12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразалеев Руслан Фаритович2258
Железный дух ничем сломить нельзя...
Россия, Омская обл., Омск
5

Оглобельная запряжка лошади в фольклоре сибирских татар

УДК 398.22

Оглобельная запряжка лошади

в фольклоре Сибирских татар

Р.Ф. Уразалеев1, Б.Ю. Кассал2

1МБОУ Троицкая СОШ, Омский район Омская область, Россия; e-mail: urazaleev@inbox.ru;

2ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»,

Омск, Россия; e-mail: BY.Kassal@mail.ru


Аннотация. Традиционно используемая сибирскими татарами (тоболо-иртышскими, тарскими, барабинскими) оглобельная постромочная запряжка лошади с использованием хомута конструктивно более сложная, но более функциональная, нежели оглобельная шорочная. Наличие названий для каждой детали запряжки лошади общие для разных диалектов и говоров, что свидетельствует о традиционности использования этого снаряжения. В отличие от вариативной номенклатуры упряжи верховой лошади, единая номенклатура названий запряжек лошади свидетельствует о наличии большей унификации терминологии в различных местностях проживания тоболо-иртышских, тарских, барабинских татар, что произошло уже с конца XV в., после распада Золотой Орды, с вхождением территория Среднего Прииртышья в состав Сибирского ханства и формированием этноса сибирских татар. В то время оформились и упрочились контакты между отдельными племенными объединениями сибирских татар, и в культурной среде распространились общие названия для деталей одиночной бездуговой оглобельной шорочной и постромочной запряжки лошади.

Ключевые слова: сибирские татары, фольклор, оглобельная запряжка лошади, снаряжение.


Horse harness in the folklore of the SIBERIAN TATARS

R.F. Urazaleev1, B.Yu. Kassal2

1MBOU Troitskaya secondary school, Omsk district Omsk region, Russia; e-mail: urazaleev@inbox.ru ;

2Omsk State University by F. M. Dostoevsky, Omsk, Russia; e-mail: BY.Kassal@mail.ru


Annotation. Traditionally used by the Siberian Tatars (Tobol-Irtysh, Tara, Bargains), the shaggy post-edge harness of a horse using a collar is structurally more complex, but more functional than the shank harness. The presence of names for each part of a horse harness is common for different dialects and dialects, which indicates the traditional use of this equipment. In contrast to the variable nomenclature of the harness of the riding horse, the unified nomenclature of the names of the harnesses of the horse testifies to the presence of a greater unification of terminology in different areas of residence of the Tobol-Irtysh, Tara, Baraba Tatars, which happened already from the end of the 15th century, after the collapse of the Golden Horde, with the entry of the territory Of the Middle Irtysh region into the Siberian Khanate and the formation of the ethnic group of Siberian Tatars. At that time, contacts between individual tribal associations of the Siberian Tatars took shape and strengthened, and common names for parts of a single arcless shank harness and post-harness horse harness spread in the cultural environment.

Keywords: Siberian Tatars, folklore, shank harness, equipment.



Коневодство всегда занимало особое положение среди отраслей животноводства. Социально-экономическая значимость лошади была определена приспособленностью к круглогодовому пастбищному содержанию, высокой интенсивностью роста молодняка, низкими затратах труда и материальных средств на единицу продукта [1, с. 48; 4, с. 56].

До ~3,5 тыс. лет до н.э. одомашниваемые лошади в Среднем Прииртышье отсутствовали. Передержка молодых особей лошади Пржевальского в Ботае (Eneolithic Botai culture) на юге Северо-Казахстанской обл. (~3,5 тыс. лет до н.э. [14, с. 35; 17, с. 359] так и не завершилась одомашниванием этого вида.

