12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулевич Галина Ивановна170
В школе работаю 40 лет. Много лет являюсь руководителем м.о. классных руководителей начальных классов.
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

Имени Новикова Гаврила Гавриловича »

г. Кемерово

Олимпиада по русскому языку

4 класс

Составила: учитель начальных классов

Гулевич Галина Ивановна

Олимпиада по русскому языку . 4 класс.

1) Подчеркни слово, в котором все согласные твердые:

тема, скотч, сложит, лось, мед.

2)    Прочти слова: жить, цифра, шип, сторожит, песчинка, щипчики. В скольких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове «сыр»? Обведи ту букву, где правильный ответ.

А – 0; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 4; Е – 5; Ж – 6.

3) В каком местоимении два звука, но одна буква?

4) Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных? Подчеркни его.

Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.

5) В каждом из этих слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

А) палисадник;      г) поселок;

Б) камыш;             д) укротитель.

В) заслонка;

6) Какими частями речи могут быть эти слова? Составь с ними

словосочетания.

Простой, пила, покрывало, стекло.

7) Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки.

8) От данных слов образуйте при помощи суффиксов или приставок новые слова, содержащие удвоенные согласные.

Путешествие - ________________

Длина - ______________________

Окно - _______________________

След - _______________________

Срок -_______________________

Сторона - ____________________

Звук - _______________________

Сказать - ____________________

9) Запиши слова по данным транскрипциям. Укажи, какими частями речи могут являться эти слова.

[л, эс, т,]___________________

[с й, э с т]__________________

[п, а т,]____________________

10) Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедини их линией.

Сидеть сложа руки.                     Воды в рот набрать.

Держать ухо востро.                   В руки взять.

От рук отбиться.                        Ворон считать.

Во всю ивановскую (кричать).    Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                Не покладая рук.

11) Разбей имена существительные с суффиксом –ец на группы по значениям:

А) уменьшительно-ласкательное

Б) название лица по действию

В) название лица по признаку

Г) название лица по месту жительства или народности

1) Хлебец

2) Хитрец

3) Кавказец

4) Гонец

5) Любимец

6) Испанец

7) Столбец

8) Борец

9) Красавец

10) Канадец

12) Запиши восемь сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

Мир                    Строить

Единый                Хранить

Любить               Жить

Общий                Знать

Взаимный            Убирать

Машина             Любить

Вода                  Помощь

Хлопок              Душа

13) Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

14) Шарады.

А) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

15) В каком падеже в слове «сердце» произносится ,]

Ответы к олимпиаде по русскому языку. 4 класс.

1. Сложит

1 балл

2. Д - 4

1 балл

3. Я

1 балл

4. Ураган.

1 балл.

5. А – лиса, В – слон, Г – осел, Д – крот, Б - мыш

2 балла

6. Простой (прил.) карандаш. Простой (сущ.) в работе. Тупая пила (сущ.). Пила (глагол) воду. Теплое покрывало (сущ.). Покрывало (глагол) землю. Чисто стекло (сущ.). Стекло (глагол) в ручей.

4 балла

7. Пора΄, по΄ра; па΄хнуть, пахну΄ть; тру΄сить, трус΄ить; вы΄читать, вычита΄ть; стре΄лки, стрелки΄.

3 балла

8. Путешественник, длинный, оконный, расследовать, бессрочный, посторонний, беззвучный, рассказ.

3 балла

9. Лесть – сущ.; лезть – глагол; съезд – сущ., съест – глагол; пять – числительное, пядь – сущ.

3 балла

10. Сидеть сложа руки. – Не покладая рук.

От рук отбиться. – Не покладая рук.

Во всю ивановскую (кричать). – Воды в рот набрать.

На чужой шее сидеть. – Своим горбом жить.

Держать ухо востро. – Ворон считать.

 

5 баллов

11. а) 1, 5, 7; б) 4, 8; в) 2, 9; г) 3, 6, 10.

5 баллов

12. Миролюбие, единодушие, любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

5 баллов

13. следит загадки прелестный

Утащили редька известный

Затрещали овражки чувство

Заплясались беседка

Звонок

5 баллов

14. а) склонение, б) прилагательное

2 балла

15. Род. падеж, мн.ч. - сердец

2 балла

Итого: 46 баллов

Список литературы, используемой при составлении олимпиадных заданий

Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Школьные олимпиады. Начальная школа», Москва, Айрис-пресс, 2009

Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

Максимова Т.Н. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир», Москва, «ВАКО», 2009

Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад», Москва, «ВАКО», 2009

Ходова Т.В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Москва, Айрис-пресс, 2008

Опубликовано в группе «Подготовка к олимпиадам в начальной школе»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.