Занятие по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы А, У, О, И, Э»
Обучение грамоте. Гласные звуки и буквы «А, У, О, И, Э».
Цели:
коррекционно- образовательные:
- формировать у детей умение различать гласные звуки «А,У, О, И, Э»;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени;
коррекционно- развивающие:
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символы- девочек звуков,
кассы, предметные картинки со звуками ( А, У, И, Э, О),
разрезные азбуки, наборы для составления схем,
картинка – Кот;
Ход: I. Организационный момент.
Какой гласный звук вы слышите в начале слова?
Аптека, астра, Уля, игра, индеец, утка, Алик, эхо, Игорь, эскимо, утюг,
этажерка, автомат.
В конце слова кукла, кенгуру, игрушки, кубики.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Мнемогимнастика
- Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.
- Как хорошо, когда вы - удивляетесь.
- Но как, же нам невесело,
- Когда вы сердитесь и огорчаетесь.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;
- для губ: изобразить губами произношение гласных звуков: А, У,
Ы, И, О;
- для языка: язык попеременно поднимать вверх (между зубами и
губой), опускать вниз (между зубами и губой)
Упражнения по развитию произношения и развитию грамоте.
- Игра «Раз, два, три – картинку назови».
3 – 4 картинки на каждый звук
«А» - АИСТ, АСТРА, АЗБУКА,
«У» - УШИ,УЛИТКА, УДОЧКА, УЛИЦА,
«И» - ИВА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ,
«Э» - ЭКСКОВАТОР, ЭСКИМО,
«О» - ОВОЩИ, ОКНА, ОСЛИК, ОБЛАКО.
- С какими звуками назвали слова.
Объявление темы.
Логопед: «Мы с вами уже познакомились с гласными звуками: А, У, И, Э, О.
Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».
Акустико – артикуляционный образ звуков.
- Почему эти звуки называются гласными?
- Квадратом какого цвета мы их обозначаем?
Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И – И – И.
Могут заплакать и застонать: О – О – О – У – У – У.
Могут качать в колыбели Алёнку: А – А – А.
Могут, как эхо в лесу закричать.
- Угадайте, какие звуки и сколько звуков я сказала? (беззвучно).
- ИА, УЭО, АИО.
4. Игра «Слушай, называй» - повторите за мной слова со звуком «О».
Мул, мол, мал, суп, сын, сом, бук, бок, бак, сок, сук, сом, пух, пол, нос, пас.
5. Назвать буквы – у доски.
6. В кассах: составить слоги, слова.
ОТ – ТО + К – ТОК – КОТ
ИК + Т ( в начало) ТИК – КИТ
УК + Т ( в начало) ТУК
Работа в тетрадях: Жук – Буквоед.
Дописать буквы.
Игра со словом КОТ – картинка,
- Кто это? Придумайте слова со звуком «О».
КОТ – КОТИК – КОТЯ – КОТОФЕЙ.
А сейчас со звуком «И».
КИСА – КИСОНЬКА – КИСУЛЯ – КИСКА – КОТИК.
Итог. Назовите гласные звуки. Характеристика гласных звуков.