
ОПЫТ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИСЦИПЛИН
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

- изучение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- исключение опасной тенденции потери интереса к обучению, со стороны учеников;
- происходящие изменения в науке, на производстве, в социальной жизни;
На необходимость разработки иных подходов к системе обучения и воспитания школьников оказали влияние следующие факторы:
- требования от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
УСЛОВИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА

.
В России принцип интеграции должен быть провозглашен основным правилом реформирования образования наряду с понятиями гуманизации и демократизации.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ОПЫТА

Между возрастающим объемом познавательных потребностей младших школьников, обусловленным повышением требований образовательного и научно-технического прогресса

ПРОБЛЕМА
Принцип интеграции недостаточно отражен в действующих учебниках.
Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать указанные проблемы на эмпирическом уровне.
ЦЕЛЬ
Развивать на новом уровне творческое мышление, интеллект и эмоциональные образные чувства детей.
Формирование целостного восприятия мира, путем объединения материала нескольких учебных дисциплин вокруг одной темы.
Активизация познавательного интереса, логического мышления, коммуникативных навыков.

Однако предпосылки возникновения интегрированного подхода закладывались еще до нашей эры в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
В 1 тыс. лет до н. э. в Месопотамии первые школы для подготовки назывались «домами табличек» . В этих школах учащиеся становились обладателями своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания
В XIX веке П. Робэном во Франции были открыты Интегральные трудовые школы, в которых учащиеся знакомились с портняжным и сапожным делом, кулинарией и ювелирным искусством и многими другими видами хозяйственной деятельности. Таким образом, становились всесторонне развитыми людьми.
ИНТЕГРАЦИЯ ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ…
История становления интегрированного подхода в образовании
В истории педагогики России интеграция стала набирать свою популярность на рубеже XIX и XX веков…

Я. А. Коменский отмечал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе .
В теории К. Д. Ушинского процесс усвоения знаний рассматривается как установление связи между ранее приобретенными и новыми знаниями. При этом он подчеркивал, что системность в обучении обеспечивается развитием ведущих идей и понятий и общих понятий с помощью внутрипредметных и межпредметных связей .
Е. Ю.Сухаревская определяет интеграцию как подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм на определенной ступени обучения (дошкольной, начальной, средней, ….)

ИНТЕГРАЦИЯ
Латинское слово «интеграция» означает – объединение в целом каких-либо частей, элементов
ИЗО
Музыка
Литературное чтение
Музыка
Математика
Окружающий мир
Технология
Физкультура
Окружающий мир
Литературное чтение
ИЗО
Русский язык
Разнообразные варианты
Высокая эффективность
Динамичность
Творчество

Преимущества
Учитель
Ученик
- активная совместная работа в ходе овладения знаниями .
- данные уроки способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- приводит к использованию «внутренних резервов» детей, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.
- способствует запоминанию против желания, когда материал содержится в памяти не потому, что его нужно запоминать, а потому, что его невозможно не запомнить, так как учащийся заинтересован содержанием материала;
- создает благоприятные условия для актуализации потенциала ученика, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей;
- возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;
- дают возможность добиться от каждого ученика правильного и полного понимания учебного материала
- удовлетворяют повышенные интересы учащихся;
- позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждом этапе урока;
Урок
С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
О
Р
И
Г
И
Н
А
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Н
О
В
И
З
Н
А

Три уровня интеграции содержания учебного материала:
Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т. п. внутри отдельных учебных предметов;
Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т. д. двух и более дисциплин;
Транспредметная – соединение компонентов основного и дополнительного содержания.
пластообразная
взаимопроникающая
индивидуально-дифференцированная (творческая)
спиралевидная
контрастная
Формы
1
2
3

Пластообразная интеграция – наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. В основу этой формы организации урока положен принцип концентричности, выраженный в постепенном наращивании и усложнении содержания, способах познания.
Например: урок окружающий мир + технология
Тема: Откуда берутся снег и лёд. Вырезание снежинок из бумаги.
План урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и задач урока
3.Определение свойств снега и льда (практическая работа в тетради )
4.Вырезание снежинок
( техника безопасности при работе с ножницами,
демонстрация выполнения работы, самостоятельная работа учащихся)
5. Итог урока (выставка работ, проверка усвоения материала по теме).
Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке.
Например, во 2 классе при изучении темы «Музыка в народном стиле», сначала оценить красоту народных фольклорных песен и мелодий на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры других народов в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через её противоположности.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую ограниченно вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и т.д.
Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Плохо», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Данная форма организации содержания позволяет развить мотивацию. Задача учителя – организовать общение так, чтобы раскрыть учащимся достоинства подобной ценности и её значимость в жизни; стимулировать потребность учащихся в её обретении.
Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д. Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры – на дидактическую, затем – на строительно-конструктивную, театральную и т.д.).

