Опыт работы учителя физики, информатики
Добрый день!
Галактика. Солнечная система. Где-то на западе России, в Калужской области, в г. Сухиничи – стоит МКОУ Средняя школа №2 – островок детства, где работаю я – Серкова Наталья Александровна, вот уже второй год учителем математики и физики. Я являюсь участницей конкурса «Учитель года – 2023».
Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы «Развивающее обучение в цифровую эпоху: я- учитель или искусственный интеллект?».
Я ни разу серьезно не задумывалась над тем, что за моими плечами уже достаточно большой багаж из золотых осень, из снежных зим, из солнечных лет и вёсен. А багаж весом в 25 лет для меня, педагога – это действительно внушительный багаж.
Но как-то незаметно он копился, пополнялся различными идеями, претерпевая некоторые изменения, приобретая форму и направление в виде самоотдачи, саморазвитии, в виде уважения детей, в виде формирования личностей, тяги к чему-то новому. А сейчас вот задумалась. Сижу за столом, рядом включенный компьютер, вокруг лежат мои грамоты, дипломы, грамоты детей, проведенные мастер-классы, проведенные открытые уроки, проекты детей а вот первая фотография моего 5 а класса … ностальгирую, погружаюсь в приятные воспоминания и заново переживаю их. 1997 год… Именно в этом году я начала свой педагогический путь, длиной 25 лет. И я совсем молоденькая, девятнадцатилетняя, после колледжа, получив свою первую профессию :техник-программист-бухгалтер, пришла работать в школу, учителем информатики. Начинать приходилось с «нуля», опыта нет, было очень трудно, так как переде мной стояли вопросы: Что? Как? Зачем? и могу сказать, что на эти вопросы до сих пор отвечаю себе каждый день.
Давайте посмотрим, что же накопилось в моем педагогическом багаже?
Школа, это особый мир, в котором рождается, растет, формируется человек, мир детства и радостных лиц, мир улыбок, мир радости и самые теплые воспоминания моего детства связаны не только с детским садом «Колосок», но и со школой. И я очень хочу, чтобы у наших детей были такие же светлые, радостные воспоминания. А для этого я… Но, обо всем по-порядку.
Итак, 1997 год, мой первый урок информатики, а точнее эта учебная дисциплина называлась «Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ) и преподавалась в 9-10 классах. На тот момент стояли на партах ЭВМ «Альфа 01» и дети могли обучаться программированию на языке Бейсик, составляли алгоритмы, так как с ЭВМ можно было общаться лишь с помощью команд. Не было никаких методичек, только лишь смекалка. Придумывала задачи, а дети уже составляли программы. Например: Напишите программу, которая подсчитывает количество пшеничных зерен, которые должен выдать царь Великий мудрецу Ивану.
А самый первый ПК и единственный в школе появился в 1999 г. с Windows 95. По вечерам сидела и самостоятельно разбиралась с возможностями этого ПК, так как IT-специалистов в школе не было и нет, а на утро, уже знакомила детей с ПО, правильно включать и выключать его, приходилось детям по-очереди выполнять свои первые практические работы: набрать текст, а затем его отредактировать, нарисовать пейзаж, разработать проект в PowerPoint. В конце 1999 г. в компьютерном классе появился первый матричный принтер EPSON с небольшой скоростью, где –то минута печаталась одна страница и дети уже могли распечатывать не все, а некоторые свои работы, так как картриджи были очень дорогими.
В 2000 г., с появлением в нашей школе класса, оборудованного компьютерами возникла необходимость в подготовке учителей, обладающих общей информационной культурой, способных в новых условиях применять современные методики и стратегии обучения, превращая традиционные уроки в яркий увлекательный процесс. Поэтому, я разработала программу курса «Пользователь ПК» и занятия проводила на базе кабинета информатики в удобное для учителей время. На протяжении многих лет проводила для детей кружки по информатике «Радуга в компьютере», «Мир информатики», «Среда программирования ЛогоМиры», «Компьютерная грамотность» с целью формирования их информационной культуры.
