Урок истории на тему «Олимпийские игры в Древней Греции» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 21 January

‌‌‌Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»


 


 

Методическая разработка

урока истории в 5 классе.

Тема урока:

«Олимпийские игры в Древней Греции».


 


 


 

Методическая разработка подготовлена

учителем истории и обществознания Решетникова Е. В.


 


 

г. Краснодон 2023 год.

Конспект урока истории в 5-м классе

по теме

"Олимпийские игры в Древней Греции"

 

Цель урока:

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в  древности и показать их значение в жизни Древней Греции.  

Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с   текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки  групповой работы;

Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских  игр.

План урока:

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

3.Легендарные атлеты.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература:

Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2022, п. 33;

Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.

Карта "Древняя Греция".

Раздаточный материал ( карточки с заданиями).

Цифровые образовательные ресурсы: 

1.http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif

2.http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry

3.http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1

4.http://www.olympic.kz/content.php?id=001

5.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html

6.http://www.olympic.kz/content.php?id=070

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Аргументировать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Ход урока

Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации).

Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

  На прошлом уроке мы с вами узнали о том,  где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)

8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ...( Афина)

9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ...(Гефест )

11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Зевс)

12. Где основывали греки свои колонии?

 

Вступительная беседа.

Слова учителя:

 

Актуализация темы урока (УУД – умение формулировать тему и цели урока)

Тема нашего урока связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. (Показать картину олимпийских колец) Назовите это событие. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока "Олимпийские игры в Древней Греции". Запишите тему урока в свои тетради.

Задание ученикам: Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы должны получить в конце урока. У вас на столах лежат рабочие листы, обратите внимание на задание № 1. В течение урока вы можете записывать правильные ответы, чтобы лучше запомнить новый материал.

Мы должны узнать

Где проводились первые олимпийские игры;

Когда были проведены первые Олимпийские игры;

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх.

Сколько они длились.

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

Работа с картой: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции - Пелопоннес, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также были расположены места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Именно здесь в Олимпии зародились игры в честь самого главного бога Древней Греции, которые стали называться Олимпийские игры.
Первые Олимпийские игры состоялись в июне 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого «олимпийского летоисчисления» (запишите дату и определение в свои тетради).

Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько мифов об основании Олимпийских игр.

Рассказы учеников «Миф об основании Олимпийских игр» (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. До н.э.

Сколько лет назад? Работа с лентой времени. (2792 г.)

Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.

Рассказ учителя и демонстрация презентации:

Олимпия.

Представьте, что мы с вами прибыли в Олимпию. Давайте узнаем, как шла подготовка к играм. Для этого нам необходимо прочитать пункт 2 «Подготовка к играм» в параграфе 33.

Олимпийские игры действительно были самым любимым и главным праздником всех Греков. Возьмите рабочие листы и выполните задание№ 2, в котором 1 вариант делают девочки , 2 вариант мальчики. Для этого вам необходимо воспользоваться картой в учебники и проложить путь спортсменов на игры.

Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). Выпишите новое слово себе в тетради.

Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Проводились игры в течение 5 дней.

Вам надо будет с соседом по парте составить программу Олимпийских игр, используя 3 пункт параграфа. Схема составления программы есть в рабочем листе в задании № 3 (УУД- работа с учебным материалом, выделение главного)

Давайте проверим результат вашей работы.

Учитель дополняет интересные факты при описании проведения Олимпийских игр.

Факты для учителя.

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города.

2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя). Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца.

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид спорта.

3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка.

Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск до 5 кг.

А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.

4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются.

. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке.

5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город.

Во всех районах Древней Греции были свои герои.

Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

 

Рассказ учителя о сильнейших олимпийских чемпионах древности.

Среди античных атлетов наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 побед на четырёх Олимпиадах подряд. Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площади, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.

Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

Еще подростком Милон был очень сильным - ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем?». Желающих принять вызов не нашлось.

 

Учитель: Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. В  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

Настало время проверить как вы усвоили материал урока. В начале урока перед вами были сформированы вопросы, давайте ответим на них (учащиеся используют записи в рабочих листах задание № 1).

В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх

4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной олимпиаде» и решить задачу:

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

Выполните задание № 4 – мальчики 1 вариант, девочки 2 вариант

Давайте закрепим наши знания и пройдем тест «Да или нет» (на каждый вопрос вам необходимо ответить только «да» или «нет»).

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. ( Нет )

2.В играх могли участвовать только мужчины. (Да)

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. (Нет)

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. (Да)

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. (Нет)

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. (Да)

7. Олимпийские игры проводились в марте. (Нет)

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. (Да)

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. (Нет)

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. (Да)

 

Проверка выполнения тестов. (Можно использовать взаимопроверку)

Подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы.

Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).

Учитель: В качестве рефлексии я предлагаю вам ответить на вопросы «Что знал? Что узнал? Что хочу узнать?»

Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

6. Домашнее задание.

1. Прочитайте и перескажите параграф 33 "Олимпийские игры", оставьте рассказ "Как я побывал на Олимпийских играх" 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица спортсмена, участника Олимпийских игр.

2. Нарисуйте любой сюжет связанный с олимиадой в Древней Греции.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Рабочий лист

Задание 1: Внимательно прослушайте новый материал и ответьте на вопросы:

1.В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?_______________________

_____________________________________________________________________________

2. В честь какого бога они основаны? _________________________________________

3.Почему они называются Олимпийскими? ___________________________________

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх __________________________________

5. Сколько дней проходили Олимпийские игры? ___________________________________

Задание 2.

Вариант 1.

«Наш герой Ганимед из города Афины поехал на Олимпийские игры в город ___________________ на ______________________. Он заехал по пути в города _______________ и _____________________, пересек _________________ Грецию и прибыл в Олимпию».

Вставьте пропущенные слова, взяв их из списка: триера (греческий корабль), повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Коринф, Мессения, Беотия, Чёрное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, МикеныПелопоннес, Южная Греция, Пирей.

! Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может понадобится. Покажите путь героя на карте.

Вариант 2.

«Спортсмен с острова Крит из города ________________ добирался на Олимпийские игры в город ________________ на _______________ по ______________________________ морю.

Вставьте пропущенные слова, взяв их из списка: триера (греческий корабль), повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Коринф, Мессения, Беотия, Чёрное море, Эгейское море, Ионическое море, Кносс, Средняя Греция, Афины, Микены, Пелопоннес, Южная Греция, Пирей.

! Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может понадобится. Покажите путь героя на карте.

Задание 3.

Составить программу Олимпийский игр.

1 день _________________________________________________________

2 день _________________________________________________________

3 день _________________________________________________________

4 день __________________________________________________________

5 день __________________________________________________________

 

Задание № 4

Вариант 1.

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

Прошло шесть лет, и у греческого философа Платона появилась возможность посетить Олимпийские игры, которые должны были начаться в весной, в марте. Как всегда, игры проходили на самой высокой в Греции горе Олимп. На игры собралось очень много зрителей, это были и мужчины и женщины, которые с большим интересом наблюдали за соревнованиями спортсменов в течение двух недель.

Вариант 2.

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

В Олимпийских играх в Афинах в метании ядра и диска отличился атлет из Микен, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах, которые проходили в первый день соревнований. В заключительный седьмой день все зрители восторженно приветствовали победителей Олимпийских игр. “Слава победителям!” - кричали все.


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации