Задания для олимпиады по русскому языку (7–11 классы)

3
0
Материал опубликован 12 October 2016

Олимпиада

Русский язык

7 класс

 

Время проведения – 45 минут.

1. На уроке русского языка между учениками возник спор, как правильно ставить ударения в словах. Кто из ребят прав?

1) Юра: обеспЕчение, танцОвщица, мАркетинг

2) Ира: обеспечЕние, танцовщИца, маркЕтинг

3) Сережа: обеспЕчение, жАлюзи, мАркетинг

4) Лена: обеспечЕние, бАлую, маркЕтинг

2. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.

1) Велико ли перо…

2) Живое слово дороже…

3) Ветер горы разрушает, слово...

3. Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

1) страна 2) государство 3) родина 4) держава

4.К даны словам подберите синонимы с приставками ПРИ и ПРЕ.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший, знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

5. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду укажите слово, лишнее с точки зрения орфографии.

1) Реч..нка, девч..нка, печ..нка

2) Отгад...вать, завед…вать, провед…вать

3) Ал..юминий, апел…яция, гал…ерея

6.Докажите, что данные слова могут писаться с одной и двумя Н.

Гружёный - гружённый

Вязаная – вязанная

Крашеный – крашенный

Печёная – печённая

7. Семиклассников попросили использовать в предложении фразеологизмы.

Саша сказал: «Наш класс идёт в одну ногу со временем».

Дима сказал: «В жизни всё изменяется, всё течёт в лучшую сторону».

Маша предложила: «Не мудрствуя долго, мы должны хорошо учиться».

Кто из ребят правильно выполнил задание?

1) Саша и Дима 2) Дима и Маша 3) Саша и Маша 4) никто

8. Определите, в каком значении употреблено слово ГРАМОТА в следующих предложениях.

1) Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С. Пушкин)

2) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А.С. Пушкин)

3) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

4) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А.П. Чехов)

5) Царский манифест, о котором вы говорите, оказался филькиной грамотой.

УДАЧИ!

Олимпиада

8 класс

Русский язык

Время проведения – 45 минут

1. В каком слове произносится звук /з/?

1) рассказ

2) сбоку

3) резкий

4) слёзы

2. затранскрибируйте фразу.

Ученье и труд – всё перетрут.

3. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.

1) Идти в науку – терпеть…

2) Как тут говорить, когда не дадут рта…

4. Каково значение фразеологизма сжечь свои корабли?

1) пойти на крайние меры, рискуя потерять всё ради выигрыша, победы.

2) проявить героизм, не сдаться победившему

3) решительно порвать с прошлым, сделать невозможным возврат к нему

4) совершить оплошность, допустить непростительную ошибку.

5. Какое словосочетание по способу связи главного и зависимого слова выпадает из данной группы?

Лодка с парусом, гоняться за бабочкой, продавать в розницу, банка с вареньем, рисовать красками, довольный подарком.

6. Расставьте в предложениях знаки препинания правильно, так, чтобы устранить искажение смысла. Исправленный вариант запишите.

«Когда я вечером, - читал в письме Коля, - шёл с грохотом и шумом, мимо промчался поезд». Поезда тут говорят: старожилы ходят очень давно. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.

7. Распределите слова с двойными согласными по группам:

1) двойные согласные в корнях слов.

2) двойные согласные на стыке приставки и корня.

3) двойные согласные на стыке суффикса и корня.

Ссора, Россия, вводить, оттереть, группа, антенна, коллектив, истинный, оттолкнуть, ссыпать, раззвонить, вожжи, классный, группка, пятибалльный, программа, программка, жжёт, можжевельник, белорусский, поклонник.

8. Определите существительное женского рода, Придумайте к выбранным вами существительным женского рода по три прилагательных.

Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви.

УДАЧИ!

 

Олимпиада

Русский язык

9 КЛАСС

Время проведения – 60 минут.

1. Напишите, какие слова исторически родственны слову кудесник.

2. Напишите синонимы к этому слову.

3. Расставьте правильно ударение в следующих словах:

Торты, силос, звонит, включит, кухонный, договор, ходатайство, обеспечение, отрочество, статуя, базилик, газопровод, сливовый, подростковый.

4. Напишите в транскрипции слова имидж, картридж.

Иногда эти слова произносятся с нарушением одного из фонетических законов русского языка. Что это за нарушение? Почему так происходит?

5. Как называются такие слова?

Составьте с ними словосочетания

Адресат – адресант

Эффектно – эффективно

Самолюбие – себялюбие

Демократический – демократичный

6. Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним.

Адекватный, доминировать, деградация, авторитет, интенсивный.

7. Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию?

Почему сведетель стал свидетелем?

8. В каких случаях слова тысяча, миллион существительные? В каких - числительные? Ответьте кратко на вопрос, сопроводив ответ примерами употребления этих слов.

9. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

10. Диплом выдан Трубе. Почему написание фамилии в этой фразе является неоднозначным?

УДАЧИ!

Олимпиада

Русский язык

10 КЛАСС

Время поведения – 90 минут

1. Расставьте правильно ударение в следующих словах:

Торты, силос, звонит, включит, кухонный, договор, ходатайство, обеспечение, отрочество, статуя, базилик, газопровод, сливовый, подростковый.

2. Каково лексическое значение слова деспотический в предложении:

Петруша (Гринёв) беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности к нему Савельича.

1) не считающийся с желаниями и волей других

2) вредный для окружающих

3) лишённый разумных оснований, слепой

4) характерный для рабовладельческих режимов.

3. Как вы объясните тот факт, что бессоюзные предложения чаще используются в художественных текстах, а сложноподчинённые в научных?

4. Какие типы придаточных предложений в составе сложноподчинённого предложения соответствуют в простом предложении второстепенным членам?

Приведите примеры синонимичных синтаксических конструкций, в которых средством синонимизации выступали бы второстепенный член в простом предложении и придаточное предложение в сложном.

5. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.

6. Прочитайте текст.

1) Выпишите антонимы.

2) Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

3) Дайте характеристику 2-го предложения.

4) Запишите этот текст и продолжите его (не менее 5 предложений). Для доказательства основной мысли включите в своё сочинение пословицы о слове.

Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…

УДАЧИ!

Олимпиада

Русский язык

11 класс

Время проведения – 90 минут

1. В каком слове написание соответствует произношению гласных и согласных:

1) считаю

2) исполнил

3) близкий

4) разжать

2. Напишите в транскрипции слова имидж, картридж, паб. Иногда эти слова произносятся с нарушением одного из фонетических законов русского языка. Что это за нарушение? Почему так происходит?

3. Какое из данных выражений может быть и свободным сочетанием, и фразеологизмом? Назовите выражение и дайте обоснованный ответ. Приведите пример использования этого выражения как свободного сочетания, так и в качестве фразеологизма.

1) расстелить ковёр (перед кем-либо0

2) снять шляпу (перед кем-либо)

3)лететь на большой высоте

4) отойти от намеченного плана

4. Как вы объясните тот факт, что бессоюзные предложения чаще используются в художественных текстах, а сложноподчинённые в научных?

5. 1) Как известно, во фразе Казнить нельзя помиловать двоякая пунктуация возможна в зависимости от смысла. Как в каждом варианте этой фразы меняется грамматическое значение одной и той же глагольной формы?

2) Ниже приводится название конференции работников образования:

ЕГЭ: Отменить нельзя усовершенствовать.

Как видите, формула Казнить нельзя помиловать может порождать новые тексты. Уместна ли она в названии конференции? Попробуйте привести свой пример перифрастического использования формулы.

6. Опишите 3-4 типичные ситуации, в которых однословные обозначения родственников (отец, брат, тётя и т.п.), включая слова с суффиксами субъективной оценки (мамаша, братишка и т.п.), используются в качестве обращения к незнакомым людям или к знакомым людям, не состоящим в родстве с говорящим.

Дайте оценку этим ситуациям с точки зрения стилистики и норм речевого этикета. В каких случаях такие обращения уже устарели и встречаются только в текстах русских классиков?

Может ли слово тематической группы «Родственники» быть междометием?

7. Прочитайте текст. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Язык многообразен многозвучен разнотонен. У него тысячи оттенков интонаций нюансов.

Словом я что хочу сказать всем этим?.. Отстаивая культуру чистоту живую прелесть полновестность языка мы должны вести борьбу как говорится на два фронта и против засорения его словами-калеками жаргонного пошиба и против излишней гладкости слов-дистрофиков обструганности и риторического худосочия.

(Л. Кассиль)

1) Какова позиция писателя Льва Кассиля по отношению к языку? Сформулируйте её кратко.

2) Напишите статью для толкового словаря к слову жаргон.

УДАЧИ!


 

Комментарии
Комментариев пока нет.