В 2007 году с появлением проектора, у меня появилась, возможность воспроизводить презентации на экран, их роль велика, так как они меняют характер традиционного учебного занятия, делают их интересными, наглядными, живыми. Их можно использовать на любом этапе урока, у детей развивается внимание, память, повышают мотивацию. В 2007-2008 г мы получили благодаря проекту "Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации", заказчиками которого в рамках приоритетного национального проекта "Образование" являлись Министерства образования и науки, информационных технологий и связи Российской Федерации - «Первую Помощь1.0» и «Первую помощь 2.0» с ПО на дисках, в течение года мы могли бесплатно пользоваться ими, иногда лицензию продлевали, программы были замечательными, учащиеся научились создавать свои сайты, профессионально редактировать фотографии, создавать видео и многое другое. Но, к сожалению, школа не могла приобрести лицензии на многие продукты и нам пришлось их удалить.
За 25 лет в моем педагогическом багаже накопилось великое множество: презентации, карточки, сайты, проекты детей, исследовательские работы, таблицы, разнообразные тесты, проверочные работы, мастер-классы и разные «интересности», которые помогают мне оживить урок, осуществить связь изучаемого материала с жизнью. А совсем недавно он пополнился новыми для меня технологии: создание ментальных карт и разработка Web-квестов.
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с постепенным переходом на новые ФГОС третьего поколения, который вступил в силу с 1 сентября 2022 г. В процессе своей работы я заметила снижение интереса учащихся не только к математике, но и к физике. Очень часто ученики задают вопросы: «А где мне в жизни пригодятся синусы, косинусы? Зачем нам это знать? Что мне это даст? Изучая новые образовательные и информационные технологии, применяя некоторые из них на своих уроках, я для себя отметила – при реализации ФГОС, наиболее эффективным является применение знаний для расширения жизненного опыта. Я считаю, что это помогает учащимся приобрести глубокие знания, создает привычку накапливать знания «про запас». Зачем? Что? Как? Эти три вопроса являются конструктором моих уроков. Кроме того, я учу детей задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Данная методика применима не только на уроках, но и в любой деятельности человека.
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» (Дороди Паркер).
Мы, можем усадить за парты детей, добиться хорошей дисциплины, но без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, как бы мы не старались, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же заинтересовать учащихся, чтобы они с удовольствием шли на уроки физики и математики?
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока?
Для привлечения внимания учащихся на уроках применяю различные приемы, методы занимательности,. Рассмотрим их.
Интерес к изучению математики и информатики зависит от того, как проходят уроки, поэтому каждый урок строю в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Большое значение имеет организационный момент урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я хочу познакомить вас с чего начинаю урок:
с эпиграфа к уроку Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью" Л.Н.Толстой
со стихотворения: Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
с приятных слов: Улыбнемся друг другу, пожелаем мысленно удачи»
с загадок или ребуса: Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, …(треугольник)
Активно применяю такой прием повышения занимательности обучения, как «отсроченная отгадка».
Например: на уроке в 7-м классе при изучении темы «Плотность вещества» учащимся предлагается такая задача. «Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?» (Ответ: Молекулы горячей воды «упакованы» менее плотно, чем холодной (при нагревании молекулы воды расширяются), поэтому плотности жидкостей различны (например: при t°= 0° С, ƿ= 0,99987 г/мл, а при t° = 80° С , ƿ = 0,91718 г/мл). Очевидно, что ведро с холодной водой тяжелее, чем с горячей.
В своей деятельности использую такой метод стимулирования, как метод опоры на жизненный опыт учащихся.
Например, при изучении темы: «Архимедова сила» задаю вопрос, заранее зная, что у учащихся могут быть неправильные представления о природе выталкивающей силы: «На которое из двух тел, погруженных в воду и одинаковых по форме и объему, выталкивающее действие будет сильнее: на деревянное или железное?» Многие учащиеся считают, что на деревянное тело выталкивающая сила будет больше и оно всплывает. Опыт не подтверждает предположение учащихся. Создается проблемная ситуация. (Формула давления : Fарх = рж×g×vтела плотность жидкости, коэффициент g и объем тел одинаковы, следовательно и давление жидкости на оба тела одинаковы, от формы не зависит).
На уроках широко применяю нетрадиционные формы: уроки-игры, уроки с групповыми формами работы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-путешествия, урок-практикум. Цель таких уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники. Когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
В последнее время очень часто поднимается вопрос о «перегрузки» школьников.
Как правило, перегрузка учащихся вызвана не только умственной и физической усталостью, есть и другие причины.
1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
2. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
3. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической не успешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.
4. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них.
Как помочь ребенку? Как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял.
