Методическая разработка «Интеграция и дифференциация при обучении физике» (из опыта работы)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка «Интеграция и дифференциация при обучении физике» (из опыта работы)
Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2015 г.
Введение.
Выполнение педагогическим работником федеральных образовательных стандартов приводит к решению задач интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе и дифференциации с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.
Существуют различные подходы к решению задач интеграции и дифференциации в учебном процессе.
Целью данной работы является представление опыта интеграции и дифференциации при обучении физике на основе компетентностного подхода [1].
Задачи:
- представление опыта интеграции различных аспектов в содержании учебного материала;
- представление опыта дифференциации учебного процесса по уровням освоения обучающимися дисциплины «Физика».
Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое. В работе рассматривается соединение различных аспектов, которые целесообразно выделить в содержании учебной дисциплины «Физика».
Дифференциация (от лат. differentia — разность, различие) - сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. В данной работе представлен опыт дифференциации объектов изучения в учебном материале и по уровням освоения обучающимися базовых компетенций.
Компетентностный подход при обучении физике.
Интеграция при обучении физике.
Процесс интеграции целесообразно начать с выделения аспектов изучения материала, которые позволяют формировать базовые компетенции у обучающихся. К таким аспектам относятся исторический аспект, патриотическое воспитание, формирование экологического мировоззрения, а также актуализация профессионально ориентированной информации, так как изучение общеобразовательной дисциплины происходит в учреждении профессионального образования.
Разумеется, каждая тема учебной дисциплины имеет исторический аспект. Но важно заинтересовать обучающихся изучаемой темой, не перегружая излишней информацией. Исторические сведения должны логично вплетаться в рассматриваемый материал, исторический аспект должен мотивировать учащихся к изучению конкретных вопросов дисциплины [2].
Можно выделить в рабочей программе по физике темы, содержание которых позволяет актуализировать информацию о научных и технических достижениях России и Советского союза, великих учёных и конструкторах как российских, так и советских. Также необходимо обратить внимание обучающихся на тесную взаимосвязь отечественных и зарубежных достижений, провести параллели, сравнить успехи российской (советской) науки и открытия, сделанные зарубежными учёными[3].
Многие темы рабочей программы прямо или косвенно содержат экологические вопросы. При обучении необходимо обращать внимание обучающихся на природоохранные мероприятия и на положительное влияние активных факторов, целесообразно рассматривать последствия техногенных катастроф, а также вопросы, связанные с применением (запретом применения) ядерного оружия [4].
Профессионально ориентированная информация включается в содержание рабочей программы преподавателя в соответствии с изучаемой темой. В этом случае актуализации является естественным продолжением при изучении данного материала. Профессионально ориентированная информация распределяется по темам рабочей программы в зависимости от профессии, которой обучаются студенты[5].
Связь аспектов изучения материала с формируемыми базовыми компетенциями представлена в таблице 1.
Таблица 1. «Формирование базовых компетенций в различных аспектах обучения физике».
№ п/п |
Аспект изучения |
Формируемые базовые компетенции |
1. |
Исторический аспект |
Эмоционально-психологические компетенции |
2. |
Патриотическое воспитание |
Эмоционально-психологические компетенции |
3. |
Формирование экологического мировоззрения |
Социальные компетенции* |
4. |
Актуализация профессионально-ориентированной информации |
Компетенции самосовершенствования |
* Формирование экологического мировоззрения связано также с эмоционально-психологическими (например, восприятие опасности при нарушении экологических норм), регулятивными (выполнение экологических норм), аналитическими компетенциями (например, анализ экологической обстановки) и компетенциями самосовершенствования (экологическое мировоззрение обучающихся). Социальные компетенции выделены в таблице с учётом большой социальной значимости формирования экологического мышления у подрастающего поколения.
Интеграция аспектов изучения с основным содержанием дисциплины «Физика» представлена в таблице 2.
Таблица 2 «Интеграция аспектов изучения дисциплины «Физика» для профессии «Мастер общестроительных работ».
