Доклад на тему «Формирование языковой и речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы»

0
0
Материал опубликован 26 May 2020

Формирование языковой и речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы

Описание педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Михайловой Ольги Николаевны

д. Торбеево                                                                                                         2020 год


 

ВВЕДЕНИЕ

Опыт преподавания в школе позволяет констатировать чрезвычайно низкую речевую культуру большинства современных школьников, их неспособность воспринимать, перерабатывать большие объемы текстовой информации, отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации, конкретных социальных условиях, невысокое владение лексическими, орфоэпическими, грамматическими умениями и навыками, неумение соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет и СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.

Основополагающая задача учителя русского языка и литературы- способствовать становлению учащегося как сильной языковой личности демократического типа, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью.

Достигать поставленной цели нужно не только с учетом программ по русскому языку, литературе, но и истории, обществознанию, этикету, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять сообщаемые в них сведения. Во внеурочной и внеклассной деятельности также необходимо сочетать практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускать использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приемы, интерактивные методы развития речи.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие лингвистической, коммуникативной, социокультурной компетенции.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ, РЕЧЬЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции. Школьное образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. Высокообразованный, грамотный в языковом отношении специалист может достигнуть больших успехов, так как горизонты его мышления и возможности для проявления творческих способностей расширяются.
Достижением методической науки последних десятилетий можно считать усиление коммуникативной направленности школьного языкового образования. Формированию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.). Методика сейчас активно занята поиском ответа на вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и каковы пути достижения этого. Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся. В связи с этим при обучении русскому языку особое внимание уделяется урокам словесности, которые в первую очередь способствуют выработке у школьников навыков общения (Шанский Н.М., Львова С.И., Власенков А.И., Горшков А.И., Аннушкин В.И., Темиз Я.В. и др.)

В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. Ученые неоднократно отмечали связь обучения родному языку с развитием души человека (Буслаев Ф.И., Ушинский К.Д., Срезневский И.И., Добромыслов В.А., Рыбникова М.А. и др.). Но методика лишь недавно встала на путь поиска таких методов и приемов развития речи, которые были бы значимы и в интеллект-развивающем, и в чувственно-воспитательном планах (Федоренко Л.П., Дейкина А.Д., Пленкин Н.П., Антонова Е.С., Логвинова Л.В. и др.).
 

Перед теорией и практикой методики обучения и воспитания стоят вопросы: как усовершенствовать процесс развития речи школьников, создать технологии, направленные на формирование мотивации к обучению, развитие и активизацию творческих способностей учащихся, а также способности к обновлению компетенции. С этой целью разрабатываются учебно-методические пособия с привлечением нового дидактического материала, которые, наряду с овладением правилами нормативной речи и развитием речевых умений и навыков, ставят задачи развития творческого потенциала школьников, способствуют дальнейшему овладению речевыми умениями и формируют умение учиться.
Одними из первых к разработке методических концепций развития речи, учащихся обратились Е.С. Антонова, Е.В. Архипова, М.Т. Баранов, Т.Г. Бирюкова, Н.В. Борисова, Е.А. Быстрова, B.Г. Горецкий, Г.Г. Граник, А.Д. Дейкина, Н.И.  А.П. Еремеева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, Л.П. Лунева, М.Р. Львов, Е.И. Никитина, Е.И. Пассов, Т.Г. Рамзаева, A.B. Текучев, М.С. Соловейчик, О.В. Сосновская, Л.П. Федоренко, Л.А. Ходякова, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся; проведение  констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.

 

2. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ

Система работы учителя по формированию языковой и речевой культуры обучающихся на уроке состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика степени сформированной речевой культуры школьника с целью выявления общего отношения к изучению данного

предмета и для разработки программы коррекции при планировании

дальнейшей работы на основе полученных данных:

1. Изучение словарного запаса:

Методика «Подбор синонимов»

Методика «Подбор определений» и т.д.

2. Изучение лексико- грамматического строя:

Методика «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям»

Методика «Проверка употребления разноспрягаемого глагола, несклоняемых существительных, существительных в родительном падеже множественного числа» и т.д.

3. Словообразование:

Методика «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм»

Методика «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования» и т.д.

4. Синтаксис:

Методика «Проверка умения конструировать предложения» и т.д.

5. Диагностирование связной речи:

Методика «обследование связной речи» и т.д.

