Статья «Формирование метапредметной компетенции здоровьесбережения при обучении биологии в школе»
Формирование метапредметной компетенции здоровьесбережения при обучении биологии в школе
Д.Н. Чепурных, учитель химии и биологии
МБОУ «Старобачатская СОШ» п. Старобачаты Беловского р-на Кемеровской обл.
Данная статья посвящена формированию метапредметной компетенции здоровьесбережения на уроках биологии как одной из ключевых компетенций при обучении в школе. Работа в этом направлении должна быть комплексной и непрерывной, направлена на интеграцию естественнонаучного образования. Система педагогической деятельности должна включать следующие направления: внедрение здоровьесберегающих технологий, интеграция предметов школьного курса, организация исследовательской и проектной деятельности, участие в волонтерской деятельности, повышение роли родителей, проявление соответствующих личностных качеств педагога.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Вопросы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, интеграции естественнонаучного образования, профессиональной грамотность педагогов в области формирования культуры здоровья у обучающихся, совершенствования инновационной деятельности в целях улучшения физического, социального, интеллектуального и духовного здоровья подрастающего поколения лежат в основе метапредметной компетенции здоровьесбережения.
Формирование здоровьесберегающей компетенции, безусловно, представляет собой комплексную проблему, требующую постоянной системной педагогической деятельности в данном направлении. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Целесообразно начать работу в данном направлении еще в начальной школе с выбора здоровьесберегающих технологий, комплексно-целевых программ по культуре здоровья и незамедлительно начать их реализацию, не ставя ребенка в ситуацию выбора, чтобы компонент здоровьесбережения стал привычной и неотъемлемой частью образовательного процесса для обучающихся и родителей. На рубеже среднего звена следует включать механизмы личностного развития, а именно самоопределение у обучающихся отношения к здоровому образу жизни, продолжая реализацию запущенных программ, интегрируя вопросы здоровьесбережения на все предметы школьного курса. В среднем школьном возрасте на этапе развития саморегуляции обучающимся следует предложить для освоения несколько различных программ внеурочной деятельности и курсов по выбору, комплексные или содержащие аспекты здоровьесбережения. Таким образом, уже к старшей школе подростки мотивированно и осознанно овладевают компетенциями, направленными на сохранение, развитие ресурсов собственного здоровья и формирование ответственного отношения к здоровью.
Учитель биологии может быть «пионером» в этой области образовательного процесса, поскольку вопросы сохранения и укрепления здоровья всегда находились в его компетенции в силу педагогической специальности. Просветительская работа, интеграция между предметами, составление программ по культуре здоровья, организация внеурочной деятельности в данном направлении, экологизация образования и др., т.е. большинство направлений здоровьесбережения в школе учитель биологии может и должен включить в свою образовательную деятельность.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках биологии можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, педагогику сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологию уровневой дифференциации обучения, системно-деятельностный подход. Положительным воздействием на здоровье учащихся является ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Активная познавательная деятельность не только управляет мотивационными процессами в обучении, но и предотвращает утомляемость на уроке, способствует развитию и саморегуляции личности. Применение здоровьесберегающих технологий в обучении создает ситуацию непременного успеха, что способствует психо-эмоциональному и интеллектуальному здоровью обучающихся. Формирование компетенции здоровьесбережения на уроках биологии осуществляется в двух направлениях: системное применение здоровьесберегающих технологий; наполнение здоровьесберегающим содержанием тем уроков.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Для эффективного обучения в арсенале учителя должны быть дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Способствуют формированию метапредметных компетенций задания интегрированного характера, например с математическим наполнением и практическим применением в жизни.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого применяются на уроках творческие проблемные задачи. Систематически поисковая и творческая работа организуется в больших и малых группах, где «каждый обучает каждого» и «каждый успешен». Такая форма организации деятельности на уроках биологии непременно приводит к положительным результатам в обучении, поскольку развитие коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий способствуют социальному здоровью обучающихся.
Экологизация всего курса биологии – актуальная часть образовательного процесса, поскольку связана с аспектами здоровьесбережения, охраны природы, экологического мировоззрения. Рассмотрение тех или иных вопросов и тем, особенно региональных, с экологической точки зрения способствует развитию экологической культуры и культуры здорового образа жизни.
