Обучение дома - взгляд классиков и современников
Обучение дома - взгляд классиков и современников.
Мировое сообщество, начиная с конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), осуществляет курс на построение модели устойчивого развития информационного сообщества. Россия к данному движению подключилось 1 апреля 1996 года, когда президентом Российской Федерации был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Одно из ключевых направлений устойчивого развития – обеспечение широкомасштабной информатизации общества и формирование постиндустриального информационного общества. Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, http://www.iis.ru/library/riss/ т.к. только через систему образования можно воспитать в людях умение самостоятельно мыслить и принимать решения.
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний.
Я предлагаю проследить историю развития семейно-домашнего образования в России и рассмотреть положение вопроса на сегодняшний день. Домашнее обучение (Обучение на дому, разг. Надомное обучение, надомка) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе (промежуточная), а также обязаны пройти итоговую аттестацию. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Домашнее обучение — самая древняя форма получения образования, которая появилась задолго до первых школ. На протяжении многих веков домашнее обучение было единственным способом получить образование. Изначально эта форма была доступна лишь обеспеченным семьям, у которых было время обучать собственных детей или средства нанять преподавателя. Впрочем, к домашнему обучению можно отнести и передачу основных навыков ведения домашнего хозяйства, и обучение ремёслам.
Несмотря на то, что первые школы появились на Руси еще в 11 веке, домашнее обучение с приглашением домашних учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины 19 века. В допетровской России образование могли давать только русские учителя, а иностранцы к обучению не допускались. В то время основными «дисциплинами» домашнего образования были танцы, манеры и иностранные языки. После революции 1917 года, с введением «всеобуча» домашнее обучение в России было запрещено. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды. http://school4you.ru/home-education-in-russia/ Семейно-домашнее образование могло служить лишь своеобразным способом компенсации недостатков основной образовательной системы.
В советское время в нашей стране ребенок представлял из себя некую социальную единицу, которая всегда находилась в зоне чьей-то ответственности, и в его воспитании и образовании так или иначе участвовало все общество.
Доцент кафедры "Музеология и история культуры", кандидат искусствоведения, член коллегии экспертов государственной историко-культурной экспертизы Барашев Михаил Анатольевич в своей работе «Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII — начала XIX в.» на основе преимущественно мемуарных источников раскрывает этапы домашнего воспитания в русских дворянских семьях. http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/700/1/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%98%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95.pdf. В частности, он писал: «Оценивая практику домашнего образования русского дворянства, известный французский мемуарист Шарль Массон, проведший ряд лет при дворе Екатерины II и Павла I, писал: «… Законченное домашнее воспитание часто дает молодым людям более широкие и систематические познания, чем немецкие университеты своим питомцам; к тому же русские всегда умеют блеснуть своими познаниями …» [10, С. 148]. В целом, в отличие от обучения в государственных и частных учебных заведениях домашнее образование носило личностно-ориентированный характер. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. девочки в дворянских семьях могли получать домашнее воспитание или учиться в закрытых частных пансионах и институтах благородных девиц…».
Хочу также отметить, что опыт Анто́на Семёновича Мака́ренко — всемирно известного воспитателя, педагога и писателя представляется сегодня не менее актуальным, чем восемьдесят лет назад. Простые и ясные педагогические постулаты Макаренко остаются основой правильного семейного воспитания. Семья как коллектив, со своим укладом, со своими традициями и определенным набором ценностей – вот база для создания правильного со всех точек зрения человека и залог успешного воспитания. И домашнее образование сегодня, на мой взгляд – лучший шаг в эту сторону. http://school4you.ru/makarenko/
Корни семейно-домашнего образования очень глубоки, и оно существует столько, сколько существует само образование. Школы стали возникать там, где семьи не хотели или не могли дать детям семейно-домашнего образования, и они являются заменителем домашнего образования, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд.
Сегодня семейно-домашнее образование – самая быстрорастущая по популярности форма образования в мире. Аспирантка кафедры социологии семьи и демографии МГУ им. М. В. Ломоносова Кристина Риммер в своей работе утверждает, что основная причина, почему родители здоровых детей предпочитают переводить своих детей на семейное обучение в том, что школьная система отстала от жизни. Современная школа возникла в эпоху индустриализации и служила ликвидации безграмотности будущих рабочих. Общество изменилось, но школа продолжает функционировать, как и в начале XX века. Многие педагоги говорят, что классно-урочная система устарела. Родители же все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения. Как отмечает руководитель проекта «Семейное образование», разработчик системы и практик семейного образования, Игорь Чапковский: «Если раньше от обучения в школе отказывались родители действительно проблемных детей, то сейчас на семейное обучение переходят дети-отличники, оказавшиеся среди одноклассников аутсайдерами».