2. Перспективное планирование развития положительной учебной

мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

опора на достижения учащегося и зону развития его учебной

мотивации: что знает ученик (знания), как он умеет учиться

(учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как

умеет ставить и реализовывать цели;

оптимистическая позиция учителя состоит в том, что у

каждого ученика есть определенный уровень положительной

мотивации, на который можно опереться, и перспективы,

резервы его развития.

3. Организация активной речевой деятельности учения, исходя из

4-х фаз порождения высказывания, выделенных психологами (см.: Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969). Обучение речевой культуре предполагает формирование у учащихся умений, обеспечивающих все четыре фазы порождения высказывания.

Методическая интерпретация позволила Т. А. Ладыженской составить перечень умений, необходимых для успешной речевой деятельности.

1 фаза. Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.

2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.

3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.

4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать)написанное в соответствии с замыслом.

Сравнение этого перечня с тем, который предусмотрен разделами программы по культуре и развитию речи для 5 – 9 классов, показывает, что многие из необходимых речевых умений уже представлены в школьном курсе русского языка. Однако названы далеко не все речевые умения, их формулировки недостаточно сориентированы на разработанную в теории речевой деятельности модель порождения высказывания, в учебниках отсутствуют виды работы и конкретные рекомендации по формированию у школьников привычки и умения на каждой из четырех фаз продуцирования речи учитывать основные компоненты ситуации общения. Мы убедились в процессе работы, что для формирования указанных умений необходимо предлагать учащимся такие задания, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), но содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или условной (учебной). Такие упражнения называют ситуативными.

Следует отметить, что использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по русскому языку и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему. При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения.

t1590477592aa.png

4. Изучение лингвистического материала (особенно по речевой культуре) укрупненными, логически завершенными частями с использованием обобщающих таблиц. Их преимущество состоит в том, что они дают возможность воспринимать изучаемый материал целостно и представляют его в форме, удобной для использования теоретических положений в качестве ориентировочной основы для формирования у учащихся умений и навыков, что позволяет более успешно решать проблему применения знаний на практике. К каждой таблице, таким образом, можно обращаться на любом этапе изучения соответствующего материала: при первичном ознакомлении с ним, при расширении и углублении знаний, при 8 формировании умений и навыков, закреплении и повторении.

Осмысление речи как ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ поможет учащимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса словосочетания, как речевые умения, развитие речи, виды речевой деятельности и т.п. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – «ПРОДУКТ (РЕЗУЛЬТАТ) РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.

ОБУЧАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ В КАЧЕСТВЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (по материалам работ кандидата педагогических наук Г. И. Иваницкой)

Сведения о нормах русского литературного языка, которые являются теоретической основой формирования у школьников правильной, нормативной речи, помогут учителю более четко организовать работу по предупреждению и исправлению ошибок на протяжении всего курса. При изучении фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса и пунктуации нужно указывать на орфоэпические, орфографические нормы и т.д. Таким образом, к концу 9 класса путем практического использования представленных в таблице названий групп норм у учащихся постепенно сформируется общее понятие нормы русского литературного языка, имеющее большое значение.

t1590477592ab.png

Неоднократное одновременное обращение к таблицам «Нормы русского литературного языка» и «Основные виды ошибок» позволит практически дать школьникам представление о том, что каждый вид ошибки порождается нарушением соответствующей нормы русского литературного языка.

Без умения различать виды ошибок не может продуктивно проводиться работа по их исправлению и предупреждению. Способность разбираться в характере ошибок подсказывает причину их возникновения и способ преодоления. Знание условных обозначений, которыми отмечаются разные виды ошибок в ученических тетрадях, обеспечивает необходимый контакт между учителем и учащимися в работе над совершенствованием речи школьников.

Таблица удобна для использования при анализе письменных работ и устных высказываний учащихся.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК

t1590477592ac.png

t1590477592ad.png


 

В науке о языке в настоящее время выделяются два уровня культуры речи:

1. низший, на котором речь рассматривается с точки зрения ее правильности, соответствия нормам русского литературного языка;

2. высший, выдвигающий требование коммуникативной целесообразности. Речь правильную и коммуникативно целесообразную в методике называют хорошей.

Перечень ее свойств, данный в таблице, представляется необходимым и достаточным. Он составлен на основе лингвистических и методических работ по данной теме. Таблица поможет школьникам лучше понять требования, предъявляемые к их речи, глубже воспринять достоинства и недостатки речи товарищей, составить рецензии на их высказывания.

t1590477592ae.png

Совершенствование речи учащихся – кропотливая, каждодневная работа. Именно это заставляет подчинить ее следующим целям: углубить знания о стилях и типах речи; формировать представление об их структуре; развивать умения грамотно обращаться со средствами языка; совершенствовать умения в раскрытии темы и ее развитии и т.д.

