Статья «Опыт приобщения обучающихся к национальной и духовной культуре на уроках станковой композиции в детской художественной школе»
«Опыт приобщения обучающихся к национальной
духовной культуре на уроках станковой композиции
в детской художественной школе»
Подзолкова Галина Леонидовна
Преподаватель
МБУДО «ДХШ имени А.Н.Селищева г. Ливны»
«Воспитание существует
столько же веков,
сколько
существует народ…»
К.Ушинский
Как-то Андрею Кончаловскому на вручении кинематографической премии задали вопрос о духовном наследии. Подумав, знаменитый режиссёр ответил, что духовное наследие - это память, память предков.
Русскую славянскую культуру составляют огромное наследие, которое досталось нам от наших предков: фольклор, многочисленные сказки, былины, а также дохристианская культура, культура народного творчества: многочисленные былины и сказки, мифология и сказания, легенды и песни, традиции и обряды. Всё это может быть источником вдохновения и открывать новые возможности для творчества. Одной из развивающих и воспитательных задач для педагога на уроках композиции - привить интерес к истории России, родного края, к своим родовым корням, а также воспитывать чувство патриотизма и любви к прошлому России. Часто мы недооцениваем свою национальную культуру: восхищаемся иностранными фильмами, используем непонятные нам слова и радуемся новым веяниям моды с запада. Взрослому человеку легко отличить плохое от хорошего, а вот юным душам легко зародить зерно безвкусицы в своём характере и на преподавателей возложена большая роль в возрождении утраченной духовности. Вспомнились художники Николай Рерих, Наталья Гончарова, Лев Бакст, Александр Бенуа, которые смогли переосмыслить народное творчество и поднять его на новую вершину. Поэтому на уроках композиции развиваем собственную культуру, чаще поднимаем тему Древней Руси и связывая непрочную нить далёкой, почти забытой Руси с нынешней Россией. Необходимо также воплотить древние образы в современные формы, дабы они зазвучали и воплотились с новой силой.
Станковая композиция – один из ведущих предметов в художественной школе. Но за один урок невозможно выполнить задачи, поставленные педагогом. Нужна система уроков, дающих доступную информацию детям, как по объёму, так и по содержанию. Поэтому программу по композиции пришлось адаптировать темы и разделы к целям и задачам учебного процесса. Целью программного обучения является воспитание современного носителя традиционной культуры, человека, любящего традиционную народную культуру. Каждый год имеют в каждой учебной четверти свою тематику и ставят перед собой конкретные цели и задачи. Большую роль в решении задач приобщения к русской духовной культуре играют межпредметные связи. Здесь органично соединяются знания, полученные на занятиях лепки, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства и истории искусства. Впервые дети узнают о народной культуре, когда слышат рассказ о плешковской и игрушке и лепят её. На уроках скульптуры - это уже портреты исторических персонажей, а на уроках живописи пишут фигуру в народном костюме. Уроки декоративно-прикладного искусства знакомили ребят с народным костюмом, выполняя их эскизы.
Начиная с 1 класса, мы постепенно вводим обучающихся в мир русской культуры, изучая сказки В.Бажова, А.С.Пушкина, русские народные. Этому предшествовал урок по истории искусства «Нет красивее русского наряда!», где мы совершили путешествие в историю развития русского костюма, начиная со времени принятия христианства на Руси и заканчивая современным. Работа по изучению народного костюма интересна и увлекательна, и неотделима от времени, в котором существовал этот костюм, от предметов быта и орудий труда. Именно поэтому на уроки во втором классе принесла из школьного натюрмортного фонда гребни и прялку, лапти и валик, утюг и ухват, глиняные горшки, платки и вышитые полотенца. Ведь все эти предметы были необходимы, чтобы погрузить обучающихся в атмосферу изучаемого времени, заставить задуматься и понять, что в каждом предмете, в каждом слове – растворённая в веках память народа, сохранённая история его жизни и труда. О красоте крестьянского быта лучше говорить в окружении предметов, этому быту принадлежащих. Так появились интегрированные уроки, проведённые совместно с городским краеведческим музеем. Например, урок о быте и костюме народов России на рубеже XIX –XX веков, с демонстрацией костюмов из фонда музея. На таких уроках дети делают зарисовки народной одежды, наброски фигур в разных положениях и ракурсов с одноклассников, выполняли фрагменты интерьера (с дальнейшим проектированием русской избы и палат) для своих творческих работ.
Ещё одна интересная тема для этой ступени образования «Народный календарь» - история календаря и месяцев, природные явления, приметы, пословицы и поговорки, крестьянские работы и заботы. Изучают событийный и обрядовый ряд праздничного действа. Яркой точкой завершением учебного года являются переводные экзамены с темами, закрепляющими полученные знания, умения и навыки.
