Олимпиада школьников по русскому языку
5 – 6 класс
1. Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5б.).
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)
2. Расставьте ударение в следующих словах. (За правильно поставленное ударение 0,5 баллов за каждое слово – всего 6 баллов). В каких парах слова не рифмуются? Ответ запишите цифрой. (1 балл). Всего 7 баллов.
1)повод - газопровод 2) живее – красивее
3) завидно – обидно 4) каталог – некролог
5)библиотека – картотека 6) алфавит – позвонит
3. Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой. (За каждую правильно указанную пару 1 балл).
Смешить – смешанный, лев – левша, росток – растение, холодильник – прохлада, носик – носит, засуха – сушка, сырок – отсыреть, пятиклассник – впятером, ближайший– близорукий.
4. Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В. (6 баллов) А В
Актуальный |
подражание, подделка |
Антракт |
обстановка, обстоятельства, положение |
Ситуация |
представительство, задание, роль |
Лозунг |
важный, злободневный |
Миссия |
призыв |
Имитация |
перерыв |
5. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе. (За каждую собранную пословицу 1 балл)
Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…
6. В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выпишите номера этих предложений. (За каждое правильно указанное предложение 1 балл)
1. Яблочко сочное, спелое.
2. Какая красота!
3. Янтарём и рубинами загорелись листья.
4. Ворон – птица вещая.
5. Малыш, оглянись вокруг!
7. Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно?
Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
1. выпал на рассвете
1) 2, 4
2. выпал и не таял 2) 3, 5
3. долго не таял 3) 2, 5
4. иней не таял 4) 1, 3
5. не таял на траве
8. В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов? (1 балл).
Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.
1) Грамматический 2) Орфоэпический
3) Этимологический 4) Словообразовательный
9. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные цифрами, чтобы получился текст? Ответ запишите цифрами. (3 балла).
1. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
2. Голова сказала: «Разойдемся!».
3. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
4. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
5. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
6. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
10. Прочитайте текст.
И рече ему Буй ТуръВсеволодъ: одинъбратъ, одинъсвiътъсвiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлайбрате свои бръзыи комони, а мои тиго тови,
осiъдланы у Курьска на переди.
Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней. (3 балла)
Всего 40 баллов.
Олимпиада школьников
по русскому языку
5 – 6 класс
Ответы
1.
1.Ё
2. Р’
3. С’ Ш
4. ШЕЙ
5. ТОЛЬ
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5б.
2. 1,2
За правильно поставленное ударение 0,5 баллов за каждое слово – всего 6 баллов. + 1 балл за ответ. Всего 7 баллов.
3.5 За каждую правильно указанную пару 1 балл. Всего 5 баллов.
Смешить – смешанный, лев – левша, росток – растение, холодильник – прохлада, носик – носит, засуха – сушка, сырок – отсыреть, пятиклассник – впятером, ближайший– близорукий.
4. Актуальный - важный, злободневный.
Антракт – перерыв.
Ситуация - обстановка, обстоятельства, положение.
Лозунг – призыв.
Миссия - представительство, задание, роль.
Имитация - подражание, подделка. Всего 6 баллов.
5. Коня узнают по зубам, человека – по речам. Конь играет удилами, болтун – языком. Плохой человек славится озорством, хороший – умом. Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. Бранить лучше в глаза, хвалить – за глаза. Из капель получается море, из слушанного – знания.
За каждую собранную пословицу 1 балл. Всего 6 баллов.
6. 1, 3, 4
За каждое правильно указанное предложение 1 балл, всего – 3 балла
7. 1 (1 балл)
8. 3 (1 балл)
9. 5, 4, 6, 2, 1, 3 (3 балла)
Текст
1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
4. Голова сказала: «Разойдемся!».
5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
10. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней. (3 балла).
Всего 40 баллов
Легоцкая Вера Сергеевна