Индивидуально-дифференцированная форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Её подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» учитель предлагает различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценирование сказки и т.д.
Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.

Урок 1. Интеграция: русский язык, история, краеведение. 2 класс
Идея урока: упражнения подобраны с учетом истории происхождения заглавных и строчных букв, фамилий, былых названий городов Крыма
Тема: написание заглавной буквы
Что такое фамилия?
Ученые говорят так: ~ фамилия – общее имя членов одной семьи.
Оно передается от одного поколения к другому.
На Руси фамилии появились примерно 400 лет назад.
Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора,
а Федоров ~ – сыном Федора.
Происходили фамилии и от названия места, где жил человек.
Таких фамилий много: Москвин, Рязанцев, Сибиряков и другие.
По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков, их ремесло.
Например, Пушкарев, Шапошников, Плотников.
Запишите предложение: ~ Москва – всем городам мать.
Чистописание
Запишите строчную букву г, ~ буквосочетания го и гор.
Дополните слог го до целого слова, обозначающего крупный населённый пункт. ~ Получили слово город.
Словарная работа
В этом слове есть опасное место, ~ написание буквы о, обозначающей безударный гласный звук.
Это слово нельзя проверить, ~ его написание надо запомнить.
Давайте подберём слова-родственники к слову город, которые близки по значению и имеют общую часть город: ~ городок, ~ городишко, ~ городской
ФРАГМЕНТЫ УРОКА
-
Страничка истории.
Каждая буква русского алфавита существует в двух вариантах: прописная (заглавная, большая) и строчная (малая).
Древние славянские алфавиты состояли только из заглавных букв. Впервые две разновидности букв (прописные и строчные) ввёл царь Пётр І в образце учебной гражданской азбуки в 1710 г.
В некоторых алфавитах: арабском, грузинском, еврейском, корейском, в алфавитах индийских языков – буквы не разделяются на заглавные и строчные.
Алушта
Алустон
Евпатория Керкинитида
Керчь
Пантикапей
Севастополь
Херсонес
Феодосия
Кафа
Ялта
Джалита
Белогорск
Карасубазар
Москва – всем городам мать.

Урок 2. Интеграция: математика, краеведение, ИЗО. 2 класс
Тема: закрепление сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток
Идея урока: структура урока построена на сведениях об истории города Белогорска
http://svetlana-sablina.ru/lessons/8-test.html
Устный счёт.
- Дети, наш город стал называться Белогорском сравнительно недавно. А как он назывался раньше? Давайте с помощью математических примеров узнаем старое название нашего города. На доске записаны примеры. Под каждым примером зашифрована буква. Если вы правильно решите примеры, перед вами откроется название.
67+10 у 35+3 а 86-80 б 69-6 а 31+50 к 4+23 р 23+20 з 65-42 с 15+40 а 64-4 а
90-60 р
к
а
р
а
с
у
б
а
з
а
р
81
38
27
55
23
77
6
60
43
63
30
Математический диктант (каждый ответ диктанта связан с историей города).
1. 18 уменьшить на 10 (количество деревянных мостов в городе).
2. Запишите число, которое на 1 больше чем 49 (количество мельниц).
3. Найти сумму чисел 60 и 5 (в этом году было построено Тайганское водохранилище).
4. Запишите число которое на 1 больше, чем 99 (в 2003 г. наша школа отметила 100 летний юбилей).
5. Запишите число, в котором один десяток и две единицы (окружность ствола дуба в селе Яблочном).
6. Первое число 9, второе такое же. Найдите сумму (высота дуба).
Проверка: 8, 50, 65, 100, 12, 18.
ФРАГМЕНТЫ УРОКА
Блок схема
Северней Белогорска возвышается заметная издалека скальная громада – Белая скала. В долине скалы протекает речка Биюк – Карасу (Большая Карасевка). Если подойти поближе, станет ясно, что обрывистая стена имеет не белый, а кремовый оттенок. На скале можно заметить много гротов и пещер, однако, чаще всего эти творения матушки природы оказываются совсем небольшими углублениями. Между тем замечательна она не только своим величественным видом. С полным правом Белую скалу можно назвать уникальным памятником природы, археологии и истории.
Как по–другому называется Белая скала вы узнаете, если решите цепочку примеров. Результат последнего действия найдите в вариантах ответов.
.
начало 42 - 12 + 27 -14 + 24 = конец
Варианты ответов: 1. Алтын – Тешик – 54, Ак – Кая – 67, Шайтан – Коба – 23