Несколько лет назад на одном мастер-классе я познакомилась с таким методом запоминания материала- составление ментальных карт, о них и хочу вам рассказать. В настоящее время появилась возможность приобрести готовые ментальные карты, их также называют интеллект-картами. Данная технология может использоваться всеми учителями-предметниками.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Они используются не только для систематизации и обобщений знаний, но и для запоминания сложного материала, передачи информации, при подготовке к экзаменам.
Основное правило построения интеллект-карт гласит: «Интеллект-карта представляет информацию в графическом виде». Информация представляется в виде схемы, графа. А впервые интеллект-карты представил в телевизионном шоу, в 1974 году, Тони Бьюзен (1942-2019 гг)- психолог, автор методики запоминания большого объема информации, кстати он еще называл «карта ума (памяти).
В создании ментальных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая память (характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся). Когда дети рисуют свои мысли, они демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Процесс построения таких карт делает обучение творческим и увлекательным.
Рассмотрим приемы использования ментальных карт на различных этапах урока.
1. Актуализация знания. Можно более сильным ребятам предложить воспроизвести изученное в виде схемы на одном листе, а для тех, кто затрудняется выполнить такое задание, можно предложить карту в «полу готовом « виде: я указываю все связи, логические цепочки, а некоторые пропущенные элементы и должны учащиеся восполнить.
2. Первичное усвоение новых знаний. Я объясняю материал, а затем совместно с детьми составляем карту, тем самым у детей развивается логическое мышление.
3. Первичная проверка понимания. Закрепление. Учащиеся, используя карту, решают различные задачи.
4. Домашнее задание. Предлагаю детям самостоятельно составить ментальную карту на заданную тему, тем самым у них развивается не только логическое мышление, но и творческое мышление. Составление карт – это творческий процесс, устанавливаются связи между элементами знаний ученика, позволяет структурировать знания, опыт. Составленные на уроке карты помогают при подготовке домашних заданий.
В чем же преимущество использования ментальных карт перед другими видами деятельности?
1. Улучшают память
2. Помогают связать новую информацию с существующими знаниями.
3. Помогают повысить запоминание информации.
4. В работу входят одновременно оба полушария головного мозга. Рождаются новые мысли, идеи, ассоциации, увидеть полную картину.
Вы можете ознакомиться с рекомендациями, которые вам помогут составить ментальную карту. по составления ментальных карт и примерами вы можете ознакомиться, открыв приложение 1. (Приложение 1), а так же там приведены мои ментальные карты и детей.
Почему в этом году решила попробовать создать первый образовательный веб-квест? Во-первых, потому что из-за пандемии многие уроки физики проходили дистанционно и у меня появилась идея: разработать сайт для учащихся «Изучаем физику и математику дистанционно». Во-вторых, есть понимание, что для обучения сегодняшних школьников нужны новые современные информационные технологии.
Что же такое Web-квест? Это современная и инновационная технология обучения, которая решает задачу Федерального проекта «Современная школа», реализуемого до 2024 года: «Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».
При работе в режиме «квеста» стимулируется развитие личностных характеристик обучающегося - активность, ответственность, инициативность, развиваются такие компетенции, как:
1. Информационные: учащиеся учатся выбирать полезную информацию в потоке «информационного мусора», анализировать и обобщать ее.
2. Медийные: умение работать с компьютерными средствами.
3. Проективные: находить варианты решения проблемы.
Роль учителя при организации Web-квеста заключается в отслеживании протекания этапов квеста, подталкивает учеников к поиску и собственному анализу, систематизации полученных знаний.
Web-квесты разнообразны:
Практико-ориентированные (создание конкретного продукта, например, онлайн-сборника заданий, видеоролика, фотоколлажа и т.п.). нацелены на социальные интересы, либо самих участников. Как правило, продукт в таких Web-квестах определён заранее и может быть впоследствии использован в жизни класса, школы или отдельных учащихся;
Исследовательские (проведение различных практических работ, результаты которых обрабатываются с помощью различных компьютерных программ). По своей структуре приближены к настоящему научному исследованию. В их рамках происходит постановка проблемы, выдвижение гипотез, определение целей и задач. Часто в данном виде работы используются различные научные методики.
Информационные (работа с источниками, их анализ). Направлены, прежде всего, на сбор информации и знакомство с ней учащимися, анализ и обобщение фактов; данный вид Web-квестов имеет ряд общих признаков с исследовательскими Web-квестами и являются их составной частью, требуя презентацию, а также её разработку.