Государство, владея образовательным инструментом, использует его для решения своих задач, часто не совпадающих с интересами детей и родителей. Поэтому для реализации законных прав в направлении образования собственных детей родители на основе действующего закона об образовании могут перевести своих детей на семейную форму обучения. https://riss.ru/demography/demography-science-journal/5272/ Уникальность семейно-домашнего образования заключается в том, что одновременно происходит процесс обучения родителей, которые в подавляющем большинстве не являются педагогами-профессионалами, и их детей, всю жизнь которых подчинена обучению. По моему мнению, такая форма образования, которая вырабатывает у родителей и их детей познавательно активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества знаний, заслуживает особого внимания
Более того, я считаю, что домашнее образование – лучший способ укрепить внутрисемейные связи. Проводя вместе практически весь день, родители и дети получают возможность узнать сильные и слабые стороны друг друга и в буквальном смысле познакомиться друг с другом. В таких условиях родители могут оказывать гораздо большее влияние на своих детей, чем в редкие часы, остающиеся для общения после работы и школы.
Сегодня можно говорить об устойчиво растущем интересе у нас в стране к домашнему обучению, быстром росте популярности различных его разновидностей: дистанционного обучения, семейного образования, экстерната. Это вызвано, с одной стороны, с недовольством растущего числа детей и родителей качеством традиционного школьного образования и, в целом, ситуацией в школах, и, с другой стороны, новыми широкими возможностями для дистанционного и электронного обучения в связи с бурным развитием новых коммуникационных и образовательных технологий.
Как считает разработчик системы и практик семейного образования, руководитель проекта «Семейное образование», Игорь Чапковский: «Естественный интерес ребенка к знаниям школа губит в первые два-три года. А если этот интерес убит, вы можете предлагать любые программы, но человека познающего уже не получится. Поэтому наши выпускники не знают, чего они хотят.… В настоящее время единственный способ для ребенка получить качественное образование — это получить его из рук родителей. Только они могут устроить его в хорошую школу, нанять для него репетиторов или учить его самостоятельно». https://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=5&a=13
В 1994 г Приказом Министерства образования РФ № 225 было утверждено «Примерное положение получения образования в семье», регламентирующее деятельность образовательного учреждения и родителей обучающихся.
Открытие границ и появление Интернета сделали возможным знакомство российских родителей с альтернативными способами образования ребенка на практике – например, с опытом образования с применением дистанционных образовательных технологий.
Но нельзя путать семейно-домашнее образование с образованием с применением дистанционных образовательных технологий. Семейное образование — форма обучения, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Дистанционное обучение — получение образования через интернет или другими подобными методами.
Хотя, по моему мнению, в настоящее время дистанционное образование имеет ряд преимуществ.
Действующий в настоящее время порядок использования дистанционных образовательных технологий был определен приказом Министерства образования и науки от 06 мая 2005 г № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Федеральный закон № 110819-3 от 01.07.2002 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” определяет основные положения дистанционного обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением средств информатизации, при взаимодействии обучающегося и педагогического работника. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
Несколько слов о моем опыте использования такого вида обучения. Два года я использую в своей работе возможности образовательной платформы «Учи.ру». Ребята выполняют задания по предметам школьной программы (карточки) и участвуют в Марафонах, олимпиадах, конкурсах. На Учи.ру предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам. Родители принимают участие в тематических вебинарах по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где мы вместе с учениками и родителями обсуждаем задания, свои успехи и прогресс. Я использую сервис внеурочной деятельности на платформе Учи.ру для дистанционных занятий, конкурсов, игр.
Очень удачен, на мой взгляд, сервис «Якласс». На нем младшие школьники занимаются по русскому языку и математике. Ресурс содержит большое количество заданий разного уровня сложности для школьников. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. В числе возможностей «Якласса» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.
Лично мне обучение с применением дистанционных технологий пришлось по душе. Большой плюс такого вида образования в том, что можно самостоятельно выбирать темп обучения, получать индивидуальные консультации педагогов, проходить обучение не посещая учебное заведение.
Но это лишь одна сторона обучения. Готовы ли мы к полному переходу на дистанционное обучение в школе? Как оказалось – нет.
«Даже при наличии прочно вошедшего в нашу жизнь электронного журнала, существующих электронных платформ для обучения, как платных, так и временно бесплатных, запустить полноценный учебный процесс в домашних условиях (именно учебный процесс, а не выполнение домашнего задания во время болезни) ой непросто - пишет на страницах газеты «Вести образования» продюсер газеты Мария Фадеева. https://vogazeta.ru/articles/2020/3/19/teacher/12069-bez_uchitelya_distantsionnoe_obuchenie_ne_rabotaet
Но, как показала нынешняя ситуация с короновирусом, готовиться к этому необходимо. Возможно, разрабатывать новые инструкции, готовить современные удобные электронные платформы, привлекать для решения этих задач бизнес-сообщество. Словом, делать все необходимое, чтобы вооружить учителя теми инструментами, которые позволят максимально безболезненно перейти на дистанционное обучение.
______________________________________________________________
1. Барашев, М.А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII – начала XIX веков. Очерки: учеб. пособие / М. А. Барашев; Владим. гос. ун.-т. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. – 56 с. – ISBN 5-89368-564-4. 2. 2. 2.http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/700/1/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%98%20%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95.pdf
3.http://ria.ru/edu_analysis/20120111/536821176.html
4.NCES: http://nces.ed.gov/programs/coe/2009/section1/indicator06.asp
5.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://base.garant.ru/58049415/
6. http://base.garant.ru/58049415/#ixzz6NHbJAzbA
7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/