Статья «Приобщение детей к культуре нашего народа»

4
1
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

« Приобщение детей к культуре своего народа»

Фольклорные тексты

раскрывают перед ребенком

красоту и меткость

по словам К.Д.Ушинского

« пробуждают к жизни семена родного слова,

всегда коренящиеся, хотя и бессознательно,

в душе ребенка, обогащая тем самым детскую речь»

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Как вернуть красоту и образность языка, как помочь понять его? Уникальность нашего положения заключается в том, что мы имеем возможность оглянуться назад и взять оттуда все действительно ценное и вечное.

Детям и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, песенки, которые принято в житейском обиходе считать пустой забавой. На самом деле без этих веселых смешных стихов, песенок, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Любовь к художественному слову надо воспитывать с первой недели жизни ребенка. О том, как это делается, позаботились наши предки, создавшие и передавшие, от поколения к поколению, культуру пестования, и в частности колыбельные песни. «Чудом материнской любви» назвал их современный писатель Ф. Искандер. Колыбельные песни вобрали в себя то, что нужно малышу: звук голоса матери, ласковые слова, ее творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места, после маминых рук – колыбели.

Баю – баю баюшок !

Ложись, Маша, на бочок,

На пуховую кровать.

Будет Маша крепко спать.

Колыбельные песни помогают вырастить ребенка спокойным, ласковым, хорошо и правильно говорящим. К культуре пестования относятся потешки, детские песенки. Они дают ребенку первые представления об окружающем мире, способствуют его раннему речевому развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения ребенка.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Пестущки и потешки – это короткие стихотворные приговоры помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Одни потешки и пестушки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Вслушиваясь в образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка боброва,

Маша черноброва.

Большие ноги шли по дороге

Топ – топ – топ,

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ – топ- топ- топ.

(сопровождаются ходьбой, бегом)

Без детского фольклора не обходится проведение режимных моментов. Когда ребенок неохотно ест кашу или суп, вспоминается потешка:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Ритмичные слова потешек, песенок вызывают у детей радостное настроение, они с удовольствием слушают и выполняют движение, показанные взрослым. Ребенок с радостью, с интересом подставляет руки под струю воды со словами:

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса!

Расти, косонька, до пят,

Все волосыньки в ряд,

Расти. коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!

Пестушки, потешки, песенки – это те жанры, которые удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, оказывают большое влияние на эмоциональную сферу ребенка, развивают любознательность, творчество, фантазию, воспитывают чувство прекрасного. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка.

Большое место в устном народном творчестве отводится народным играм, созданным на народном материале. В играх отражались веками созданные отношения между людьми, между людьми и миром природы. Игра сопровождается песней или музыкальным сопровождением, дети изображают явления природы (ветер, дождь, метель) или различные сооружения (ворота. плетень). Народные игры развивают ловкость, быстроту движений, меткость, внимание. Разученные к играм считалки, прибаутки делают игру интересной и насыщенной. Дети стараются не только повторять слова, но и выполнять одновременно движения:

Мальчик с пальчик

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил и т. д.

( ребенок по очереди загибает пальцы)

Еду, еду, к бабке, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровненькой дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

по рытвинам, по кочкам.

(ребенок топает ногами, скачет, приседает)

Ребенок очень любит играть в «Сороку – белобоку», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Волк и козлята».

Народные праздники всегда связаны с игрой. Так, например, в праздник Покрова начинались Покровские ярмарки и люди собирались на праздник не за товарами, а за весельем –« на народ посмотреть и себя показать» поучаствовать в играх и праздничных развлечениях. Играли в игру «Заря – заряница», сопровождая словами:

Заря- заряница

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты расписные

1,2,3 – не воронь,

А беги как огонь.

Праздник Пасха заполнена различными играми – массовыми с хороводами и песнями, забавными закличками. Ребенку легко и радостно нараспев повторять за старшими хороводные песни, которые быстро запоминаются в процессе игры, такие как «Грачи летят», «А мы масленицу дожидали».

Народные праздники прочно связаны с историей и культурой нашего народа, в них сочетается и музыкальная и игровая и литературная деятельность взрослого и ребенка.

Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа – необходимо соприкосновение их с народным искусством, с традициями, которые духовно обогащают ребенка, развивают любознательность ,воспитывают чувство прекрасного. Воспитание детей средствами и самим содержанием народной культуры – это обращение к тому, чем ребенок уже владеет, к чему внутренне готов, чему открыт.

Народная история и культура отражает жизнь народа, его опыт. Духовный мир. Именно мы, воспитатели, должны донести до наших детей культуру русского народа, воспитать детей в национальных традициях.
 

Источники информации:

Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений\ Авт. Сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд, переб и дополн.- СПб «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2001. Ищук В.В, Нагибина М.И. Народные праздники – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне нравиться !

4 February 2018

Похожие публикации