Занятие по обучению грамоте в 1 классе «Звук и буква О»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: Звук и буква О.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком «О» и его характеристикой,
- учить выделять звук «О» в слогах, словах,
- познакомить с буквой О.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,
- развивать фонематический слух,
- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове.
- упражнять детей в составлении звуковых схем, в умении анализировать их.
Воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей, усидчивость, умение работать с раздаточным материалом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Отгадывание изученных гласных по беззвучной артикуляции (А,У,И).
Припоминание слов на гласные звуки А,У,И.
2. Развитие артикуляционной моторики.
- «дверь открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «почёсывание» нижней и верхней губ зубами.
- высунуть язык. Покусать его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя.
3.Выделение на слух первого звука в словах: ОСЕНЬ, ОКНА, ОВОЩИ.
(произнося слова, взрослый голосом выделяет звук О). Ответы детей.
- Сегодня мы познакомимся со звуком О.
Артикуляция звука: губы округлены и слегка вытянуты вперед,
язык на дне рта, горлышко « работает».
Характеристика звука: гласный (попросить детей объяснить, почему звук О- гласный).
Для обозначения звука используем символ красного цвета.
4. Проговаривание звука О хором и по одному.
Выделение звука О из ряда других гласных звуков:
А-О-И-У-О-А-И -О-О-У-О-А-О (дети поднимают символ звука О )
5. На доске выставлены картинки, в названии которых есть звук О.
Дети выбирают их, проговаривают и с помощью линейки и символа красного цвета определяют позицию звука О в словах (работа на столах с индивидуальным раздаточным материалом).
Слова – картинки: ослик, пальто, осень, сок, дом, окно, овощи, лимон, обруч, кот.
6. Игра «Сосчитай и назови звуки по порядку» - формирование навыков звукового анализа.
Взрослый произносит звуковые ряды: АО,ИО,АОИ,АУО.
- Сколько звуков я произнесла?
- Какой первый звук?
- Какой второй?
- Третий звук?
Каждый звук обозначить цветовым символом –составить схему
7. Физкультминутка
Игра « Мы встретились».
Дети «гуляют» по группе, на 1 хлопок при встречи с другом, они удивленно произносят: « О-О-О» и здороваются друг с другом за руку.
На 2 хлопка произносят: «О-О-О» и обнимают друг друга.
8.Знакомство с буквой О.
Показ буквы. В этой букве нет угла,
До того она кругла,
Оттого она кругла.
Покатиться бы могла.
На что похожа буква О? Нахождение буквы в кассе букв.
9.Далее дети занимаются в рабочей тетради
( В.В. Коноваленко «Пишем и читаем», тетрадь по обучению грамоте № 1, стр.12)
- Нахождение буквы в рабочей тетради, обводка буквы О указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки.
Штриховка буквы красным карандашом горизонтальными линиями слева направо (задание №3).
- Игра «Сосчитай и назови звуки по порядку» - составление схем, выкладывание из букв разрезной азбуки под диктовку звуковых рядов
(задание №5)
- Чтение слогов по таблице (задание №7)
- Печатание под диктовку (задание №8)
10.Итог занятия, оценка деятельности детей.
- Мы познакомились со звуком и буквой О.
(учились слышать звук в словах и находить букву, которой он обозначается на письме).
Для закрепления материала вне занятий предлагаются задания на индивидуальных листочках (выполняют с воспитателями и родителями).