Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение « Гимназия № 3»
Олимпиада
« Юные лингвисты»
для учащихся 3 класса.
снизу.
вверх
взбираться
Начинай
(Японская пословица)
Ребята!
Внимательно прочитайте текст каждого задания и выполните его.
Задание 1.
Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать популярное выражение великого французского писателя, чьи произведения многие читали.
Напишите, как его зовут и из какой аллегорической сказки эти строки.
Задание 2.
Впишите в пустые клетки синонимы.
П |
И |
Р |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н |
О |
Ч |
Ь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Х |
О |
Л |
О |
Д |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ж |
Е |
Л |
А |
Т |
Ь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К |
А |
Р |
Т |
И |
Н |
А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б |
У |
М |
А |
Ж |
Н |
И |
К |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф |
У |
Н |
Д |
А |
М |
Е |
Н |
Т |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б |
А |
Л |
О |
В |
А |
Т |
Ь |
С |
Я |
3.» Отгадайте слово»
В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким – то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда.
1)КИНО ( УЗНИК) МУЗЕЙ 2) ОСЕНЬ( СЕНО) ОКНО
АКРЫ ( ………….) ШКОЛА ШПАГА( ………)СТУК
3)ДИНАМО ( МОДА) ДУША 4) РЫБА( БРИЗ) ЗИМА
СТРАНА ( ………….) СВЕТ СРУБ( ………..) АТОМ
5) СЛАВА (ВЛАСТЬ) СТЕПЬ 6) ЗИМА (АЛМАЗ) ЛАК
ВЕСЛО( …………..) НИЗОК НОРА ( …………..) ОКО
Задание 4.
Начало и конец слова стёрлись. Попробуйте восстановить их по лексическому значению.
1. ●●●ТРИ●● |
она и монахиня, и лицо среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях, и дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим детям. |
2. ●●ТРИ●● |
съедобный двустворчатый морской моллюск |
3. ●ТРИ● |
небольшая птица отряда длиннокрылых |
4. ●●●ТРИ●● |
мясо осётра в качестве пищи |
5. ●●●ТРИ●●●● |
суметь сделать что – нибудь сложное |
Задание 5.
Ребусы – пословицы.
1.
2.
3.
Задание 6.
Решите анаграммы. Найдите лишнее слово.
АТСЕН
ТИВОНКР
РАКЫШ
ЦЫЛКРОЬ
ЛАКНОБ
КОТЛООП
РАВДНАЕ
Задание 7.
Что означают данные слова. Где их можно встретить?
Уста - …… Перст - ….. Десница - ….. Пясть - …..
Очи - …… Чело - …… Длань - ….. Шуйца - …..
Задание 8.
Соедините линиями героев книг с их авторами.
Мишка В . Катаев
Цветик – семицветик Н. Носов
Старик Хоттабыч Н. Некрасов
Дед Мазай Л. Лагин
Оловянный солдатик Р. Киплинг
Маугли Г. Андерсен
Задание 9.
« Чудесные превращения слов, или как сделать из мухи слона»
Молодые аисты- шалуны
Часто добираются до Луны.
С облако на облако – в пять минут!
Повтори, пожалуйста, их маршрут.
( Шаг за шагом , меняя по одной букве , превращайте нижнее слово в верхнее)
Л |
У |
Н |
А |
А |
И |
С |
Т |
Задание 10.
Смекай, отгадывай!
Какой вопрос может помочь в изучении русского языка?
Обоснуй.
Что ешь?
Куда идёшь?
Где ёж?
Когда встаёшь?
Как уж?
Гаврилова Ольга Витальевна, МОАУ « Гимназия № 3», г. Оренбург.