Внеклассное мероприятие «Здравствуй, школа!»
Здравствуй, школа!
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – педагогов и родителей.
Что же является наиболее сложным для детей?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Должно пройти некоторое время, чтобы школа стала привычным местом. Первоклассникам неизвестны правила поведения ученика в школе, и их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Первоклассникам не всегда понятно, зачем нужны правила, а потому детям сложно принять их и контролировать своё поведение.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряжённости уступил место ощущению эмоционального комфорта. Чтобы этот процесс имел плавный и последовательный характер мы проводим ряд занятий.
Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
Правила школьной жизни.
Школьник и дошкольник.
Для чего ходят в школу.
Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
Задачи адаптационных занятий:
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Создание предпосылок для групповой сплочённости класса.
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класс как предпосылки для освоения пространства школы.
Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
Занятие в ГПД в адаптационный период. 1 класс.
Тема: «Школьник и дошкольник»
Цель: осознание детьми своего статуса школьника.
Задачи:
1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника.
2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.
3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе.
Материалы к занятию: мяч. Цветные карандаши, фломастеры. Листы для рисования формата А4.
Ход занятия
Воспитатель произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их движениями:
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) – мы начнём сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).
Игра «Раз, два, три – шепчи!»
Правила игры: дети сжимают руки в кулачки. Воспитатель задаёт вопрос, а дети шёпотом считают до трёх и поднимают большие пальцы, отвечают тоже шёпотом.
Вопросы: «Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы мяч? Как меня зовут? В каком классе вы учитесь? Как зовут вашего соседа по парте? и т.д.»
Беседа с детьми «Школьник и дошкольник»
( Воспитатель задаёт вопросы детям. Если дети сами не дают ответа, отвечает воспитатель. )
- Ребята, недавно вы первый раз пришли в первый класс. Скажите, а как вас теперь называют?
- Что вы делали до того, как пошли в школу?
- Как вас называли до школы?
- Чем отличаются школьники от дошкольников?
- А может ли школьник играть и бегать?
Разбирают ситуации поведения, как школьника, или дошкольника.
( Воспитатель называет ситуации. Дети, пользуясь правилом поднятой руки, отвечают. Если дети ошибаются, воспитатель поясняет и комментирует)
Ситуации: «На уроке. На прогулке. Дома. На перемене. В школьной столовой. С друзьями. В школьной библиотеке…»
Упражнение «Урок или перемена»
(Дети становятся в круг. Воспитатель кидает мяч одному из детей, называет разные действия на уроке или перемене. Дети ловят мяч и отвечают, когда это делают школьник.)
Действия: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д.
Задание «Что в ранце?»
Задание: нарисовать рисунок-загадку из трёх предметов, которые дети кладут в ранец и которые нужны в школе, и один лишний, который в школе не нужен.
Воспитатель берёт рисунки желающих детей и показывает их классу, а остальные дети угадывают. Какой предмет лишний.
Воспитатель подводит итог занятию.
Литература
Пилипко Н,В, Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1,2. М., УЦ «Перспектива», 2001.
Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – В кн.: Учимся общаться с ребёнком. М., «Просвещение», 1993.
Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. – М., УЦ «Перспектива», 2001.