Наименование разделов и тем рабочей программы |
Содержание учебного материала |
Аспекты изучения учебного материала |
|||
Исторический аспект |
Патриотическое воспитание |
Формирование экологического мировоззрения |
Актуализация профессионально-ориентированной информации |
||
Введение. |
Физика-наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. |
И. Ньютон – основоположник классической физики. А. Эйнштейн – создатель теории относительности |
|||
Механика |
|||||
Относительность механического движения. |
Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея. |
История создания Г. Галилеем принципа относительности. |
|||
Свободное падение. |
Свободное падение – частный случай равноускоренного движения. |
Опыты Г. Галилея, доказывающие, что падение тел происходит с одинаковым ускорением. |
|||
Законы Ньютона. |
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. |
Биография И. Ньютона. |
|||
Всемирное тяготение. |
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. |
История открытия И. Ньютоном закона всемирного тяготения. |
Запуск первого искусственного спутника Земли. Советские орбитальные станции. Советские (российские) и зарубежные (американские) межпланетные автоматические станции. |
Подъём и спуск грузов. |
|
Силы упругости. |
Силы упругости. |
Экспериментальное открытие закона Р. Гуком. |
Подъём и спуск грузов с помощью троса. |
||
Мощность. |
Мощность. КПД. |
Простые механизмы, применяемые в строительстве. |
|||
Закон сохранения импульса. |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. |
Идеи К. Э. Циолковского. Работа С. П. Королёва по созданию ракетной техники. Полёт первого человека в космос. Вклад России в строительство и обеспечение работы МКС. История международного сотрудничества в космосе. |
Идеи К. Э. Циолковского. Работа С. П. Королёва по созданию ракетной техники. Полёт первого человека в космос. Сравнение космических программ СССР и США. Вклад России в строительство и обеспечение работы МКС. Международное сотрудничество в космосе. |
Воздействие реактивных двигателей на окружающую среду. |
|
Механические колебания. |
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. |
Устройства для перемешивания строительных смесей. |
|||
Звук. |
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. |
Воздействие ультразвука на живые организмы. |
|||
Молекулярная физика. Термодинамика. |
|||||
Основы молекулярно-кинетической теории. |
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. |
Учение Демокрита об атомах. Развитие МКТ М.В. Ломоносовым. Наблюдения Р. Броуна. Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым. |
Развитие МКТ М.В. Ломоносовым. Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым. |
Распро-странение различных веществ в атмосфере путём диффузии; зависимость степени загрязнения воздуха от высоты. |
|
Температура. |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц вещества. |
Диапазон температур в природе; влияние температуры на биосферу. |
|||
Уравнение состояния идеального газа |
Уравнение состояния идеального газа |
Экспериментальное получение уравнения Б. Клапейроном, аналитический вывод уравнения состояния Д. И. Менделеевым |
Вывод уравнения состояния идеального газа Д. И. Менделеевым. |
Хранение и транспортировка газов в баллонах. |
|
Газовые законы. |
Изопроцессы в газах. |
Экспериментальное открытие газовых законов Р. Бойлем, Э. Мариоттом, Ж. Гей-Люссаком, Ж. Шарлем. |
|||
Влажность воздуха. |
Насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. |
Значение влажности воздуха и её влияние на биологические системы, совместное действие температуры и влажности на живые организмы; влияние загрязнённости атмосферы на конденсацию пара в ней; борьба с градом; попытки воздействия человека на климат и последствия этого. |
|||
Строение жидкостей. |
Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. |
Я. И. Френкель – автор современной теории строения жидкого вещества. |
Я. И. Френкель – советский учёный, автор современной теории строения жидкого вещества. |
Физические основы засоления почвы и перспективные способы борьбы с ним; капиллярные явления в почве и растительном мире; использование явления смачивания для очищения жидкостей от примесей; коэффициент поверхностного натяжения жидкости как экологический параметр; охрана почвы и воды, их рациональное использование. |
Строительные растворы. |
Строение твёрдых тел. |
Модель строения твердых тел. Изменения Агрегатных состояний вещества. |
Металлические сплавы. |
|||
Механические свойства твёрдых тел. |
Механические свойства твёрдых тел. |
Механические свойства строительных материалов. |
|||
Первый закон термодинамики. |
Первый закон термодинамики. |
Открытие закона Р. Майером, Д. Джоулем, Г. Гельмгольцем. |
|||
Количество теплоты. |
Количество теплоты. |
Плавление металлов. |
|||
Необратимость тепловых процессов. |
Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Адиабатный процесс. |
Введение Р. Клаузиусом понятия энтропии. |
|||
Тепловые двигатели. |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. |
Определение КПД идеальной тепловой машины С. Карно. |
Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы; состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя и качества применяемого топлива; тепловой баланс Земли и его влияние на климат Земли; защита воздуха от загрязнения. |
||
Электродинамика. |
|||||
Электрический заряд. |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. |
История открытия закона Ш. Кулоном. |
Воздействие статических зарядов на человека; защита от статического электричества. |
||
Электрическое поле. |
Электрическое поле. Напряжённость поля. |
Введение М. Фарадеем понятия электрического и магнитного поля. |
Влияние электрических полей на человека. |
||
Электрический ток. |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. |
Открытия Г. Ома. |
Воздействия электрического тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
||
Тепловое действие электрического тока |
Работа тока, мощность тока, закон Джоуля–Ленца, электро- нагревательные приборы. |
Открытие закона независимо друг от друга Д. Джоулем и Э. Х. Ленцем. |
Открытие закона независимо друг от друга английским учёным Д. Джоулем и русским учёным (немцем по национальности) Э. Х. Ленцем. |
Тепловое действие электрического тока при сварке. |
|
Электро-движущая сила. |
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. |
Режим короткого замыкания при сварке. |
|||
Полупро-водники. |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. |
Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
|||
Электрический ток в газах. |
Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их использование. |
Открытие электрической дуги и указание на возможность применения для плавления металлов В. В. Петровым. |
Открытие электрической дуги и указание на возможность применения для плавления металлов В. В. Петровым. |
Ионизация атмосферного воздуха; биологическое действие лёгких и тяжёлых ионов; понятие об электро-фильтрах. |
Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы. |
Электрический ток в жидкостях. |
Электрический ток в жидкостях. |
Экспери-ментальное открытие закона электролиза М. Фарадеем; разработка Б.С. Якоби метода гальванопластики, который он применил для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. |
Очистка воды при электролизе (электро-флотационный метод очистки). |
||
Магнитное поле. |
Магнитное поле тока. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. |
Открытие закона А. Ампером. |
Магнитное поле Земли и приспосо-бление к нему организмов; влияние искусственных магнитных полей на человека; магнитная очистка воды от примесей; сепарация. |
||
Электро-двигатель. |
Устройство, принцип действия и применение двигателей постоянного тока. |
Изобретение двигателя постоянного тока, первое оснащение электродвигателем речного судна русским учёным Б. С. Якоби. |
Изобретение двигателя постоянного тока, первое оснащение электродвигателем речного судна русским учёным Б. С. Якоби. |
Электродвигатель подъёмных устройств. |
|
Движение зарядов в магнитном поле. |
Движение зарядов в магнитном поле. Сила Лоренца. |
Создание Х. Лоренцем классической электронной теории, применение теории для решения частных задач. |
Изобретение советскими учёными ускорителей заряженных частиц. |
||
Электромагнитная индукция. |
Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции. |
История открытия М. Фарадеем явления электромагнитной индукции; установка Э. Х. Ленцем правила для определения направления индукционного тока. |
Установка Э. Х. Ленцем правила для определения направления индукционного тока |
||
Самоиндукция. |
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. |
Открытие Д. Генри явления самоиндукции. |
|||
Переменный ток. |
Вынужденные электромагнитные колебания, модель генератора переменного тока. |
Воздействие переменного тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
|||
Трансформатор. |
Трансформатор. |
Сварочные трансформаторы. |
|||
Производство, передача и потребление электрической энергии. |
Практическая работа. |
Влияние работы ТЭС на окружающую среду; меры защиты окружающей среды от тепловых и химических загрязнений. Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, её последствия. |
|||
Электромагнитные волны. |
Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Изобретение радио. |
Изобретение радиоприёмника А. С. Поповым и Г. Маркони. |
Изобретение радиоприёмника А. С. Поповым (нашим земляком). |
Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита о них. |
|
Законы распространения света. |
Свет как электромагнитная волна. Законы отражения света. Законы преломления света. |
Волновая теория света Х. Гюйгенса. Корпускулярная теория света И. Ньютона. |
|||
Оптические приборы. |
Оптические приборы. Призма. |
Применение для астрономических наблюдений линзового телескопа Г. Галилеем; изобретение И. Ньютоном зеркального телескопа. |
|||
Дисперсия света. |
Дисперсия света. |
Опыт И. Ньютона для наблюдения дисперсии света. |
|||
Шкала электро-магнитных колебаний. |
Практическая работа. |
«Парниковый» эффект, биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений в медицине для диагностики и лечения. |
|||
Строение атома и квантовая физика. |
|||||
