Мастер-класс «Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка для младших школьников»
Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка для младших школьников.
Петрова О.И., учитель начальных классов
г. Томск, МАОУ СОШ № 47
Любого учителя всегда волновал вопрос о том, как помочь младшим школьникам стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемых «словарными».
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа», - писал известный ученый – методист А.В.Текучев [3].
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, а так же от их активного словарного запаса. А с другой стороны - изучение таких слов на фоне орфографических приёмов должно способствовать активизации словаря младшего школьника.
Одной из главных задач, стоящих передо мной, как перед учителем, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача непростая и требует от современного учителя большой творческой работы [1].
Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные образы и представления. В связи с этим у большинства младших школьников преобладает образный тип памяти. Изучаемый программный материал требует запоминания большого количества слов, а у младших школьников не достаточно развита память, что способствует допуску ошибок в словах, правописание которых нужно запомнить.
Причин таких трудностей может быть несколько: работа со словарными словами ведется изолированно от всей другой орфографической работы или, как правило, ребенку при знакомстве со словарными словами отводится пассивная роль (слово демонстрируется и анализируется самим учителем, ребенок же должен лишь его заучить и правильно писать) [2].
Как же помочь младшему школьнику в данной ситуации? Как помочь запомнить написание словарных слов, изучаемых в течение всего курса русского языка в начальной школе?
Изучив опыт коллег по организации работы словарной работы на уроках в начальных классах, а так же ознакомившись с приёмами, описанными в соответствующей литературе, я стала использовать в собственной педагогической деятельности некоторые приёмы по отработке написания непроверяемых орфограмм.
Методические приёмы работы над правописанием словарных слов.
Конечно же, лучшему усвоению слов с непроверяемой орфограммой способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание.
«Составь предложение»
Суть данного приёма заключается в том, что ребятам предлагается составить предложение со словарным словом, которое напечатано на страницах учебника. Данный приём может использоваться уже с первого класса – детьми изучены не все буквы, однако демонстрация данного приёма идёт через картинку в учебнике (под картинкой орфографическим почерком с выделением непроверяемой орфограммы и ударением записано словарное слово) [2].
«Толковый словарь»
Один из самых излюбленных приёмов среди учителей начальных классов. Не называя словарного слова, учащимся даётся лексическое значение изучаемого слова. Задача детей - найти это слово в толковом словаре и записать с проговариванием по слогам.
Например:
«Помещение, предназначенное для продажи товаров» (магазин)
«Одна из четырех сторон света, противоположна западу» (восток)
«Кушанье из сдобного теста с какой – нибудь начинкой» (пирог)
«Род трудовой деятельности, служащий источником существования» (профессия)
На этапе урока «Минутка чистописания» с младшими школьниками, как правило, отрабатывается каллиграфическое написание букв алфавита и соединения. Дети записывают букву, а ниже, на следующей строке, записывают изученное словарное слово, начинающееся на данную букву или изученное словарное слово, где встречается данная буква. На данном этапе так же может использоваться приём «Толковый словарь».
«Мнемотехника» (графические ассоциации)
Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть» заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Дети должны сами делать рисунки прямо в тетрадях или в отельных словариках. Попробуйте самостоятельно зашифровать любое словарное слово.
«Лишнее слово»
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к нового материала.
Например, Тема урока: «Имена существительные».
ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ, РЕБЯТА
Заранее тщательно подбираются словарные слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. количество букв и звуков во всех остальных словах совпадает.
2.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово РЕБЯТА, т.к. все слова заканчиваются на согласный, а данное слово – на гласный.
4…..слово УЧЕНИК, т.к. все слова начинаются с согласного, а слово УЧЕНИК – с гласного и т.д.
Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание [2].
"Физическая минутка"
Отличным приёмом работы со словарными словами и одновременно этапом отдыха во время урока является необычная физическая минутка. Задача детей не только выполнять движения, заложенные в физической минутке (момент отдыха), но и внимательно слушать сами слова. По окончанию этапа отдыха ребята должны назвать, какие словарные слова им удалось услышать (развитие концентрации внимания).
Например:
«Постовой стоит упрямый (ходьба на месте)
Людям машет, не ходи (движения руками в стороны, вверх, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди (руки в стороны)
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (ходьба на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите (бег на месте)» (словарные слова: здесь, прямо, машина)
«Приём Чепушина»
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым ребята ранее познакомились на уроке, записывается столбиком. На каждую букву этого слова дети записывают уже изученные словарные слова. Если младшие школьники не знают слово на букву загаданного слова, то данная буква пропускается. Затем из данных слов составляются мини – тексты, либо записываются отельные предложения.
Например:
Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д - девочка
«Вчера ребята нашего класса отправились на дачу к своему товарищу, чтобы помочь ему навести порядок на огороде. Мальчики Вася, Митя и Саша убирали старые доски. А девочки Катя, Марина и Лиза собирали урожай гороха и огурцов. Весело и дружно работали ребята!»
«Девочка Маша на своём огороде вырастила много огурцов и гороха. Урожай получился очень богатым. А потому Маша решила угостить ребят – своих одноклассников»
«Шифровка»
Данный приём развивает творческий потенциал учащихся, а также может быть использован при работе в парах, либо в группах. Суть этого приёма заключается в том, что учащимся в таблице даётся определённый набор букв. Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий.
Например:
е | х | о | д | р |
а | г | и | ю | ж |
н | я | а | в | з |
- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
-Назовите оставшиеся 6 букв.
- Сложите из оставшихся букв слово. Прочитайте его орфографически (словарное слово: охрана) [2].
«Умная шкатулка»
В конце каждой четверти (недели, темы) можно подводить мини – итог по работе со словами с непроверяемой орфограммой. Данную работу возможно строить в виде игры, смысл которой заключается в том, что каждый из ребят вытягивает из шкатулки (сундучка, коробочки, ящичка) словарной слово с пропущенной орфограммой. Ученику необходимо устно вставить пропущенную букву и орфографически проговорить данное слово. Так же задание возможно усложнить. Например, с вытянутым словом можно попросить составить словосочетание, предложение. Либо предложить объединить слова по 4 в группы и составить небольшой текст. Этот приём служит, так называемой, быстрой проверкой знаний.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. На мой взгляд, лишь систематическая и целенаправленная работа со словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, т.к. школьник производит с ними практические действия, а, следовательно, это ведёт к прочному, основательному и осознанному запоминанию правописания слов с непроверяемой орфограммой.
Список литературы:
Инфоурок: сайт (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://infourok.ru/priemi-raboti-so-slovarnimi-slovami-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-2240635.html.
Маам.ру: сайт (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-priyomy-raboty-nad-slovarnymi-slovami-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnyh-klasah.html.
Мультиурок: сайт (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metody-i-priemy-raboty-so-slovarnymi-slovami-na-ur.html.