12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна327
Я учитель-логопед, работаю в реабилитационном центре для детей инвалидов уже 12 лет. До этого работала 10 лет в школе учителем начальных классов. Люблю детей, сочувствую их проблемам и стараюсь их исправить.
Россия, Краснодарский край, Гулькевичи
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

Цикл занятий по обучению грамоте.

Занятие № 2

Тема: «Гласные звуки»

Цель: формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Задачи:

Обучающая задача: формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас,прививать интерес к игре со словом,развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: карта страны «Пиши-Читай», предметные картинки, карточки со звуками, фонограмма песни «Вместе весело шагать», красные карандаши, карточки красного цвета из картона, музыкальный центр, 5 кукол.

Сценарный план.

Вводная часть (Чтение письма Пиши-Читая).

Основная часть.

1. Путешествие по «Звукограду».

2. Загадка о звуках.

3. Игра «Назови звук в начале слова».

4. Игра " Куклы заблудились ".

5. Физкультминутка.

6. Игра «Назови гласный звук и найди его место».

7. Игра "Поймай звук".

8. Игра «Угадай, кто позвал».

9. Игра "Утки и окуни".

III. Актуализация полученных знаний (вопросы логопеда о звуках).

Ход занятия.

Логопед:

По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз?(по стране «Пиши-Читай»)

Как зовут мудрейшего жителя этой страны?(Его зовут - Пиши-Читай)

В каком городе волшебной страны мы побывали?(Звукоград)

Кто живет в этом городе?(Звуки)

Какие бывают звуки?(Звуки музыки, природы, предметов)

Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь?(Да).

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки, (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми)[а, о, у, э, ы, и].

Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Логопед: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите?(Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук.(игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Игра " Куклы заблудились "

Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.

Физкультминутка.

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Логопед: У меня в руках картинка.

Что изображено на картинке?

Сколько звуков в слове?

Какой гласный звук слышим?

Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова?(нужный квадрат закрывается красной карточкой.)

Логопед: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок.(Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).

Игра "Поймай звук"

Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто позвал»

Вызванный воспитателем ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать голос другого ребенка, который произносит любой гласный звук на распев.

Игра "Утки и окуни".

Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Логопед: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

Вам понравилась играть со звуками?

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).

На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).

Сколько гласных звуков? (их 6).

Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.