Элементы теории относительности |
Элементы теории относительности. |
Биография А. Эйнштейна, значение теории относительности для развития науки. |
|||
Гипотеза Планка. |
Гипотеза Планка о квантах. |
Исторические предпосылки для выдвижения М. Планком гипотезы о квантах. |
|||
Фотоэффект. |
Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. |
Создание А. Эйнштейном теории фотоэффекта. |
Исследование явления фотоэффекта и установление законов фотоэффекта А. С. Столетовым. |
Фото-химические реакции; фотосинтез; роль зелёных растений в жизни земной природы; значение лесов для населения планеты. Экологические преобразо-ватели внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
|
Строение атома. |
Строение атома: планетарная модель атома и модель Бора. Поглощение и испускание энергии атомом. Квантование энергии. |
Первая модель атома Д. Томсона; опыты Э. Резерфорда и построение планетарной модели атома; создание Н. Бором первой квантовой теории строения атома. |
|||
Лазер. |
Принцип действия и использование лазера. |
Работа В. А. Фабриканта, Н.Г. Басова, А. М. Прохорова, Ч. Таунса по изобретению лазера. |
Вклад советских учёных В. А. Фабриканта, Н.Г. Басова и А. М. Прохорова в изобретение лазера. |
Применение лазеров в медицине для диагностики и лечения. |
|
Радиоактивность |
Радиоактивность. |
История открытия радиоактивности А. Беккерелем, исследование радиоактивности супругами Кюри. |
Радиоактивные превращения и их значение; применение радиоактивных изотопов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. |
||
Методы регистрации заряженных частиц. |
Практическая работа. |
Изобретение советским учёным Л. В. Мысовским метода толстослойных фотоэмульсий. |
|||
Строение атомного ядра. |
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия расщепления ядра. |
Открытие изотопов Ф. Соди, открытие протона Э. Резерфордом, открытие нейтрона Д. Чедвиком, протонно-нейтронная модель Д. Д. Иваненко и В. Гейзенберга. |
|||
Ядерные реакции. |
Энергетический выход ядерных реакций. Сохранение заряда и массы частиц в ядерных реакциях. |
Открытие деления ядер урана О. Ганом и Ф. Штрассманом. |
Излучения, возникающие при ядерных реакциях, и действия их на природную среду. |
||
Ядерная энергетика. |
Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. |
Создание под руководством Э. Ферми первого ядерного реактора и атомной бомбы; создание советскими учёными под руководством И. В. Курчатова атомного реактора и атомной бомбы; создание под руководством А. Д. Сахарова первой водородной бомбы; первые атомные электростанции. |
Создание советскими учёными под руководством И. В. Курчатова атомного реактора и атомной бомбы. Создание под руководством А. Д. Сахарова первой водородной бомбы. Роль ядерного оружия в сохранении мира и отсутствии глобальных военных конфликтов. |
Последствия радиационных катастроф; проблемы утилизации радиоактивных отходов; губительность применения ядерного оружия. |
|
Ионизирующие излучения. |
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощённая доза излучения, эквивалентная доза. |
Воздействие ионизирующих излучений на клетку; влияние радиации на наследствен-ность, меры защиты от излучения; значение радиоактивных излучений для эволюции живых организмов. |
|||
Элементарные частицы. |
Элементарные частицы. |
Предсказание П. Дирака о существовании античастицы электрона, открытие позитрона; открытие М. Гелл-Маном и Д. Цвейгом кварков. |
|||
Эволюция Вселенной. |
|||||
Солнечная Система. |
Солнечная система. Образование планетных систем. |
Биография Г. Галилея и его открытия в области астрономии. |
Советские (российские) и зарубежные (американские) межпланетные автоматические станции. Успехи и неудачи в исследовании планет. |
Падения метеоритов (болидов) на Землю и их последствия. Защита от метеоритной опасности |
|
Солнце. |
Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Солнечно-земные связи. |
Солнце – источник жизни на Земле; влияние солнечной активности на живую и неживую природу Земли; связь солнечной активности и техногенных катастроф. |
|||
Звёзды. |
Эволюции и энергия горения звёзд. Термоядерный синтез. |
Построение Э. Гершпрунгом и Г. Ресселом диаграммы «спектр-светимость». |
|||
Галактика. |
Наша Галактика. |
Работа В. Гершеля, способствовавшая открытию Галактики. |
|||
Вселенная. |
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. |
Обнаружение Э. Хабблом, что туманность Андромеды является галактикой, классификация галактик и открытие закона Э. Хабблом; открытие А. Пензасом и Р. Вилсоном реликтового излучения. |
Дифференциация при обучении физике.
Дифференциация при обучении рассматривается как распределение по уровням освоения учебного материала, которое проявляется как на этапе формирования базовых компетенций, так и на этапах контроля и педагогической коррекции результатов.
На этапе формирования базовых компетенций в содержании учебного материала выделяются объекты изучения [6], составляются для этих объектов планы характеристики, которые позволяют распределить изучаемый материал по уровням сложности (см. табл. 3).
Таблица 3 «Распределение объектов изучения по уровням сложности».
Уровень сложности |
Объекты изучения |
Планы характеристики объектов изучения |
Формируемые базовые компетенции |
1 |
Физическая величина |
Определение. |
Регулятивные |
Формула. |
Социальные |
||
Единицы измерения. |
Регулятивные |
||
2 |
Физическое явление |
Определение. |
Регулятивные |
Условия протекания. |
Самосовер-шенствования |
||
Примеры проявления (применения). |
Творческие |
||
Математическая модель |
Описание. |
Регулятивные |
|
Формула. |
Социальные |
||
Соответствие реальному объекту. |
Самосовер-шенствования |
||
Научная гипотеза |
Формулировка. |
Регулятивные |
|
Математическая запись. |
Социальные |
||
Экспериментальное подтверждение. |
Творческие |
||
Физический закон |
Формулировка. |
Регулятивные |
|
Математическая запись. |
Социальные |
||
Границы применимости. |
Самосовер-шенствования |
||
Примеры проявления (применения). |
Творческие |
||
Физическое устройство |
Определение. |
Регулятивные |
|
Устройство (условное обозначение). |
Социальные |
||
Принцип действия. |
Самосовер-шенствования |
||
Область применения. |
|||
3 |
Физическая теория |
Основные положения. |
Регулятивные |
Границы применимости. |
Самосовер-шенствования |
||
Эксперимен-тальное подтверждение. |
Творческие |
||
Знечение. |
Самосовер-шенствования |
Применение алгоритма при решении физических задач также позволяет дифференцировать уровни освоения учебного материала [6] (см. табл. 4). Самостоятельное решение студентами задач по физике относится к третьему уровню сложности.
Таблица 4 «Формирование базовых компетенций при решении физических задач».
Алгоритм решения |
Универсальные учебные действия |
Формируемые компетенции |
1. Краткая запись условия |
Перевод текста задачи в математическую форму |
Социальные |
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) |
Анализ условия, выделение причинно-следственных связей |
Аналитические |
3. Выполнение математических преобразований и расчётов |
Исследование и преобразования связей и зависимостей, математические расчёты |
Аналитические |
4. Выполнение действий с наименованиями, оценка полученного результата |
Оценка полученного результата в зависимости от условия и достоверности |
Самосовершен-ствования |
Предложенная методика позволяет определить и оценить уровень освоения конкретными студентами и учебной группы в целом базовых компетенций [8]. Формирование эмоционально-психологических компетенций контролируется наблюдением за поведением обучающихся во время проведения зачётных мероприятий (контрольные работы, экзамен), и может не влиять (контрольные работы) или влиять (экзамен) на оценку в журнале.
Уровень сформированности компетенций рассчитывается в процентах от максимального количества, которое можно набрать при выполнении конкретной работы (см. табл. 5).
Таблица 5 «Критерии уровней сформированности базовых компетенций».
Уровень сформированности базовых компетенций |
% сформированности базовых компетенций |
Высокий |
Более 90 % |
Выше среднего |
90 – 70 % |
Средний |
70 -50 % |
Ниже среднего |
50 – 30 % |
Низкий |
30 – 10 % |
Компетенции не сформированы |
Менее 10 % |
Сравнивая результаты в течение курса обучения, можно проследить динамику формирования базовых компетенций. Критерии уровней динамики базовых компетенций представлены в таблице 6.
Таблица 6 «Критерии уровней динамики формирования базовых компетенций».
Уровни динамики формирования базовых компетенций |
% динамики формирования базовых компетенций |
Положительная динамика |
более + 5 % |
Небольшая положительная динамика |
от + 5 % до 0 |
Небольшая отрицательная динамика |
от 0 до – 5 % |
Отрицательная динамика |
менее – 5 % |
Для наглядности динамику формирования базовых компетенций как для отдельно взятой группы, так и для всего потока в целом можно представить в виде диаграммы (см. рис. 1). При анализе результатов обучения следует обращать внимание не только на рост показателей, но и на их выравнивание, так как компетенции должны формироваться равномерно.
Рисунок 1 «Динамика формирования базовых компетенций в группе 116СО набора 2014 года».
Заключение.
Таким образом, компетентностный подход в обучении позволяет интегрировать учебный процесс по содержанию из различных аспектов и дифференцировать его по уровням освоения для обучающихся.
Дифференциация позволяет обучающимся осваивать учебный материал на доступном для них уровне, постепенно повышая свои достижения.
Интеграция способствует формированию у студентов представления о целостной картине окружающего мира.
Литература.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Исторический аспект при изучении дисциплины «Физика».
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины «Физика».
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика».
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Актуализация профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика».
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика».