Статья «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»

16
1
Материал опубликован 23 November 2015

Пояснительная записка к презентации

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 18.11.2015.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы Кильмухаметовой Лилии Мансуровны,

учителя русского языка и литературы

МОБУ Никитинская СОШ

Саракташского района Оренбургской области.

Мечта каждого учителя - научить всех детей: и умных, и талантливых, и не очень способных. Как это сделать? Как на уроке у одних не вызвать скуку, а у других страх непреодолимости? Как сделать так, чтобы не получилось, как у Маяковского: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал».

Сегодня существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.

Например, технология уровневой дифференциации.

Цель данной технологии: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что ведет к индивидуализации обучения, а следовательно, к развитию личности. Создается комфортная среда для развития каждого ребенка с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированное обучение - технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых. Программный материал усваивается на различных  планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта).

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение обучащихся на группы по каким-либо признакам. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения.

Исходя из подготовленности класса, я условно делю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности на три группы: сильные, средние и слабые. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые не усвоили новый материал.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. В работе с ними следует применять письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы.

Основа технологии уровневой дифференциации – формирование познавательного процесса. Путь к нему лежит через разнообразные формы работы: карточки с дифференцированными заданиями, продуманная последовательность заданий, работа по заданному алгоритму, игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, дифференцированная работа с общим текстом, работа над сообщением и докладом, разноуровневые зачеты, тесты, презентации домашних заданий и т.д.

Задания 3 группы - это базовый уровень знаний. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания. Такие задания должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Задания 2 группы  обеспечивают овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эти задания вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину боле цельной.

Выполнение заданий 1 группы поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.

Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы.

Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1448296615.pptx (Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литер)


 

Предварительный просмотр презентации

Кильмухаметова Лилия Мансуровна, учитель русского языка и литературы МОБУ Никитинская СОШ Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

Цель дифференцированного обучения –обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что ведет к индивидуализации обучения, а следовательно, к развитию личности. Основная задача дифференцированного подхода – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развить способности «сильных».

Дифференцированное обучение- технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков,  развития интересов и способностей обучаемых. Программный материал усваивается на различных  планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта).

Как это сделать на практике? - выясняем количество сильных учеников и даем им задание творческого характера; -детям среднего уровня даем самостоятельное задание; -даем практическое задание, опрашивая «по цепочке» у доски, по 1-2 слова на каждого. Ставим задачу для всего класса: Например: научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно слова с Н и НН; для учащихся среднего и низкого уровня повторно объясняем на примерах упражнения; для детей низкого уровня объясняем, используя схемы, таблицы, параграф; домашнее задание дифференцированно.

Организация работы в группах 1 группа (ученики с высоким уровнем усвоения учебного материала) 2 группа (ученики со среднем уровнем способностей) 3 группа (ученики с пониженной успеваемостью)

Пример задания 3 группа (учащиеся с пониженной успеваемостью) 2 группа (учащиеся со средним уровнем способностей) 1 группа ( учащиеся с высоким уровнем усвоения) Словообразование 1.Распределите слова в три колонки, исходя из способа образования существительного: Родничок, подснежник, прабабушка, безработица, дедушка, бездельник, выход, волчата, беспорядок. 2.Подберите имена существительные к схемам 3.Составьте 3-4 слова, образованных способом сложение, используя только соединительную гласную е. 4.Определите, от каких слов образованы следующие слова: Безголосица, мясорубка, подберезовик, бег, белизна. 1.Составьте словообразовательную цепочку по образцу: красавица – красивый – краса Побелка - Писательница – Прабабушка – 2.Составьте 3-4 сложных слова, в которых одним из корней является - воз-3.Подберите 3-4 слова к схеме 4.Какое слово в ряду лишнее. Почему? Полет, зелень, прыжок, бег. Предыстория, пододеяльник, бессмыслица, подснежник. Котик, преграда, домовой, стульчик. Прочитайте текст. Выпишите слова, образованные способом сложения с одновременным присоединением суффикса. Постройте словообразовательные цепочки. Несколько раз в пятилетку моя кофемолка задает мне настоящую головоломку. Она просто перестает работать. А почему, мне не понятно. В такие моменты я чувствую себя второгодником, потому что до сих пор не могу разобраться, что же с ней происходит. Но вместо того, чтобы, наконец-таки, приобрести новую, я пытаюсь починить старую. 2. Придумайте 3-4 слова, образованных бессуффиксным способом.

