Статья «Приобщение детей к культуре нашего народа»
« Приобщение детей к культуре своего народа»
Фольклорные тексты
раскрывают перед ребенком
красоту и меткость
по словам К.Д.Ушинского
« пробуждают к жизни семена родного слова,
всегда коренящиеся, хотя и бессознательно,
в душе ребенка, обогащая тем самым детскую речь»
Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Как вернуть красоту и образность языка, как помочь понять его? Уникальность нашего положения заключается в том, что мы имеем возможность оглянуться назад и взять оттуда все действительно ценное и вечное.
Детям и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, песенки, которые принято в житейском обиходе считать пустой забавой. На самом деле без этих веселых смешных стихов, песенок, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.
Любовь к художественному слову надо воспитывать с первой недели жизни ребенка. О том, как это делается, позаботились наши предки, создавшие и передавшие, от поколения к поколению, культуру пестования, и в частности колыбельные песни. «Чудом материнской любви» назвал их современный писатель Ф. Искандер. Колыбельные песни вобрали в себя то, что нужно малышу: звук голоса матери, ласковые слова, ее творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места, после маминых рук – колыбели.
Баю – баю баюшок !
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
Колыбельные песни помогают вырастить ребенка спокойным, ласковым, хорошо и правильно говорящим. К культуре пестования относятся потешки, детские песенки. Они дают ребенку первые представления об окружающем мире, способствуют его раннему речевому развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения ребенка.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Пестущки и потешки – это короткие стихотворные приговоры помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Одни потешки и пестушки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Вслушиваясь в образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка боброва,
Маша черноброва.
Большие ноги шли по дороге
Топ – топ – топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ – топ- топ- топ.
(сопровождаются ходьбой, бегом)
Без детского фольклора не обходится проведение режимных моментов. Когда ребенок неохотно ест кашу или суп, вспоминается потешка:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Ритмичные слова потешек, песенок вызывают у детей радостное настроение, они с удовольствием слушают и выполняют движение, показанные взрослым. Ребенок с радостью, с интересом подставляет руки под струю воды со словами:
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд,
Расти. коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
Пестушки, потешки, песенки – это те жанры, которые удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, оказывают большое влияние на эмоциональную сферу ребенка, развивают любознательность, творчество, фантазию, воспитывают чувство прекрасного. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка.
Большое место в устном народном творчестве отводится народным играм, созданным на народном материале. В играх отражались веками созданные отношения между людьми, между людьми и миром природы. Игра сопровождается песней или музыкальным сопровождением, дети изображают явления природы (ветер, дождь, метель) или различные сооружения (ворота. плетень). Народные игры развивают ловкость, быстроту движений, меткость, внимание. Разученные к играм считалки, прибаутки делают игру интересной и насыщенной. Дети стараются не только повторять слова, но и выполнять одновременно движения:
Мальчик с пальчик
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил и т. д.
( ребенок по очереди загибает пальцы)
Еду, еду, к бабке, к деду
На лошадке в красной шапке
По ровненькой дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
по рытвинам, по кочкам.
(ребенок топает ногами, скачет, приседает)
Ребенок очень любит играть в «Сороку – белобоку», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Волк и козлята».
Народные праздники всегда связаны с игрой. Так, например, в праздник Покрова начинались Покровские ярмарки и люди собирались на праздник не за товарами, а за весельем –« на народ посмотреть и себя показать» поучаствовать в играх и праздничных развлечениях. Играли в игру «Заря – заряница», сопровождая словами:
Заря- заряница
Красная девица
По полю ходила
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты расписные
1,2,3 – не воронь,
А беги как огонь.
Праздник Пасха заполнена различными играми – массовыми с хороводами и песнями, забавными закличками. Ребенку легко и радостно нараспев повторять за старшими хороводные песни, которые быстро запоминаются в процессе игры, такие как «Грачи летят», «А мы масленицу дожидали».
Народные праздники прочно связаны с историей и культурой нашего народа, в них сочетается и музыкальная и игровая и литературная деятельность взрослого и ребенка.
Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа – необходимо соприкосновение их с народным искусством, с традициями, которые духовно обогащают ребенка, развивают любознательность ,воспитывают чувство прекрасного. Воспитание детей средствами и самим содержанием народной культуры – это обращение к тому, чем ребенок уже владеет, к чему внутренне готов, чему открыт.
Народная история и культура отражает жизнь народа, его опыт. Духовный мир. Именно мы, воспитатели, должны донести до наших детей культуру русского народа, воспитать детей в национальных традициях.
Источники информации:
Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений\ Авт. Сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд, переб и дополн.- СПб «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2001. Ищук В.В, Нагибина М.И. Народные праздники – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
Грибанова Наиля Гадельжановна