации). Таким образом, у ребёнка формируется представление, что орнамент повторяется. Например, в ситуации на фото ниже словесный анализ будет таким: «Голубой, жёлтый, синий. Голубой, жёлтый, синий. Голубой, жёлтый, синий. Голубой, жёлтый, синий. Голубой, жёлтый».
В зависимости от возможностей ребёнка ответ может быть усложнённым: «Голубой круг, жёлтый круг, синий овал. Голубой круг, жёлтый круг, синий овал. Голубой круг, жёлтый круг, синий овал. Голубой круг, жёлтый круг, синий овал. Голубой круг, жёлтый круг».
Более того, проговаривание цвета камней и кристаллов позволяет успешно автоматизировать звуки [л], [р], дифференцировать их.
А у детей, проговаривающих прилагательные мужского рода в усеченном виде (например, не «красный», а «красны»), появляется возможность автоматизировать навык правильного произнесения окончаний.
Подобное проговаривание помогает ребёнку самому найти ошибку. Ошибки, как правило, проявляются в виде замены элемента, вставки, дополнительного элемента, пропуска, смешения, зеркального воспроизведения орнамента:
Карточки с орнаментами и базовые листы заламинированы, поэтому протираются по мере загрязнения.
Одновременно могут играть до 4х детей (см. фото 5). По окончании работы со своими орнаментами, дети с удовольствием меняются местами. Опыт показывает, что дошкольник 6-7 лет за одну игру может проиграть с 5-6 орнаментами.
Карточки являются полифункциональными. Базовые листы можно использовать для формирования графомоторных навыков. Ламинирование листов позволяет использовать их как шаблоны для обводки линий водорастворимыми маркерами.
Работа с обучающими карточками приносит детям помимо развития, еще и удовольствие. Самый частый запрос у моих воспитанников именно на эту работу.
Шабанова Алёна
Керина Елена Александровна