Приручение степного тарпана происходило путем передержки отдельных молодых особей представителями протоугорских охотничье-рыболовных племен. Лошадей содержали в загонах, ограничивающих передвижение, но позволявших владельцам сначала входить с ними в визуальный, а затем и в тактильный контакт. Содержались предпочтительно молочные жеребята, которых выкармливали из рожка овечьим молоком и добиваясь запечатления образа человека. В последующем это облегчало дрессуру и разведение лошадей уже в первом поколении, а затем и в последующих. Эффективность жестких способов укрощения одомашниваемых лошадей делали привлекательных для владельца особей верховыми и тягловыми; непривлекательных ждала участь мясного скота. При этом косячные жеребцы обычно использовались только для племенного разведения [4, с. 58].

Изобретение упряжи примитивных форм произошло вслед за приручением лошади и изобретением повозки. Однако археологическое подтверждение этого крайне затруднено, поскольку кожаные, войлочные, деревянные, матерчатые части конской амуниции не сохраняются, и до исследователей доходят лишь отдельные предметы конского снаряжения.

Постепенно содержание одомашненных лошадей в лесостепном Прииртышье стало системным, определив начало коневодства представителями угорских охотничье-скотоводческих племен [1, с. 50; 2, с. 27]. На археологических памятниках Среднего Прииртышья эпохи раннего металла обнаружены костяные псалии [5, с. 394; 16, с. 81], в раннем железном веке – железные удила и подпружные пряжки [7, с. 20; 8, с. 45; 9, с. 119], уздечки и другая амуниция. Особенно активно формировалась конская амуниция, начиная с эпохи раннего средневековья, во второй половине I тысячелетия н.э. Вероятно, в это же время повозки стали широко использовать в качестве грузового рабочего транспорта.

В раннем средневековье территория Среднего Прииртышья входила в состав последовательно сменявшихся Ишимского ханства, Западно-Тюркского каганата; в X – середине XI вв. степной юг Среднего Прииртышья входил в состав Кимакского каганата. В конце XV в., после распада Золотой Орды, территория Среднего Прииртышья вошла в состав Сибирского ханства, что способствовало формированию этноса сибирских татар. У сибирских татар на территории северной лесостепи и южной части лесной зоны Прииртышья практиковалось приусадебное коневодство с полувольным содержанием поголовья. Представители местного коренного населения выращивали лошадей для получения кумыса и на убой [3, с. 112].

Средневековая конская амуниция - содержательный и многоплановый источник информации по истории и культуре народов Евразии. В работах отечественных и зарубежных археологов обобщен и обстоятельно проанализирован многочисленный материал по конскому снаряжению средневековых народов Центральной Азии, Южной Сибири, степей Евразии и Древней Руси [15, с. 28]. В Среднем Прииртышье детали конской амуниции раннего средневековья представлены среди материалов грунтового могильника Окунево III на левобережье р. Тара [8, с. 49], курганных могильников Мурлинка I и II, а также Мурлинского городища на правобережье Иртыша; детали конской упряжи найдены в курганах у с. Иртышское (Изылбаш) и с. Рамантеево в степном Прииртышье [7, с. 46]; известны бронзовые и костяные подпружные пряжки с костяными или железными язычками, бронзовые затыльники рукояти и металлическая рукоять плети, железные стремена, удила, бронзовая пряжка для чумбура, тройник и накладка, реконструированная в полном объеме богато украшенная конская узда [6, с. 71]. Однако описания конструкций и деталей каких-либо запряжек лошадей для этого времени отсутствуют.

Вместе с тем, фольклор сибирских татар расширяет имеющуюся информационную базу о коневодстве и конском снаряжении, сформировавшись в X в. с одновременным формированием этого народа. Фольклорная терминология конского снаряжения сибирских татар до настоящего времени исследована недостаточно полно [13, с. 248; 14, с. 112; 18, с. 55].

Цель работы: дать оценку одиночной бездуговой оглобельной запряжки лошади в фольклоре сибирских татар. Задачи:

сделать описание фольклорных наименований фрагментов одиночной бездуговой оглобельной запряжки лошади;

дать сравнительную культурологическую оценку одиночной бездуговой оглобельной запряжки лошади.

Материалы и методы

Исходные материалы получены в ходе наших инициативных обследований (1979-2019 гг.) и комплексных фольклорных экспедиций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, МБОУ «Троицкая СОШ» Омской области в 2004-2019 гг. В работе использованы вербальный, графический и историко-библиографический методы исследования. Наряду с опубликованной информацией [10, с. 81; 11, с. 56; 13, с. 79], использованы сведения, полученные от информантов – этнических сибирских татар, носителей тоболо-иртышского, тарского, барабинского диалектов и говоров (Булгарина (Зибирева) М.И., Рахмангулова З.А., Тухтамышев И.И., Уразалеев Ф.Н., Чалимов З.Р., Чумарова Ф.А.).

Место проведения работы

Местом проведения работы были населенные пункты Омской обл. (д. Яланкуль, д. Кошкуль Большереченского р-на; д. Кипо-Кулары, д. Кускуны Тевризского р-на, ряд деревень Тарского р-на), Новосибирской обл. (д. Курупкаевка Барабинского р-на, д. Тармакул Чановского р-на), Тюменской обл. (д. Чебурга, д. Медянские Тобольского р-на, д. Карагай, д. Ишаир Вагайского р-на).

Основные результаты и обсуждение

Специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади и плотно соприкасаемый с ним, составляет одиночную бездуговую оглобельную или шорочную запряжку (рис. 1).


t1602871742aa.png

Рис. 1. Номенклатура одиночной бездуговой оглобельной шорочной запряжки лошади сибирских (тоболо-иртышских, тарских, барабинских) татар


Основное назначение такой запряжки – распределять нагрузку на плечи и шею лошади и усиливать передачу тяги на повозку, сани, сельскохозяйственное орудие - борону, плуг. Плохо подобранная запряжка неравномерно распределяет давление груза, приносит сложности в езде, причиняет боль самой лошади и может производить ожог на её мягких тканях, намины и другие травмы, с потерей продуктивности животного.

Конструкция и функции уздечки (угән, йөгән, йэгэн, игян) в фольклоре сибирских татар были описаны нами ранее [14, с. 112].

Вожжи (тилбегэ, камыш өчен) – удлиненный вариант уздечки для управления лошадью возницей из повозки или др., с пряжками (айцық, ыңгырчак, айылбаш) на концах для крепления к удилам (сулық, сыулық, авыслык, авызлыг, авызлык).

Сбруя (мөйәт-шай) в комплекте с вожжами и уздечкой представляет собой систему ремней и приспособлений, надеваемых на лошадь для ее дальнейшей запряжки, для передачи тягового усилия животного повозке или др. От правильности подгонки сбруи зависит простота управления и здоровье лошади.

Шорка, шлейный нагрудник (шорка каеш) изготовлена из плотной кожи. Она одевается на грудь лошади для передачи тягового усилия от лошади к повозке, и состоит из системы ремней: широкого нагрудного (күкрәк каешы); соединительных (тоташтыру каешлары); холочного (муен каеш); с шейными кольцами (муен боҗралары) для вожжей.

После изобретения хомута он стал одним из главных элементов сбруи в оглобельной постромочной запряжке лошади, делая ее более совершенной, относительно оглобельной шорочной. Функции хомута – в передаче тягового усилия от лошади к повозке и снижении вибрации от повозки при движении по неровным дорогам. Хомут (мөйәт, меүәт, пеүәт, меят) состоит из пары деревянных клещей (пар таллар), гужей (тартмалар, белән кысу), внутренней войлочной части хомута (инзәлек), кожаной покрышки (өстәмә шиналар), супони (циртлек, чөелдерек), гортов - креплений для ремней (муен ягы, каешлар өчен бәйләүчеләр), а также подушки (ястыклар) из хорошего войлока, обшитого юфтевой кожей, и хомутины – мягкой и эластичной войлочной подкладки (аслау). Гужи - очень прочные ременные петли, крепящие оглобли к хомуту, они должны иметь равную длину и обеспечивать правильное положение оглобель, без их отклонений в стороны. По пригонке распускать и затягивать супонь при каждой запряжке нет необходимости. Хомут надевается через голову на шею, обязательно подгоняется по размерам лошади, поскольку должен плотно прилегать к верхней части холки лошади опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам, по бокам тела опираясь на мускулатуру лопаток. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом. Он не должен мешать дыханию, вызывая спазмы в лёгких, и натирать тело лошади во время работы. (рис. 2).


t1602871742ab.png

Рис. 2. Номенклатура деталей конструкции хомута для запряжки лошади сибирских (тоболо-иртышских, тарских, барабинских) татар


Шлея (койошқан) удерживает оглобли и хомут на лошади и передает на седелку тягловое усилие. Шлея представляет собой конструкцию из ремней, крепящуюся к шорке или хомуту, она охватывает корпус лошади для предохранения от смещения шорки или хомута во время торможения или движения по склонам, при резкой остановке и ускорении бега лошади. Шлея требует индивидуальной подгонки: слишком свободные ремни сползают на бедра и мешают движению, а слишком тесные натирают кожу. Круговой, ободовый ремень (рим каеш) обхватывает туловище коня и крепится к клещам хомута с обеих сторон. Продольный наспинный ремень (арткы каеш) толщиной не менее 2,5 см располагается вдоль позвоночника и прикрепля­ется концами к седелке сзади, удерживая ее от сползания вперед; подхвостный ремень (койрык каешы) является его частью и дополняется одним соединительным ремнем, крепящимся к нему концами, для предотвращения сползания вниз; постромочные боковые (озынлык каеш) толщиной ~2 см соединяют шлею и оглобли. Поперечные (кросс каеш) и откосные (тау каешлары) ремни выступают в качестве фиксаторов для основных ремней в передней и задней части туловища. Постромки (эз) крепятся к хомуту, это очень прочные ремни, за которые тянет лошадь для передачи тягового усилия с хомута на повозку.

Седёлку (енгерчаг) используют под размер холки лошади, располагая ее на спине за лопатками. Она равномерно распределяет тяговое усилие по площади спины лошади, амортизируя толчки при движении. Седёлка состоит из крытой кожей подушки, служащей опорой для чересседельника, и системы кожаных ремней. Войлочная подкладка снижает трение о спину. Седёлку фиксируют, затягивая подпругу (айыл, аел), закрепленную к обеим оглоблям. Верхняя (гирт өске) часть, как и нижняя (гирт аста), обычно снабжены кольцами – одним сверху и двумя по бокам и чуть ниже. Для перевозки тяжёлых грузов в запряжке используют т.н. «горбатую» седёлку с металлической верхней частью, согнутой под острым углом, для снижения нагрузки на спину лошади. Седелка для лошади с острой и высокой холкой используется стоячая (басып торган енгерчаг), опирающаяся на мышцы шеи и холки, оставляющая свободными остистые отростки; для лошади с низкой холкой – лежачая (кабатланучы енгерчаг), с опорой на остистые отростки и на мышцы шейно-плечевого отдела.

Оглобли (валлар) - деревянные направляющие, служащие для поворотов и сдерживания повозки на спусках. В оглобельной шорочной запряжке лошади используют укороченные оглобли, прикрепляемые к седёлке; в оглобельной постромочной запряжке – прикрепляемые к хомуту. Гужи - очень прочные ременные петли, крепящие оглобли к хомуту. Они должны иметь равную длину и обеспечивать правильное положение оглобли, без отклонения в одну или другую сторону.

Чересседельник (сыртлық) - ремень, идущий от одной оглобли к другой через седёлку, крепится обоими концами к оглоблям и удерживает конструкцию из шорки или хомута и оглобель, равномерно распределяя вес по всей конструкции и снижая напряжение плеч и шеи лошади.

Подбрюшник (ашказаны) позволяет избегать резких рывков шорки или хомута и оглобель, когда лошадь идет рысью или галопом, защищая ее спину и холку от резких ударов упряжи и связанных с этих травм. Этот ремень охватывает брюхо лошади под подпругой, крепится концами к оглоблям, соединяясь кольцом с чересседельником.

Для изготовления упряжи использовали сыромятную кожу лося, быка, жеребца, делая ее прочной и легкой, не мешающей лошади двигаться и не вызывающей у нее дискомфорта, снижающей риск возникновения травм.

Запряжка производится в определенной последовательности. Перед надеванием комплектующих деталей на лошадь следует проверить целостность и отсутствие заломов на ремнях и исправность пряжек. С лошади снимают недоуздок и надевают уздечку, вставляют удила и закрепляют ремни уздечки. Затем лошадь подводят к повозке, укладывают ей на спину седелку ближе к шее, чтобы не съезжала на плечи, и подтягивают подпругу. Через голову лошади надевают хомут, разворачивая клещами к себе, высвобождают из-под них гриву. Шлею прикрепляют к хомуту, расправляют на холке, продевают ремни в пряжки и пристегивают ободовый ремень. Ровняют оглобли по длине, извлекают супонь из петель гужа и 2-3 раза обертывают ею клещи, подтягивая до смыкания. Ремень чересседельника пропускают через верхние петли на седёлке, затем через нижнюю петлю, и пропускают под оглоблей, а его конец завязывают на оглобле петлей. Подбрюшник тоже подтягивают, продевая через отверстие в подпруге. Расправляют и пристегивают вожжи к удилам.

Распрягание лошади производится в обратной последовательности: отвязывают вожжи и сбрасывают с шеи; развязывают узел подбрюшника и чересседельника, снимают ремни с оглобли; развязывают супонь, ослабляют хомут; опускают оглобли, выводят из них лошадь, убирают шлею; разворачивают хомут, приподнимая и снимая через голову лошади, убирают седелку. Лошадь тщательно вытирают от пота, укрывают попоной или отводят на конюшню.

После окончания работы пропитанную потом упряжь развешивают в сухом проветриваемом месте, после просушки кожаные ремни смазывают смесью жира и березового дегтя для поддержания эластичности и предотвращения гниения. Сохранение качества ремней является залогом безопасности и здоровья животного.

Традиционная одиночная бездуговая оглобельная запряжка лошади сибирских татар конструктивно сходна с современной запряжкой европейского типа. Такое распространение у народов разных культур на просторах Евразии косвенно свидетельствует о древности и универсальности конструкции. Вместе с тем, единая номенклатура одиночной бездуговой оглобельной шорочной и постромочной запряжек лошади сибирских (тоболо-иртышских, тарских, барабинских) татар, в отличие от вариативной номенклатуры упряжи верховой лошади [14, с. 112], свидетельствует о позднем распространении такой упряжи относительно верховой, что произошло уже с конца XV в., после распада Золотой Орды, с вхождением территория Среднего Прииртышья в состав Сибирского ханства м формированием этноса сибирских татар. В то время оформились и упрочились контакты между отдельными племенными объединениями сибирских татар, и в культурной среде распространились общие названия для деталей одиночной бездуговой оглобельной шорочной и постромочной запряжки лошади.

Выводы

Традиционно используемая сибирскими татарами оглобельная постромочная запряжка лошади с использованием хомута конструктивно более сложная, но более функциональная, нежели оглобельная шорочная.

Наличие названий для каждой детали одиночной бездуговой оглобельной шорочной и постромочной запряжки лошади, общих для разных диалектов и говоров сибирских (тоболо-иртышских, тарских, барабинских) татар, свидетельствует о традиционности использования этого снаряжения.

