Патриотическое воспитание при изучении дисциплины «Физика»

8
0
Материал опубликован 16 June 2016 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка «Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины «Физика»

Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к.


Введение.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. ФГОС среднего (полного) общего образования включает в требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России…

Содержание учебной дисциплины «Физика» не включает вопросы, непосредственно касающиеся патриотического воспитания обучающихся. Но возможно актуализировать данную информацию при изучении некоторых тем рабочей программы.

Целью данной работы является представление опыта по патриотическому воспитанию обучающихся при изучении дисциплины «Физика».

Задачи:

выделение в содержании рабочей программы тем, содержание которых позволяет актуализировать информацию по патриотическому воспитанию;

включение актуальной информации в материал дидактических единиц рабочей программы.

Работа по патриоти­ческому воспитанию включает привитие любви к Родине, чувства дружбы народов, непримиримость ко всяким проявлениям национализма и шовинизма, претворение принципов патриотизма и интернационализма [2].

Существенным в этой работе является выделение эмоционального компонента. Как отмечает П.М. Якобсон, «чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [2].

Следующим компонентом в структуре патриотизма, который выделяет  большинство  исследователей,  является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека [2].

Опыт по патриотическому воспитанию обучающихся.

 

1. Выбор тем в рабочей программе для актуализации.

Патриотизм включает любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями много национальной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека [2].

Следовательно, можно выделить в рабочей программе по физике темы, содержание которых позволяет актуализировать информацию о научных и технических достижениях России и Советского союза, великих учёных и конструкторах как российских, так и советских. Также необходимо обратить внимание обучающихся на тесную взаимосвязь отечественных и зарубежных достижений, провести параллели, сравнить успехи российской (советской) науки и открытия, сделанные зарубежными учёными. Необходимо отметить и международное сотрудничество, например, в освоении космического пространства. Но также следует не забывать о приоритете российских (советских) интересов в области вооружения (в т. ч. ядерного) и, вообще, всего, что касается обороны нашего государства.

Таким образом, преподавателем были выбраны 14 тем из рабочей программы, в содержание которых логично включается актуальная информация по патриотическому воспитанию обучающихся (см. табл. 1).

 

2. Включение актуальной информации в содержание рабочей программы.

Актуальная информация включается в содержание рабочей программы в соответствии с изучаемой темой (см. табл. 1). Важно, чтобы внесённая информация являлась естественным продолжением изучаемого материала, а не навязывалась преподавателем. Преподавателю необходимо эмоционально подвести учащихся к восприятию актуального материала.

Таблица 1 «Актуализация информации по патриотическому воспитанию обучающихся».

Раздел, тема рабочей программы

Содержание темы

Актуальная информация

«Механика»

Всемирное тяготение

Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести. Вес тела.

Невесомость.

Запуск первого искусственного спутника Земли.

Советские орбитальные станции.

Советские (российские) и зарубежные (американские) межпланетные автоматические станции.

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Идеи К. Э. Циолковского. Работа С. П. Королёва по созданию ракетной техники.

Полёт первого человека в космос.

Сравнение космических программ СССР и США. Вклад России в строительство и обеспечение работы МКС. Международное сотрудничество в космосе.

«Молекулярная физика. Термодинамика»

Основы молекулярно-кинетической теории.

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Определение массы молекул с использованием таблицы Менделеева.

Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым.

Уравнение состояния идеального газа

Экспериментальное

получение уравнения

Б. Клапейроном,

аналитический вывод

уравнения состояния Д. И. Менделеевым

Вывод уравнения состояния идеального газа Д. И. Менделеевым.

«Электродинамика»

Тепловое действие электрического тока

Работа тока, мощность тока,

закон Джоуля – Ленца, электронагревательные

приборы.

Открытие закона независимо друг от друга английским учёным Д. Джоулем и русским учёным (немцем по национальности) Э. Х. Ленцем.

Электрический ток в газах.

Газовый разряд, типы

самостоятельного разряда и

их использование.

Открытие электрической дуги и указание на возможность применения для плавления металлов В. В. Петровым.

Электро-двигатель.

Устройство, принцип

действия и применение

двигателей постоянного

тока.

Изобретение двигателя постоянного тока, первое оснащение электродвигателем речного судна русским учёным Б. С. Якоби.

Движение зарядов в магнитном поле.

Действие магнитного поля

на движущиеся заряды, сила

Лоренца.

Изобретение советскими учёными ускорителей заряженных частиц.

Изобретение радио.

Изобретение

радиоприёмника

А. С. Поповым

Изобретение радиоприёмника А. С. Поповым (нашим земляком).

«Строение атома и квантовая физика»

Фотоэффект.

Открытие фотоэффекта,

законы фотоэффекта,

уравнение фотоэффекта.

Исследование явления фотоэффекта и установление законов фотоэффекта А. С. Столетовым.

Лазер.

Устройство, принцип

действия и использование

лазеров.

Вклад советских учёных В. А. Фабриканта, Н.Г. Басова и А. М. Прохорова в изобретение лазера.

Методы регистрации заряженных частиц.

Счётчик Гейгера, камера

Вильсона, пузырьковая

камера, метод

толстослойных

фотоэмульсий: принцип

действия, применение.

Изобретение советским учёным Л. В. Мысовским метода толстослойных фотоэмульсий.

Ядерная энергетика.

Деление ядер урана.

Ядерный реактор.

Термоядерные реакции.

Применение ядерной

энергии. Ядерное оружие.

Создание советскими учёными под руководством И. В. Курчатова атомного реактора и атомной бомбы. Создание под руководством А. Д. Сахарова первой водородной бомбы. Роль ядерного оружия в сохранении мира и отсутствии глобальных военных конфликтов.

«Эволюция Вселенной»

Солнечная система

Структура Солнечной

системы, образование

планетных систем.

Исследования планет.

Советские (российские) и зарубежные (американские) межпланетные автоматические станции. Успехи и неудачи в исследовании планет.

Заключение.

Таким образом, при изучении дисциплины «Физика» можно актуализировать информацию по патриотическому воспитанию обучающихся.

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки [2].

Поэтому патриотическое воспитание невозможно в рамках только одной учебной дисциплины. Необходим комплексный подход при взаимодействии всего педагогического коллектива учебной организации.

В данной работе представлен лишь вклад преподавателя в общее дело.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  2. Ипполитова Н. В. учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84с.
Комментарии
Комментариев пока нет.