Урок 3. Интеграция: математика, окружающий мир , ИЗО. 1 класс
Тема: Закрепление материала по теме: «Числа от 1 до 20».
Идея урока:
Влияние человека на окружающий мир. Знакомство с красной книгой России
КРАСНАЯ СТРАНИЦА
Решение экологических задач
- Ответы покажите карточками, укажите вид задач
1.Длина тела зубра составляет 3 метра. Сколько метров в длину займут три зубра?
2.Средняя продолжительность жизни здорового красного волка составляет от 8 лет в дикой природе и около 10 лет в неволе. На сколько лет дольше проживет волк в неволе, чем в дикой природе?
3.Прыжок снежного барса достигает в длину 6 метров, а в высоту-3 метра. На сколько больше метров снежный барс прыгает в длину, чем в высоту.
4.У самки амурского тигра рождается 3 детеныша. Сколько деток родится у трех самок амурского тигра?
ЖЕЛТАЯ СТРАНИЦА
- Решите устно примеры, ответы покажите карточками
- Покажите число, которое соответствует слову десяток, пяток, пара.(10,5,2)
- Из десяти вычесть два. [Ответ 8]
- К четырём прибавить пять. [Ответ 9]
- Шесть увеличить на один. [Ответ 7]
- Восемь уменьшить на три. [Ответ 5]
- Сумма чисел девяти и одного. [Ответ 10]
- Из восьми вычесть два. [Ответ 6]
- К трём прибавить один. [Ответ 4]
- Разность чисел семи и четырех. [Ответ 3]
- Покажите карточками состав чисел – 10, 7, 8, 5.
БЕЛАЯ СТРАНИЦА
Математический диктант.
- Запишите число, в котором один десяток и 8 единиц; (18)
- …один десяток и 4 единицы; (14)
- …один десяток и 1 единица; (11)
- запишите самое большое двузначное число; (10)
- запишите самое маленькое однозначное число; (9)
- ….один десяток и 5 единиц; (15)
- число, которое следует за числом 12; (13)
- число, которое стоит при счете впереди числа 17 (16).
Проверка: 18, 14, 11, 10, 9, 15, 13, 16.
ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЧЕРНАЯ СТРАНИЦА
Работа в паре. Составление задач по опорным словам.
СЕРАЯ СТРАНИЦА
(электронное пособие 1 класс)
5.Образование, чтение и запись чисел 2-го десятка (Задание 1)
Сложение и вычитание чисел вида 15-5, 10+5 (Задание 1)
ФРАГМЕНТЫ УРОКА

УЧЕНИК
«НОВЫЙ» УЧЕНИК
Основные цели начальной школы сводились к формированию предметных знаний, умений и навыков читать, писать, считать.
ЗНАЕТ
УМЕЕТ
СТРЕМИТСЯ
Модель ожидаемого результата педагогической деятельности
- активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
воспринимать по-новому содержание изучаемого материала;
применить знания и навыки в практической деятельности.
- самостоятельно мыслить;
- задавать себе вопросы и находить на них ответы;
- ставить перед собой проблемы и искать способы их решения;
- проявить творчество, интеллектуальные способности.
ИНТЕГРАЦИЯ
- цели обучения;
- как анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями;
как высказать свою точку зрения;
как организовать собственную деятельность.

Цель - результат
Сценическое мастерство
Выступление перед СМИ
Творческая деятельность
Стимуляция активности
Побуждение интереса к анализу и сравнению
Исследовательская работа
Развитие интеллекта
Познавательная и совместная деятельность