Говоря о наполнении содержания урока вопросами здоровьесбережения, следует учитывать основное содержание темы урока, возрастные особенности обучающихся, региональный компонент в обучении.
Формирование экологической культуры обучающихся осуществляется посредством интеграции предметов школьного курса. Активная педагогическая позиция и просветительская роль учителя биологии в формировании экологической культуры обучающихся посредством интеграции наук и предметов немаловажна. Организация и проведение интегрированных уроков и мероприятий возможны между предметом «Биология» и всеми предметами, должны осуществляться в системе. Лишь в том случае, когда ученик получает экологические знания не только на уроках биологии, но и на уроках математики, русского языка и др., формирование целостного экологического мировоззрения будет успешным и эффективным. В содержание таких уроков включено получение знаний по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению).
Начинать экологическое образование необходимо уже в начальной школе. Учитель биологии в сотрудничестве с методическим объединением учителей начальных классов, с привлечением обучающихся среднего звена может организовать проведение интегрированных уроков, а также занятий пропедевтического характера. Совместно с преподавателями других предметов учитель биологии составляет программы и методические пособия по экологизации школьных предметов, а именно рекомендации по преподаванию того или иного предмета, включая вопросы экологического образования.
Формирование метапредметной здоровьесберегающей компетенции должно быть комплексным и непрерывным, поэтому в учебный план школьного курса вводятся программы внеурочной деятельности, целями и задачами которых является развитие обучающихся во всех направлениях: социальном, интеллектуальном, спортивно-оздоровительном, общекультурном. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов и т.д., на различные темы, касающиеся формирования и развития компетенции здоровьесбережения. Особой популярностью среди школьников пользуются курсы, программы которых включают туристические поездки и походы, практическое изучение природных и культурных объектов. В долгосрочных групповых поездках у детей наиболее эффективно формируются и развиваются метапредметные компетенции, особенно здоровьесберегающая.
Одним из эффективных методов работы по развитию компетенции здоровьесбережения является организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание, осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. При выполнении исследования происходит воспитание качеств полноценной гармонично развитой, здоровой в социальном и интеллектуальном плане личности.
Учителю биологии чаще всего приходится иметь дело с проектами по тематике здоровья, экологического состояния окружающей среды, природоохранной деятельности, но, как правило, всегда темы имеют интегративный естественнонаучный характер. В последнее время все чаще ученики самостоятельно предлагают темы исследования, порой самые неожиданные, что не может не радовать педагога. Выбранную тему всегда необходимо принимать и поддерживать, поскольку это свидетельствует об эффективности образовательного процесса, сформированности познавательного интереса и мотивации к развитию.
Волонтерская деятельность, как никакая другая, позволяет формировать устойчивые социальные установки, как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия социальной направленности (пропаганда здорового образа жизни, экология родного края, и т. д.). Вовлечение подрастающего поколение в волонтерскую деятельность необходимо начинать с младшего школьного возраста, поскольку малыши с удовольствием выполняют несложные поручения и задания, помогают пожилым людям и ветеранам, украшают и облагораживают в меру своих сил территории. Если проводить такие мероприятия систематически, уже к среднему школьному возрасту у ребят начинает формироваться сознательная мотивация к такому виду деятельности. И, как результат, в старшем звене, у большинства подростков отмечаются наличие ценностных качеств личности: активная жизненную позицию, позитивное отношение к старшему поколению, гражданственность и патриотизм, культура общения и поведения. Как известно, все эти черты свидетельствуют о социальной составляющей здоровья человека.
Один из эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников – повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. В работе с родителями по укреплению здоровья детей можно выделить направления: повышение уровня педагогической компетентности родителей; привлечение родителей к участию в работе школы. Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, проанализировав которые, можно убедиться, что нет такой области педагогического процесса, в которую невозможно было бы включить содержание о сохранение и укреплении здоровья детей. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно, кроме традиционных родительских собраний, организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт, помогающий эффективно формировать и развивать у детей компетенцию здоровьесбережения.
Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Это кардинально меняет роль педагога. Целесообразно стать организатором познавательной активности школьников, их самостоятельной работы, творчества.
Учителю необходимы терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность. Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие – профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность во всех образовательных областях, в том числе и здоровьесберегающей.
Педагог, чья деятельность направлена на повышение культуры здоровья детей, должен, прежде всего, сам обладать таковой на достаточно высоком уровне. Конечно, речь не идет о каких-либо высоких спортивных достижениях или узкоспециализированных знаниях медицинского характера, хотя замечательно, если они имеются. Но здоровьесберегающая педагогическая деятельность будет высокоэффективна лишь в том случае, если учитель сам является образцом здоровой, жизнерадостной, позитивной, современной, да и наконец, спортивной личности, с активной жизненной позицией.
В силу своей естественнонаучной специализации, учитель биологии обладает огромным запасом знаний, которые, так или иначе, касаются здоровья человека. Передавать знания необходимо с чувством причастности, приводя примеры из собственного опыта и практической жизни, находить возможность в урочное и внеурочное время для практического применения теоретических знаний.
Если педагог сам обладает качествами исследователя, путешественника, то и детям привить эти качества возможно через совместные экскурсии, поездки. При этом формируются и развиваются все компоненты здоровья: физический, психо-эмоциональный, интеллектуальный, личностный, социальный, духовный.
Свою активную позицию по укреплению и сохранению здоровья, педагог представляет в виде презентаций собственного опыта работы, личных достижений, статей, исследовательских работ. Несомненно, этот вид деятельности занимает немало времени, но является неотъемлемой частью при формировании здоровьесберегающей компетенции, как социально-активная деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Образовательная деятельность учителя и его учеников по формированию здоровьесберегающей компетенции, сохранению и укреплению здоровья непрерывный, системный, комплексный процесс. Только благодаря комплексному подходу к обучению и совместной деятельности всех участников образовательного процесса могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. Сформированные у обучающихся метепредметные компетенции в школе, продолжают реализовываться в семье, в дальнейшей взрослой жизни.
Не всегда педагогу удается отследить результаты своей здоровьесберегающей работы. Показателями наличия экологической культуры и сформированности компетенции здоровьсбережения у обучающихся можно считать активное участие в мероприятиях здоровьесберегающей направленности, осуществление проектов и исследовательских работ, участие в тематических конкурсах и олимпиадах, презентация своей творческой деятельности на различных уровнях, активные занятия физкультурой и спортом, соблюдение правил поведения в природе и др. О том, что деятельность педагога в данном направлении эффективна и успешна, свидетельствуют позитивные отзывы обучающихся и их родителей, других образовательных организаций, а также положительные оценки деятельности и награды учеников и учителя.
Список литературы
Акимова Е.В. Педагогическое волонтёрство в деятельности детско-молодежных объединений [Текст] / А.В. Акимова. – Рязань, электронный ресурс, 2006. – 177 с.
Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России [Текст] /И.Г. Андреева. – Стандарты и мониторинг, 2011. – №3. – С.15-19
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе[Текст]/И.П. Борисова. – Справочник руководителя образовательного учреждения, 2005. – №10.
Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)[Текст]/И.А. Зимняя. – Высшее образование сегодня, 2006. – № 4. – С. 20–27.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя [Текст]/М.Г. Колесникова Естествознание в школе, 2005. – №5.
Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие [Текст]/ В. А. Орехова. – Москва, КНОРУС, 2006. – С. 147.
Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ [Текст].– Новосибирск, НИПКиПРО, 2002. – 196с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] – М., 1998.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]/ Н.К. Смирнов. – Москва, АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Силантьева Т.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе [Текст] / Т.Н. Силантьева. – Педагогика, 2010. – № 1. – С. 61–64.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Шайденко Н. А., Подзолков В. Г. Проблемы компетентности и компетенций в психолого-педагогических исследованиях [Текст]/ Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков. – Тула, ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 2007. – 128 с.
Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации [Текст] / Н. Н. Шапцева. – Волгоград, Учитель, 2009. – 184 с.
http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie17.htm
http://www.ktoeslineya.ru/biblioteka/volunteers/vsemirnaya_deklaracia_dobrovolchestva
Панкова Татьяна Владимировна