Единая номенклатура названий одиночной бездуговой оглобельной шорочной и постромочной запряжек лошади сибирских (тоболо-иртышских, тарских, барабинских) татар, в отличие от вариативной номенклатуры упряжи верховой лошади, свидетельствует о наличии большей унификации терминологии в различных местностях.


Литература

Кассал Б.Ю. «Осколки» плейстоценовой мегафауны в степях Среднего Прииртышья // Степной бюллетень, 2014 (осень), №42. С.45-51.

Кассал Б.Ю. История коневодства в Омской области // Табунное коневодство на юге Средней Сибири: Материалы научно-практической конференции (5-8 августа 2014 г., г. Абакан) / ФАНО РФ, ФГБНУ «НИИ аграрных проблем Хакасии», ФГБНУ «ВНИИ коневодства», ФГБНУ «Тувинский НИИ сельского хозяйства», ФГБОУ ВПО «Тувинский ГУ», 2014. Абакан, 2014а. С. 26-31.

Кассал Б. Ю. Не состоявшийся диалог культур в процессе освоения возобновимых природных ресурсов Среднего Прииртышья // Сохранение культурного наследия и художественное достояние регионов России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск: 2018. С. 111-114.

Кассал Б.Ю. Развитие коневодства в Омской области // Национальные приоритеты России. 2019. №2 (33). С. 54-65.

Кассал Б.Ю., Коников Б.А. Псалии из южно-таежного Прииртышья // IV Ядринцевские чтения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Революции и Гражданской войны в России (г. Омск, 30-31октября 2017 г.). Омск: ОГиК музей, 2017. С. 393-396.

Кассал Б.Ю., Коников Б.А. Конская узда из Ирчи. Омская область. Эпоха раннего средневековья // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. №3 (19). С. 64–73.

Коников Б.А. Рамантеевский и Изылбашский могильники степного Прииртышья (по материалам раскопок В.П. Левашовой) // Вторые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Тезисы докладов. Омск: ОмГУ. 1992. Ч. 1. С. 19-21.

Коников Б.А. «Тюркская триада» (вооружение, поясная гарнитура, конское снаряжение) как один из компонентов культур раннего и развитого средневековья Омского Прииртышья // Военное дело средневековых народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 2013. С. 35-48.

Кочеев В.А., Худяков Ю.С. Реконструкция узды из древнетюркского погребения у с.Жана-Аул в Горном Алтае // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 2000. С. 117-127.

Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар Сибири. СПб. 1872. 112 с.

Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татар. энциклопедии АН РТ, 1998. 703 с.

Тумашева Д.Г. Словарь диалектов сибирских татар. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. 255 с.

Уразалеев Р.Ф. Сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья (по записям В.В. Радлова) // Вестник ОмГУ. Серия Исторические науки. 2018. №4. С. 245-250.

Уразалеев Р.Ф., Кассал Б.Ю. Снаряжение верховой лошади в фольклоре сибирских татар // Омские научные чтения: мат. III Всерос.науч.конф. Омск: ОмГУ, 2019 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://e.mail.ru/attachment/15772918320747113034/0;1?x-email=by.kassal%40mail.ru (дата обращения: 05.09.2020).

Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. М.: МГУ, 1966. 276 с

Членова Н.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. М.: Наука, 1994. 170 с.

Bayerova Z, Janova E, Matiasovic J, Orlando L, Horin P. Positive selection in the SLC11A1 gene in the family Equidae. – Immunogenetics, 2016. Vol. 68. Р. 353-364.

Gaunitz Ch., Fages A., Hanghøj K. et al. Ancient genomes revisit the ancestry of domestic and Przewalski’s horses // Science, 2018. Vol. 364. Issue 6371. Р. 32-97.

Иртешкә сәяхәт: Әкиятләр, җырлар. М. Садри кереш сузе. Казан: Татар. кит. нәшр. 1989. Бит 51-58.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.