В 3 классе дети знакомятся с героями былинного эпоса. Содержание былин изучали на уроках литературы, а на композиции мы смотрим репродукции В.Васнецова, Н.Рериха, И.Билибина, одновременно рассказываю детям о профессии художника по костюмам в кино. Художник по костюмам на основании прочитанного сценария создаёт эскизы персонажей - главных действующих лиц и окружения. Чтобы нарисовать эскизы, надо знать, как выглядели, во что были одеты люди в разные времена и приходилось изучать иконографические материалы разных времён, в которых показано как одевались люди в ту или иную историческую эпоху. Надо узнать, какие были ткани, как плелись кольчуги, какая была обувь, какие были ювелирные украшения. Изучали и старались понять из чего состоит древний костюм русского витязя, храброго и доблестного воина, защитника народного. На нём старинные доспехи, остроконечный шлем, конечно, красный плащ - всё строго, мужественно и достойно своей красоте.
Такие образы можно увидеть на русских иконах, где святые и герои полны мужества и святости. Хотелось бы, чтобы такими художниками ребята представили и себя. Кроме этого тему «Земные стихии» предлагаю изобразить через представление их виде раннехристианских богов, покровителей плодородия, урожая, семейного очага (Ярило, Макошь, Леля и др.).
Каждый такой урок — это небольшое путешествие в прошлое. Это повод для домашнего общения и совместного приобщения к народной культуре. Это попытка научить ребёнка и родителей к совместному творчеству. Пример тому
тема «Малая родина» в 4 классе, которая выполняется на тему истории родного края. Это первая композиция, «как у настоящего художника», то есть с многочисленными эскизами, поисками исторического и натурного материала, с последующей большой выставкой. На этом этапе занятия по композиции проводятся по такому плану:
Выбор темы. Экскурсия по родному городу, по музею, встречи с интересными людьми, беседы с родственниками, старожилами, чтение краеведческой литературы. Знакомство с процессом работы художников над исторической картиной. На примерах картин И.Репина, В.Сурикова, А.Иванова и других художников рассматривается последовательность их выполнения.
Сбор материала. Работа в библиотеках, зарисовки в музеях, натурные рисунки, сбор старых фотографий, опрос старожилов. Выполнение эскизов. Выполнение композиции на формате А 2. Сочинение на тему композиции. Подготовка работы к выставке. Самое сложное в работе над композицией – это выбор темы, сюжета для картины. Иногда сюжет находится легко – его подсказывают семейные предания, место рождения.
У некоторых прадеды сыграли значительную роль в местной истории, поэтому рисуются композиции про своих родственников. Например, во время
пленэра я рассказываю историю мест, что мы рисуем. В каждом городе, селе, маленькой деревне найдутся десятки сюжетов для таких композиций, надо только оглядеться вокруг и нам откроется много интересного. Самим ребятам такая работа очень нравится. Они становятся исследователями старины, мысленно переносятся в изображаемую эпоху, становятся соучастниками далёких событий, иногда как бы проживают жизнь нарисованных героев. Оставил заметный след участие обучающихся 4-5 классов в городском семинаре, где народный мастер из г. Орла Черногорова В.А. познакомила с орловским списком. Ученицы под руководством мастера попробовали себя в освоении этого древнего ремесла, а также наглядно посмотрели вышитые полотенца, пришедшие к нам из глубины веков. Так осуществляется связь поколений, передаётся самобытный нравственный уклад, духовная культура.
Главная задача преподавателя при проведении таких уроков– это поиск новых форм, чтобы урок не превратился в лекцию - наставление, а заставить ученика быть активным участником этого мероприятия. Опыт воспитания на основе непреходящих ценностей и идеалов народной культуры даёт хорошие результаты. В 5 классе в художественной школе существует традиция – итоговая композиция. Тему и жанр для итоговой работы по композиции в 5 классе обучающиеся самостоятельно выбирают впервые. Отрадно, что в прошлом году несколько ребят брали исторические сюжеты, иллюстрирование произведений русских классиков, изображения сцен из жизни русского народа, тематические портреты, а в этом году таких ребят уже стало больше. И это радует, значит, плоды нравственного воспитания не прошли даром.
Эти задания можно сравнить маленькими ручейками, впадающими сначала в реки, а потом в море, океан общей человеческой любви. А закончить своё выступление хочу словами ливенского краеведа Геннадия Рыжкина «Любить свой край-это первая обязанность человека…». Так давайте же любить свою сторонушку, людей, живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Список литературы
1.И.Борисова. Народное искусство Орловского края .Орёл.2011
2.А.Н.Свирин. Древнерусское шитьё. «Искусство» Москва.1963
3.Н.М.Сокольникова. Основы композиции. «Титул» 2001
4.Г.Рыжкин «Земляки с берегов Сосны» Орёл 2017