12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Семеновна Цветенберг154
В основе моей методической системы заложена технология встречных усилий учителя и учащихся, направленная на личностно ориентированное обучение, формирующая умение осмысливать итоги деятельности, создающая благоприятную атмосферу сотворчества.
Россия, Алтайский край, c. Верх-Бехтемир, Бийский район
Материал размещён в группе «Викторины»

Олимпиада по русскому языку

7-8 класс

1. Укажите в словах чередующиеся звуки или сочетания звуков.

Ворота – врата, всеобъемлющий – объём, берег – прибрежный, молоко – млекопитающие, голос – согласие, город – градостроительство, городить – горожу, таракан – таракашка, восклицание –воскликнуть, вприпрыжку – прыгать, иноземец – земля, плескать – плещет.

 

(2 балла)

2. Расставьте ударение в словах:

 

Апокалипсис, без умолку, по носу, вероисповедание, втридорога, досыта, зуб на зуб, оптовый, принудить, за год, пуловер, газопровод, на воду, дожил, гравировать, в горсти, километр, квартал, некролог, обеспечение, звонят, каталог, щавель, столяр.

(1 балл за слово)

3. Прочитайте слово, «зашифрованное» в транскрипции.

' и с т а т а]

[п р' и м' и р' а т']

[а б' и ж а т']

' и с л' и в ы j]

[м о л а т]

[з б' и ж а т']

[с т а т' j а]

[р у ч' и j о к ]

[ф с т р' и ч' а ц а]

[а р т э р' и j а]

' и л' ф'и н]

[j о м к а с'т']

(1 балл за слово)

4. Разберите слова по составу.

Клясться, равноденствие

Трижды, грациозный

Осточертеть, двумястами

Разъехаться, лингвистика

Навсегда, потусторонний

Поддакивать, неизгладимый

Треножник, изнемогший

Взлохмаченный, жадничать

Акклиматизация, жалованье

Злорадствовать, жаровня

Увенчанный, изгнанник

Плодородие, яичница

(1 балл за слово)

5. Назовите известные вам слова, обозначающие профессии и занятия, с элементами – радио-, -кино-, -теле-, -фото-.

( 1 балл за слово)

 

6. Языковые пропорции. Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции и найти недостающие.

Сила \ доброта = слабость \?

Война \ смерть = мир \?

Рысь \ кошка = волк \?

Лампа \ свет = радио \?

Больница \ больные = парк \?

Дети \ игра = взрослые \?

Змея \ нора = собака \?

Музыка \ ноты = речь \?

Пол \ ковёр = стол \?

Лицо \ портрет = природа \?

Машина \ мотор = человек \?

Рыба \ аквариум = тигр \?

Верблюд \ горб = кенгуру \?

Человек \ пища = машина \?

Дождь \ снег = осень \?

Школа \ буфет = дом \?

Пустыня \ кактусы = море \?

Автомобиль \ шины = конь \?

Тигр \ 4 = паук \?

Пожарник \ вода = дворник \?

Доска \ мел = лицо \?

Земля \ небо = человек \?

Провода \ электричество = сосуды \?

Пол \потолок = стена \?

(за пропорцию -2 балла)

 

7. Отредактируйте предложения.

- Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

- После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд с именин Онегина.

- Мы широко готовились отметить семидесятилетие со дня рождения М.А.Шолохова.

- Вы недовольны чем-то мною.

- К любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним. -Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение рукам своим.

- Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большой резонанс на читателей.

- Дети любовались освещённой луной поляной.

- Дрессировщик был поднят слоном хоботом.

- Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами. - В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение.

- Он бежит сломав голову.

(1 балл)

8. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

 

- Об очень большой тесноте в помещении.

- О полной тишине.

- О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.

- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

- Об удачливом, счастливом человеке.

- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

- О забывчивости, плохой памяти.

- О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

- О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

- О том, что кто-то пользуется результатами чужого труда.

- О чьём-либо увлечении, излюбленном занятии.

- О том, что дело идёт с трудом, еле ладится.

(2 балла)

9. Какое средство выразительности использовано в предложении.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Не вздумай бежать!

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Зашучу.

Быстро мелькают золотые дни беспечного, весёлого детства.

Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы.

Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни.

Редкая птица долетит до середины Днепра.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова. (в обращении к ослу)

Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость.

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль.

Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами.

Знаете ли вы украинскую ночь?

(3 балла)

Ответы

1. Ворота – врата (оро\\ра), всеобъемлющий – объём (мл\\м), берег – прибрежный (ере//ре), молоко –млекопитающие (оло//ле), голос – согласие (оло//ла), город – градостроительство (оро\\ра), городить – горожу (д\\ж), таракан – таракашка (н\\ш), восклицание –воскликнуть (ц\\к), вприпрыжку – прыгать (ж\\г), иноземец – земля (м\\мл), плескать – плещет (ск\\щ).

 

(2 балла)

2. Расставьте ударение в словах:

Апокалипсис, без умолку, по носу, вероисповедание, втридорога, досыта, зуб на зуб, оптовый, принудить, за год, пуловер, газопровод, на воду, дожил, гравировать, в горсти, километр, квартал, некролог, обеспечение, звонят, каталог, щавель, столяр.

(1 балл за слово)

3. Прочитайте слово, «зашифрованное» в транскрипции.

' и с т а т а] частота, чистота

[п р' и м' и р' а т'] примирять, примерять

[а б' и ж а т'] обижать, обежать

' и с л' и в ы j] счастливый

[м о л а т] молот, молод

[з б' и ж а т'] сбежать

[с т а т' j а] статья

[р у ч' и j о к ] ручеёк

[ф с т р' и ч' а ц а] встречаться

[а р т э р' и j а] артерия

' и л' ф'и н] дельфин

[j о м к а с'т'] ёмкость

(1 балл за слово)

4. Разберите слова по составу.

Клясться, равноденствие

Трижды, грациозный

Осточертеть, двумястами

Разъехаться, лингвистика

Навсегда, потусторонний

Поддакивать, неизгладимый

Треножник, изнемогший

Взлохмаченный, жадничать

Акклиматизация, жалованье

Злорадствовать, жаровня

Увенчанный, изгнанник

Плодородие, яичница

(1 балл за слово)

5. Назовите известные вам слова, обозначающие профессии и занятия, с элементами – радио-, -кино-, -теле-, -фото-.

( 1 балл за слово)

Радиофизик, радиотехник, радиомастер, радиопередатчик, радиорежиссёр, радиорепортёр, киномеханик, киноактёр, кинодеятель, киномастер, кинообозреватель, киносъёмщик, телеграфист, телетайпист, теледокументалист, телемастер, телепублицист, фотограф, тоторепортёр, фотокорреспондент и т.д.

 

6. Языковые пропорции. Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции и найти недостающие.

Сила \ доброта = слабость \? злость

Война \ смерть = мир \? жизнь

Рысь \ кошка = волк \? собака

Лампа \ свет = радио \? Звук

Больница \ больные = парк \? Гуляющие

Дети \ игра = взрослые \? Работа

Змея \ нора = собака \? Конура

Музыка \ ноты = речь \? Буквы

Пол \ ковёр = стол \? Скатерть

Лицо \ портрет = природа \? Пейзаж

Машина \ мотор = человек \? Сердце

Рыба \ аквариум = тигр \? Клетка

Верблюд \ горб = кенгуру \? Сумка

Человек \ пища = машина \? Топливо

Дождь \ снег = осень \? Зима

Школа \ буфет = дом \? Кухня

Пустыня \ кактусы = море \? Водоросли

Автомобиль \ шины = конь \? Подковы

Тигр \ 4 = паук \? 8

Пожарник \ вода = дворник \? Метла

Доска \ мел = лицо \? Косметика

Земля \ небо = человек \? птица

Провода \ электричество = сосуды \? кровь

Пол \потолок = стена \? стена

(за пропорцию -2 балла)

 

7. Отредактируйте предложения.

- Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. – Бабушка отвезла на Кавказ внука восьми лет.

- После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд с именин Онегина. – После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд Онегина с именин Татьяны.

- Мы широко готовились отметить семидесятилетие со дня рождения М.А.Шолохова. – Мы готовились широко отметить семидесятилетие со дня рождения М.А.Шолохова.

 

- Вы недовольны чем-то мною. – Вы чем-то недовольны мной.

- К любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним. – Любовь к людям у него сочеталась с чувством сострадания к ним.

- Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение рукам своим. - Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение своим силам.

- Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большой резонанс на читателей. - Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большое впечатление. (или получила резонанс)

- Дети любовались освещённой луной поляной. – Дети любовались поляной, освещённой луной.

- Дрессировщик был поднят слоном хоботом. – Слон поднял дрессировщика хоботом.

- Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами. – Присутствующие встретили речь шумными аплодисментами.

- В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. – В произведениях Тургенева пейзаж играет большую роль. (или имеет большое значение).

- Он бежит сломав голову. - Он бежит сломя голову.

(1 балл)

8. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

 

- Об очень большой тесноте в помещении.

Яблоку негде упасть.

- О полной тишине.

Слышно, как муха пролетит.

- О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.

Первая ласточка.

- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

Козёл отпущения.

- Об удачливом, счастливом человеке.

В рубашке родился.

- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

На душе кошки скребут.

- О забывчивости, плохой памяти.

Голова как решето.

- О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

Собака на сене.

- О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

Сел в галошу.

- О том, что кто-то пользуется результатами чужого труда.

Чужими руками жар загребать.

- О чьём-либо увлечении, излюбленном занятии.

Это его конёк.

- О том, что дело идёт с трудом, еле ладится.

Скрипит как несмазанное колесо.

(2 балла)

9. Какое средство выразительности использовано в предложении.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (антитеза)

Не вздумай бежать!

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Зашучу. (градация)

Быстро мелькают золотые дни беспечного, весёлого детства. (эпитет)

Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (сравнение)

Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (метафора)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (гипербола)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (анафора)

Отколе, умная, бредёшь ты, голова. (в обращении к ослу) (ирония)

Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (эпитет?? олицетворение)

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (оксюморон)

Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (олицетворение)

Знаете ли вы украинскую ночь? (риторический вопрос)

(3 балла)

Опубликовано в группе «Викторины»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.