Креативные (работа над творческими проектами, разработка творческого продукта). Не имеют четко разработанной структуры, находятся в подчинении жанру конечного результата (фильм, мероприятие), однако, результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или мероприятия, сайта).
Ролевые. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат Web-квеста остается открытым до самого окончания.
Прежде чем заняться созданием веб-квеста по физике, я просмотрела множество статей: о создании веб-квестов, их разнообразии, сайтов с созданными другими коллегами веб-квестов. И решила остановиться на кратковременном квесте (1-2 урока).
Так как у меня есть опыт создания сайта с помощью конструктора сайтов https://www.jimdo.com/, то я решила на этой же платформе создавать свой веб-квест по физике «Силы в природе». Сайт представляет из себя единую структуру. В игровой форме, дети выполняют задания и переходят на следующий уровень, если решили правильно, то они получают букву от загаданного слова, а, если нет, то решают еще раз задачу по этой теме, но уже другую. В конце они получают кодовое слово, например название темы урока, это говорит о том, что учащиеся хорошо усвоили этот раздел.
В этом году в рамках федерального проекта «Современная школа» у нас в школе открылся образовательный центр «Точка роста». Современные экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. Цифровые лаборатории позволяет подойти к процессу обучения физики с практической точки зрения. На внеклассных занятиях дети собирали электрические цепи, используя электронные элементы и аналоговые приборы, измеряли температуру окружающей среды.
Предлагаю детям проводить домашние эксперименты, которые развивают познавательные, творческие способности учащихся, развивают интерес к физике, умение связывать теорию с практикой, приучают учащихся к сознательному труду.
Успех в работе активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся, они должны носить позитивный характер.
Дети с удовольствием выполняют творческие проекты, участвуют в исследовательских работах, в олимпиадах.
Некоторые мои выпускники: Мустафаев Селим, Трегубов Евгений, Донесевич Александр, Быков Алексей закончили институты и стали высококвалифицированными IT-специалистами и сейчас работают в IT-компаниях. У моего сына, Арсений, тоже есть мечта, стать специалистом по информационной безопасности и он потихоньку к ней идет. Мороз Марина, Лысенко Татьяна закончили Ростовский педагогический институт и пришли работать в родную школу учителями математики, а Чабанова Екатерина – учителем информатики. В этом году Далингер Кристина, ученица 8 класса, стала победителем Муниципальной олимпиады по физике. На вашем столе представлены буклеты, в которых вы можете увидеть творчество ребят. В буклете №1 «Мы творим» показаны графические рисунки, стихи, сказки детей. В буклете № 2 «Я и мое хобби» представлен творческий рост ученика 11 класса Трегубова Евгения, и его работы начиная с 7 класса. В буклете № 3 «Мое творчество» представлены творческие работы ученика 11 класса. Быкова Алексея. С моими работами и с работами детей вы можете познакомиться, посетив мой сайт https://nakiseleva.jimdofree.com/. И я считаю, что это показательный результат моего опыта работы.
Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу, что я, как учитель и искусственный интеллект должны работать в тандеме для воспитания будущего поколения и поэтому в названии своего опыта поменяю союз «или» на знак «+».
Свое выступление я хочу закончить такими словами:
«Как хорошо, что в мире есть такие люди
Как хорошо, что вместе с ними я
Учителями славится моя Россия
И звонко слышно шепот губ «Учитель-я».
Спасибо. Желаю Всем успехов!
Приложение 1
Рекомендации по составлению интеллект-карты.
1. Используйте доску, лист бумаги (А4 или А3), цветные карандаши, ручки, фломастеры, графический редактор ПК , программы: Simple Mind, Coggle, Ayoa, https://www.mindmeister.com/ru/, Mindomo.
2. В центре изобразите центральный образ, картинка, одно-два слова), он должен быть ярким объектом, потому что он является центром внимания, основной целью создания вашей интеллект-карты. Желательно использовать три цвета, не более.
3. От центрального образа рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, ассоциации, свойства. Ветви можно изобразить цветным карандашом. Выбирайте спокойные цвета. Подписываем каждую ветвь одним, можно записать фразу.
4. Используем графические образы.
5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких ветвей – уточнение понятий, детализация свойств.
6. Связи между элементами ментальной карты показывайте стрелками.
7. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
Автор: Серкова Н.А.
Приложение 2
Как создать сайт для квеста? Это сделать довольно легко. Например на бесплатных платформах: jimdo, wix, tilda и множество платных.