Умение грамотно строить сочинение, передавать текст изложения с младших классов в старших классах даст возможность уверенно проводить анализ текстов как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

5. Обогащение словарного запаса учащихся. Под обогащением словарного запаса следует понимать не только количественное увеличение, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего. Важным этапом в обогащении словарного запаса учащихся является работа со словарями, так как она обеспечивает нужный объем знаний по культуре речи. На наших уроках русского языка и литературы словарную работу часто проводят сами учащиеся, что позволяет педагогу вести индивидуальную работу над монологической речью и повышать уровень познавательной активности школьников.

6. Использование игровой методики. Основываясь на положениях Л. С. Выготского о том, что следует не прививать детям язык взрослых, а помогать им в выработке и формировании собственного языка, а также о том, что игра и детское творчество нужны самому ребенку «для правильного развития его сил», используем на уроках игровую деятельность для формирования речевой культуры. Игровая методика особенно хорошо «работает» в классах, где много слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предполагает для них механизм защиты. Именно в игровом процессе ребенок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно, считает профессор психологии Оксфордского университета Д. Брунер, а игра «выполняет важную психотерапевтическую функцию или, по крайней мере, значительно способствует безболезненной адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем». Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, «включить» всех и выявить творческие способности практически у всех детей. Трудность состоит в том, что учителю приходится ставить себя в положение участника игры (хотя и не рядового). В таком образовательном процессе учителю необходимо самому учиться играть, придумывать новые игровые формы совместно с детьми.

В результате учебная деятельность воспринимается не как нечто навязанное, привнесенное, а как желанная и лично значимая цель.

Использование на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать о том, что игра – естественная потребность для детей, особенно младшего и среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

Работая в классах основной школы, используем элементы игровых технологий. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, содействуют развитию творческих способностей, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

1. «Диктор» (Прочитайте текст орфоэпически правильно.)

2. «Редактор» (Исправьте речевые ошибки).

3. «Переводчик».

- Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных слов) синонимами?

А) Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

- Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Он пишет мемуары.

В) Ваши аргументы убедительны.

Г) Мы гордимся нашим голкипером.

Д) В газете появилась информация о футбольном матче.

Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

4. «Перевертыши». (Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора).

Доля игры в учебном процессе велика. Это может быть целый урок, построенный на игре: урок-кроссворд, дидактическая игра, ролевая игра, заочная экскурсия, урок-сказка.

7. Формирование речевой культуры школьника осуществляется при изучении всех разделов русского языка и литературы, потому что знание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных упражнений, только тогда оно ценно.

Обучение учащихся средствам оценки- одна из форм обогащения словарного запаса. Одной из возможностей обогащения словарного запаса учащихся является работа над средствами оценки в их речи. На мой взгляд, обучение учащихся средствам оценки представляется плодотворным и необходимым, т.к. они выполняют важную роль в формировании личности, помогают достичь выразительности как в устной, так и в письменной речи. Одним из путей обогащения речи учащихся средствами оценки является анализ художественного текста произведений русской классики.

Работа над этикетными формулами. Как расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и постепенно подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения? Одним из основных средств на пути достижения этой цели могут стать речевые ситуации, которые в виде модели можно представить следующим образом: кто – кого (кому) - с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорит (слушает). Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений. Для работы отбираются преимущественно те формулы речевого этикета, которые актуальны для данного возраста или станут таковыми в ближайшем будущем.

Формирование навыков пунктуационного оформления через создание коммуникативных ситуаций. В целях экономии времени на уроке, а также для того, чтобы учащиеся почувствовали практическую необходимость использования знаков препинания в повседневной речи, создание коммуникативной ситуации ведет к необходимости использовать ту или иную синтаксическую модель, которая требует конкретного пунктуационного оформления. Предлагается использовать метод формирования навыков пунктуационного оформления сложного предложения через создание коммуникативных ситуаций при изучении несинтаксического материала.

9. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

В нашем обществе значение речевой культуры осознается, поэтому многие школы видят необходимость преподавания риторики, культуры общения, психологии. Мы считаем, что формирование речевой культуры школьника должно происходить не только на уроке, но и на факультативных занятиях как дополнение к программе по русскому языку и литературе. Преодолению трудностей в овладении культурой речи служит разработанная нами и утвержденная районным методическим объединением учителей русского языка и литературы программа факультативного курса «Речевая культура»

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе. 
И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
В педагогике существует много различных классификаций педагогических технологий, многие из них мы используем в обучении:
1.
Технология проблемного обучения (применение технологии проблемного обучения на уроках в процессе анализа текстов, в организации исследовательской работы учащихся).
2.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. 
3. Технология «Метод проектов».

4. Информационно—коммуникативные технологии. 
(возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся, использование обучающих программ по русскому языку). Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаем учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ГИА, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.

5. Технология мастерских (предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач). 
В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях, где усилена речевая направленность. Это позволяет не только работать над формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к учению. 

4. КОПИЛКА «НЕСКУЧНЫХ» УПРАЖНЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ, СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ
(ряд упражнений разработан Голубевой И. В.)

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Отметьте слова, в которых допускаются вариативные ударения.

Проверьте себя по словарю.

Августовский, искристый, зубчатый, юродивый, флейтовый, украинский,

тигровый, лубочный, гербовый, кухонный, феномен

2. Найдите слова, в которых согласный перед Е произносится мягко. Если испытываете затруднение, обратитесь к словарю, дайте толкование неизвестным словам, составьте словосочетания.

Мембрана, шинель, бенефис, фонема, детектив, эффект, декорация, тембр,

бизнесмен, гротеск

3. Найдите слова, в которых при произношении сохраняется двойной согласный. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Мусс, коллекция, терраса, террор, бесприданница, сумма, грамматика, тонна,

колли, касса

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1) Мама _____________ чехол на чемодан.

2) Девочка ___________ куклу Катю.

3) Старший брат _________ сестру.

4) Сегодня девочка ____________ новые туфли.

5) Брат ___________ часы на руку.

6) Бабушка ______________ внука.

7) Бабушка _____________ новое пальто.

 

2. Найдите лишнее слово. Как называется этот вид речевых ошибок?

1) Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

4) Очень замечательные пироги печет Дашенька.

5) В речи он употребляет диалектные и областные слова.


 

3. «Скажите по совести, Ляпсус,— обращался Персицкий к автору «Гаврилиады»,— почему вы пишете о том, чего вы в жизни не видели и о чем не имеете ни малейшего представления? Почему у вас в стихотворении «Кантон» пеньюар — это бальное платье?» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему

значении, ведут к неточности речи. В следующих предложениях найдите

такие ошибки и попытайтесь их устранить.

1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много

читать.

2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом.

3) И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся

обогнать паровоз.

4) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести.

5) Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме.

4. Паронимы — это разные по значению слова, сходные по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по

родству корней; это приводит к смешению их в речи.

Чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова,

выберите одно из двух, данных в скобках.

Концертный (абонемент, абонент).

(Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Мастистый, маститый) ученый.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Непроницаемый, непроницательный) исследователь.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Предоставить, представить) к награде.

(Сочинительный, сочинительский) талант.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Тяготеть, тяготить) к спорту.

(Экономика, экономия) времени.


 

5.Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1) Литература играет очень большую эстетическую функцию.

2) Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться.

3) Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда

в Киевской Руси.

4) Создавая комедию «Горе от ума», Грибоедов пытался передать жизнь,

которая господствовала в то время.

5) Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию.

6) Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева.

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов

нет зубов»? Решив этот вопрос, приступите к следующему заданию:

образуйте форму родительного падежа существительных.

Абрикосы, гектары, простыни, апельсины, зеркальца, рельсы, басни, блюдца,

монголы, румыны, сапоги, ботинки, носки, сумерки будни, партизаны, ясли,

вафли, полотенца

2. Образуйте форму множественного числа существительных.

Автор, лекарь, редактор, бухгалтер, лектор, сторож, выбор, оратор, трактор,

выговор, отпуск, фельдшер, директор, офицер, шофер, инженер, порт, якорь,

катер, профессор

3. От данных существительных образуйте форму единственного числа.

Близнецы кавычки тапочки

ботинки коньки туфли

брови лыжи усы

валенки носки уши

варежки овощи фрукты

войска перчатки чулки

волосы родители

4. От данных прилагательных образуйте краткую форму. В каких случаях

это невозможно?

Бледный дружеский прочный

братский дружный робкий

бывалый коричневый светлый

верный легкий точный

вороной медный умный

горький нежный цветной

длинный осенний

5. Из приведенных ниже прилагательных выберите такие, которые не

образуют степеней сравнения. Свой выбор обоснуйте.

Глубокий зеленоватый трудный

глухой кислый хитрющий

добрый пустой яркий

слепой

6. Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не

употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

Вечереть победить трясти

грести приходить убедить

лечь расти целовать

смеркаться

7. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. В

каких случаях это невозможно?

Бежать ехать ночевать

весить жечь основать

вить значить пахать

выглядеть издавать печь

грести класть стоить

доказать махать шептать

есть напасть

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Помните, как выступал на митинге по случаю открытия старгородского трамвая заведующий Старкомхозом Гаврилин (в «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова)? Он сказал, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих... а еще... благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова». Найдите в его речи ошибку.

Составьте словосочетания, определите падеж управляемого слова.

1) Больше времени уделять (чтение книг).

2) Включиться (строительство дороги).

3) Вопреки (противопожарные действия).

4) Восхищаться (благородный поступок).

5) Гордиться (свои ученики).

6) Грустить (школьные друзья).

7) Избежать (серьезная опасность).

8) Исходить из (это предположение).

9) Обращать внимание (физическая подготовка).

10) Озабоченность (положение дел в стране).

11) Оплатить (проезд).

12) Остановиться (разные стороны проблемы).

13) Отчитаться (израсходование полученных средств).

14) Побудило (решительные действия).

15) Подчеркнуть (необходимость созыва собрания).

16) По истечении (десять дней).

17) Согласно (действующая инструкция).

18) Уверенность (наша победа).

19) Удостоить (беглый взгляд).

20) Факт (грубое нарушение правил).

2. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела

шляпа», — записал в жалобной книге один из чеховских героев. Какую

грамматическую ошибку он допустил?

Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением

деепричастных оборотов.

1) День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные

приглашения.

2) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

3) Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода

Вольность”.

4) Борясь за свое счастье, Савелий был отправлен на каторгу.

5) Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

6) Выйдя на улицу, ему стало холодно.

7) Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.

8) Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема

устройства на работу.

9) Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье.

10) Медленно и четко произнося слова, правило легче заучивается

наизусть.

3. Найдите в приведенном ниже отрывке из письма А. Кафинькина

(сочиненного Ф. Раневской) речевые и грамматические ошибки.

«Татьяна!

Привет с Парижа. Я нахожусь в преддверии для наблюдений над явлениями. Конечно, город на уровне, плохого не скажу, но и хорошего мало... Как вы знаете с газет, была в Париже «Неделя марксистской мысли».

Я всю неделю делился мыслями с другими нашими советскими. Сейчас начинаю изучать все по-ихнему, для обмена опытом... Наша комиссия, где я

работаю над проблемами, уже пришла к выводу. По слухам, следующая командировка намечается в Австралию, так что по приезде с Парижа придется углубиться в изучение австралийского языка... Теперь моя специальность — «наше будущее». Скоро увидите мое фотографие за круглым столом прогнозистов-оптимистов».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Это актуально, потому что помогает нам правильно строить свою речь, быть грамотными.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной (это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, т.к. важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка),  так и устной (это  могут быть  записи  выступлений  артистов и, конечно же,  речь  самого  учителя).  Необходимо  обращать внимание на  удачные  образцы  речи  самих  детей.

На основе анализа и обобщения педагогического опыта и  изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических  и методологических основ  формирования связной речи школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках   вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

ЛИТЕРАТУРА

Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.Ц. Школьное образование в современных социокультурных условиях.//Спб.- ПетроПресс, 2005

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Антонова Е. С., Воителева Т. М. — М.: Академия, 2007. — 320 с.

Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Архипова Е.А. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3- 11.

Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // РЯШ. 2004. № 5. С.3- 6.

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.

Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.-Издательский центр «Академия»-2004

Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ. - 1996.- №1.

Дюжева О.А. Развитие речи// Инновационная технология обучения. 5-9 класс. Изд. «Учитель», 2013

Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

Львов М..Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // РЯШ . 2006. №2. С. 3- 8.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.

Мацкявичене, Ю. А. Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся / Ю. А. Мацкявичене. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 84-87. — URL:

Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.

Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» www.pravo.gov.ru 7.      Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 101-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» www.pravo.gov.ru 8.     

ЦейтлинС. Н. Языковые правила и их освоение детьми. // Русский язык в школе. — 2013. — № 2. — С.25–30.

Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках русского языка // РЯШ. – 1999. – № 2. – С. 37-41.
 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации