Олимпиада по русскому языку в 3 классе
ФИ______________________________________________________
Класс_____________________________________________________
Дорогие участники олимпиады!
Вы приступаете к выполнению заданий тура школьной олимпиады по русскому языку. В первую очередь внимательно прочитайте все задания и решите, в каком порядке Вы будете выполнять задания. Учтите, что они различной трудности и требуют для своего выполнения различного времени.
Желаем Вам успехов!
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Итого баллов |
Баллы |
- Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.
- Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.
Дача_____________, порт__________________, клад_______________, рис_____________.
- Найдите четвѐртое «лишнее» слово. Подчеркни его.
А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
Б) Дебри, прения, игры, шахматы.
4. Подбери к словам из левого столбика слова из правого и составь словосочетания: Запевал издалека
Запивал в хоре
Увидали без дождя
Увядали молоком
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Замени одним словом:
дать слово - __________________________________________________________________
вешать нос - _________________________________________________________________
клевать носом - ______________________________________________________________
рукой подать - _______________________________________________________________
- Прочитай выделенные слова, запиши их транскрипцию. Прочитай транскрипцию в обратном порядке, чтобы получить:
а) из слова краб – место отдыха __________________________________________________
б) из слова лей – название дерева ________________________________________________
в) из слова шёл – неправду ______________________________________________________
г) из слова шей – просьбу _______________________________________________________
7. С каждым из данных слов придумай такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевлѐнного существительного и в качестве неодушевлѐнного существительного:
ласка, гусеница.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какими частями речи являются выделенные слова?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
- Подумай, почему в слове КОЛОКОЛА три буквы О, но нет звука [О]? Запиши ответ ниже.
_____________________________________________________________________________
- Все, кроме одного слова в списке, можно написать, как с заглавной буквы, так и с прописной. Какое слово можно писать только с заглавной буквы, иначе оно будет бессмысленным? Подчеркни это слово. Ниже напиши объяснение, почему слово лишнее.
Виктория Роза Дарья Надежда
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Какой звук является общим для каждой пары слов? Запиши эти звуки рядом.
А) чайка – юрты ____ | Г) лук – люди ____ |
Б) книжка – наш ____ | Д) оса – осёл ____ |
В) ясень – ноют ____ | Е) мял – мак ____ |
- Расшифровать и записать 3 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
1,13,22,1,3,10,20; ________________________________
2,21,12,3,1,18, 30; ___________________________________
4,18,1,14,16,20,1; _________________________________
21,25, 6, 15, 10, 12________________________________
- Составь пословицы из набора слов. Запиши их.
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов – 33.
При начислении баллов учитывается орфография.
Ответы к олимпиаде
Ответы | Ключ оценивания в баллах |
| 1б- Подчеркнуты оба слова 0,5б - Подчеркнуто 1 слово 0б- Слова не подчеркнуты |
| 0,5б - За каждое составленное слово 2б- Общее количество баллов |
| 2б- Подчеркнуты оба слова 1б- Подчеркнуто 1 слово 0б- Слова не подчеркнуты |
| 0,5б - За каждое составленное слово 2б- Общее количество баллов |
| 1б- За каждое верно указанное слово 4б- Общее количество баллов |
6.А) парк; Б) ель; В) ложь; Г) ешь. | 1б- За каждое верно записанное слово 4б- Общее количество баллов |
7.Например: У ласки ценный мех. Мама дарит мне заботу и ласку. На листе яблони сидела гусеница. Гусеницы трактора были очень грязные. | 1б- За каждое верно составленное предложение 4б- Общее количество баллов |
| 0,5б - За верно указанную часть речи 1б- Общее количество баллов |
| 2б- Дан аргументированный ответ 0б- Нет ответа |
| 2б- Дан аргументированный ответ 1б - Слово выделено верно, но нет аргументации 0б- Нет ответа |
| 0,5б- За верно указанный звук 3б- Общее количество баллов |
| 0,5б - За каждое составленное слово 2б- Общее количество баллов |
| 4б- Общее количество баллов |
Орфография учитываются при начислении баллов.
Максимальное количество баллов – 33 балла.
Источники:
Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. – (Мастерская учителя)
https://olympictv.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-4-j-klass/
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Соколова Елена Борисовна
Сорокина Светлана Валерьевна