12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каменева Галина Викторовна55
Высшее образование. Стаж работы-32 года. Должность-учитель нач. кл. 8 лет - воспитатель ГПД в начальных кл.
Россия, Курская обл., пос. Медвенка


Здравствуй, школа!

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – педагогов и родителей.

Что же является наиболее сложным для детей?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Должно пройти некоторое время, чтобы школа стала привычным местом. Первоклассникам неизвестны правила поведения ученика в школе, и их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Первоклассникам не всегда понятно, зачем нужны правила, а потому детям сложно принять их и контролировать своё поведение.

Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряжённости уступил место ощущению эмоционального комфорта. Чтобы этот процесс имел плавный и последовательный характер мы проводим ряд занятий.

Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Правила школьной жизни.

Школьник и дошкольник.

Для чего ходят в школу.

Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи адаптационных занятий:

Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

Создание предпосылок для групповой сплочённости класса.

Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класс как предпосылки для освоения пространства школы.

Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Занятие в ГПД в адаптационный период. 1 класс.



Тема: «Школьник и дошкольник»

Цель: осознание детьми своего статуса школьника.

Задачи:

1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника.

2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.

3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе.

Материалы к занятию: мяч. Цветные карандаши, фломастеры. Листы для рисования формата А4.

Ход занятия

Воспитатель произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их движениями:

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) – мы начнём сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).


Игра «Раз, два, три – шепчи!»

Правила игры: дети сжимают руки в кулачки. Воспитатель задаёт вопрос, а дети шёпотом считают до трёх и поднимают большие пальцы, отвечают тоже шёпотом.

Вопросы: «Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы мяч? Как меня зовут? В каком классе вы учитесь? Как зовут вашего соседа по парте? и т.д.»


Беседа с детьми «Школьник и дошкольник»

( Воспитатель задаёт вопросы детям. Если дети сами не дают ответа, отвечает воспитатель. )

- Ребята, недавно вы первый раз пришли в первый класс. Скажите, а как вас теперь называют?

- Что вы делали до того, как пошли в школу?

- Как вас называли до школы?

- Чем отличаются школьники от дошкольников?

- А может ли школьник играть и бегать?

Разбирают ситуации поведения, как школьника, или дошкольника.

( Воспитатель называет ситуации. Дети, пользуясь правилом поднятой руки, отвечают. Если дети ошибаются, воспитатель поясняет и комментирует)

Ситуации: «На уроке. На прогулке. Дома. На перемене. В школьной столовой. С друзьями. В школьной библиотеке…»

Упражнение «Урок или перемена»

(Дети становятся в круг. Воспитатель кидает мяч одному из детей, называет разные действия на уроке или перемене. Дети ловят мяч и отвечают, когда это делают школьник.)

Действия: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д.

Задание «Что в ранце?»

Задание: нарисовать рисунок-загадку из трёх предметов, которые дети кладут в ранец и которые нужны в школе, и один лишний, который в школе не нужен.

Воспитатель берёт рисунки желающих детей и показывает их классу, а остальные дети угадывают. Какой предмет лишний.

Воспитатель подводит итог занятию.



Литература

Пилипко Н,В, Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1,2. М., УЦ «Перспектива», 2001.

Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – В кн.: Учимся общаться с ребёнком. М., «Просвещение», 1993.

Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. – М., УЦ «Перспектива», 2001.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.