Олимпиада по русскому языку, 5-6 класс

6
1
Материал опубликован 1 March 2018 в группе

Олимпиада школьников по русскому языку

5 – 6 класс

1. Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5б.).

1)      А / Я = О / ? (Ё)

2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

2. Расставьте ударение в следующих словах. (За правильно поставленное ударение 0,5 баллов за каждое слово – всего 6 баллов). В каких парах слова не рифмуются? Ответ запишите цифрой. (1 балл). Всего 7 баллов.

1)повод - газопровод 2) живее – красивее

3) завидно – обидно 4) каталог – некролог

5)библиотека – картотека 6) алфавит – позвонит

3. Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой. (За каждую правильно указанную пару 1 балл).

Смешить – смешанный, лев – левша, росток – растение, холодильник – прохлада, носик – носит, засуха – сушка, сырок – отсыреть, пятиклассник – впятером, ближайший– близорукий.

4. Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В. (6 баллов) А В

Актуальный

подражание, подделка

Антракт

обстановка, обстоятельства, положение

Ситуация

представительство, задание, роль

Лозунг

важный, злободневный

Миссия

призыв

Имитация

перерыв


 

5. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе. (За каждую собранную пословицу 1 балл)

Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…

Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

6. В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выпишите номера этих предложений. (За каждое правильно указанное предложение 1 балл)

1. Яблочко сочное, спелое.

2. Какая красота!

3. Янтарём и рубинами загорелись листья.

4. Ворон – птица вещая.

5. Малыш, оглянись вокруг!

7. Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно?

Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

1. выпал на рассвете

                                                        1) 2, 4

2. выпал и не таял                                2) 3, 5

3. долго не таял                                   3) 2, 5

4. иней не таял                                    4) 1, 3

5. не таял на траве

8. В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов? (1 балл).

Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.

1) Грамматический 2) Орфоэпический

3) Этимологический 4) Словообразовательный

9. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные цифрами, чтобы получился текст? Ответ запишите цифрами. (3 балла).

1. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

2. Голова сказала: «Разойдемся!».

3. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 4. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

 5. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

 6. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». 

10. Прочитайте текст.

И рече ему Буй ТуръВсеволодъ: одинъбратъ, одинъсвiътъсвiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлайбрате свои бръзыи комони, а мои тиго тови,

осiъдланы у Курьска на переди.

Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней. (3 балла)

Всего 40 баллов.

Олимпиада школьников

по русскому языку

5 – 6 класс

Ответы

1.

1.Ё

2. Р’

3. С’ Ш

4. ШЕЙ

5. ТОЛЬ

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5б.

2. 1,2

За правильно поставленное ударение 0,5 баллов за каждое слово – всего 6 баллов. + 1 балл за ответ. Всего 7 баллов.

3.5 За каждую правильно указанную пару 1 балл. Всего 5 баллов.

Смешить – смешанный, лев – левша, росток – растение, холодильник – прохлада, носик – носит, засуха – сушка, сырок – отсыреть, пятиклассник – впятером, ближайший– близорукий.

4. Актуальный - важный, злободневный.

Антракт – перерыв.

Ситуация - обстановка, обстоятельства, положение.

Лозунг – призыв.

Миссия - представительство, задание, роль.

Имитация - подражание, подделка. Всего 6 баллов.

5. Коня узнают по зубам, человека – по речам. Конь играет удилами, болтун – языком. Плохой человек славится озорством, хороший – умом. Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. Бранить лучше в глаза, хвалить – за глаза. Из капель получается море, из слушанного – знания.

За каждую собранную пословицу 1 балл. Всего 6 баллов.

6. 1, 3, 4

За каждое правильно указанное предложение 1 балл, всего – 3 балла

7. 1 (1 балл)

8. 3 (1 балл)

9. 5, 4, 6, 2, 1, 3 (3 балла)

Текст

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

10. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней. (3 балла).

Всего 40 баллов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Семеновна, полезный материал!

1 March 2018