Пример задания 3 группа (учащиеся с пониженной успеваемостью) 2 группа (учащиеся со средним уровнем способностей) 1 группа ( учащиеся с высоким уровнем усвоения) Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. 1.Выпиши синонимы. Темнота, мрак, тьма, темнеть, потемки, мрачный. 2.Выпиши антонимы парами. Родина, грусть, ложь, война, чужбина, правда, мир. 3.Назови выделенным словом другие предметы. Ножка ребёнка (ножка..., ножка...). 1.Составь синонимический ряд. Родина, ... Свобода, . . . 2.Подбери антонимы к данным словам. Великан – Успех – Убыток – 3.Напиши значения многозначного слова. Глазок 1.Замени выделенное слово синонимами. Лиса решила обхитрить зайца(. . ..) . 2.Напиши предложение, заменив выделенные слова антонимами. Весной птицы летят с юга на север. 3.Составь предложения с каждым значением слова молния.

Пример задания 3 группа (учащиеся с пониженной успеваемостью) 2 группа (учащиеся со средним уровнем способностей) 1 группа ( учащиеся с высоким уровнем усвоения) «Не с именами существительными, прилагательными и наречиями» на этапе формирования умений и навыков 1.Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без НЕ. 2. Составьте предложение с любым словом. . 1. Выпишите из упражнения только те существительные с НЕ, к которым можно подобрать синонимы. 2. Составьте предложение с любым словом.   1. Сгруппируйте слова соответственно правилам: (не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не)брежный, (не)правда, (не)взрачный, (не)ряшливо. 2. Подберите к словам синонимы и запишите их. 3. Составьте два предложения с предлагаемыми словами.

Пример задания 3 группа (учащиеся с пониженной успеваемостью) 2 группа (учащиеся со средним уровнем способностей) 1 группа ( учащиеся с высоким уровнем усвоения) Тема: «Виды связи в словосочетании» 1.Перепишите, раскрывая скобки. 2. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. 3. Обозначьте графически главное и зависимое слово: Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер). Образец: писать книгу (упр.), теплая вода (согл.). Теоретическая справка: Примыкание — такая связь, при которой неизменяемые слова или неизменяемые формы слова зависят от слов той или иной части речи. Задания: 1.Найдите в тексте словосочетания с таким видом связи. 2. Обозначьте графически главный компонент словосочетания. 3. Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи. Женя пошла было домой, но хватилась книжки, не сразу вспомнила, где книжка осталась. Она воротилась за ней, и когда зашла за дрова, то увидела, что незнакомки поднялись и собираются идти. Они поодиночке, друг за дружкой, прошли в калитку. Б. Пастернак. 1. Выпишите в порядке следования словосочетания, развивающие тему осени. Укажите вид связи в словосочетаниях. 2. Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значением. 3. Запишите ниже такие по строению словосочетания, но с обычным значением. Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет — неяркий и неподвижный был похож: на солнечный. Это светили осенние листья. За К. Паустовский.

Пример задания 3 группа (учащиеся с пониженной успеваемостью) 2 группа (учащиеся со средним уровнем способностей) 1 группа ( учащиеся с высоким уровнем усвоения) Тема «Степени сравнения наречий» Списать текст Подчеркнуть наречия в сравнительной степени как члены предложения Выделить суффиксы Выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени Подчеркнуть как члены предложения Выделить суффиксы Выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени Выделить суффиксы Образовать словосочетания с омонимичными формами прилагательных в сравнительной степени Обе части речи подчеркнуть как члены предложения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

спасибо, полезный ресурс!

8 May 2023