Методические рекомендации «Вожатый в лагере»
Проработав вожатым в летнем пришкольном лагере, я сделала вывод, что эта работа не из лёгких. На протяжении всей своей практики я создавала положительную атмосферу в коллективе, тщательно следила за поведением детей, производила работу с родителями, помогала детям в их творческом развитии. В организационном периоде самыми трудными были первые два дня, так как дети были плохо знакомы друг с другом. Я старалась, чтобы первые дни посещения лагеря стали для них привычными и приятными. Организовать временный детский коллектив -- сложная, трудоемкая задача, т. к. он представляет собой социальную группу детей, собранных на основе общих целей и объединены одними задачами. Для подростков временный коллектив первоначально ассоциируется не только с временным пребыванием в кругу сверстников, а также с возможностью воплощения новой социальной роли в новом круге общения. В современном воспитании большое место отводится уникальности ребенка и его социальному месту, что и способна развить организация детей, собравшихся в коллектив на непродолжительное время.
В своей работе я использовала следующие педагогические методы:
педагогическое наблюдение;
беседа.
В воспитательном процессе работы с детьми мною были выделены такие качества как инициативность, активность, отзывчивость и пассивность, стеснительность. Самым стеснительным ребятам я старалась помочь, сделать их привыкание к лагерной жизни более приятным. Для этого я проводила беседы с этими ребятами, вовлекала в разговор более активных ребят. Самой главной проблемой, с которой столкнулись дети в лагере, было взаимоотношение с одним мальчиком, который всегда и во всем хотел быть первым, лидером, но, если у него это не получалось, он обижал остальных детей или дрался. С таким ребенком было трудно не только мне, воспитателю, но даже и другим сотрудникам лагеря. Ему было уделено особое внимание, были проведены беседы мной и другими педагогами, а также беседы с его родителями.
Главной задачей в организационный период было познакомить детей как можно ближе, создать дружескую атмосферу в лагере. Игры на знакомство помогли детям сблизиться и раскрыть взаимные интересы. Мне было не трудно найти общий язык с детьми. Знакомство прошло успешно. Главную задачу организационного периода, по моему мнению, мне удалось выполнить.
Педагогическая программа была сориентирована на специфику смены. Все мероприятие были тщательно разработаны. Помимо спортивных мероприятий были разработаны мероприятия, направленные на эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Развлекательные программы организованы на принципе доступности (каждый ребёнок мог выполнить то или иное задание). Каждый ребенок также имел возможность реализовать себя в соответствии со своими интересами. В результате прохождения практики я научился некоторым важным вещам: с ребёнком нужно говорить всегда, интересоваться успехами, трудностями, спрашивать, как у него дела. При этом нужно всегда предвидеть последствия своего вопроса. Ребёнок может все. Главное задать для него нужную мотивацию, выбрать правильный стимул. Я научилась слушать ребёнка, смотреть в корень проблемы, отбрасывая лишние детали. В своей работе я старалась использовать демократический стиль общения с детьми, старалась быть для детей наставником и другом. В планировании и организации деятельности детей в отряде я учитывала не только возрастные и физические особенности детей, их характер и темперамент, но и мнения и желания самих детей. Я считаю, что поставленные перед отрядом задачи выполнены, цели достигнуты в полном объеме.
Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Одной из направленностей программы лагеря – экологическая. Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Детям необходим не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями.
Чем я и воспользовалась: проводила познавательные экскурсии в пришкольной участок.
Любой экскурсии предшествует подготовительная работа: знакомство с темой и целью работы, список необходимых пособий и оборудования, требования к одежде и обуви.
Правила работы и поведения во время экскурсии:
1.Работать, не отклоняясь от плана.
2.Соблюдать аккуратность в работе.
3.Охранять природу от уничтожения.
4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память.
5.Соблюдать во время экскурсии правила поведения в природе и во время экскурсии.
Первая экскурсия на пришкольный участок была ознакомительная, проговорила про правила поведения в природе, какое снаряжение должна иметь отряд от поставленных задач. Провела инструктаж по технике безопасности. Ознакомила ребят с историей создания пришкольного участка, с древесными и травянистыми растениями, произрастающими в школьном дендрарии.
После экскурсии провела индивидуальную работу с отрядом с целью помочь проанализировать полученные результаты.
Поощрения и награды отряда и вожатого
1 место в конкурсе рисунков «Одежда для сказочных героев»
2 место в викторине по сказкам А.С. Пушкина
1 место в викторине «Красный, желтый, зеленый»
1 место в конкурсе необычной живописи
1 место в конкурсе «Спаси планету!»
2 место в малых олимпийских играх (командное первенство)
Наиболее интересным за время работы для меня стало, конечно, общение с детьми. Мы установили с ними доверительные отношения, дружеская обстановка в нашем коллективе способствовала этому. Мы подготавливали различные дела, участвовали в соревнованиях, активно отдыхали в свободное от режимных моментов время. Контингент ребят отличался разнообразностью: отдыхали дети, как из благополучных семей, так и из неблагополучных. Поэтому, приходилось находить индивидуальный подход к каждому ребёнку и стараться создавать комфортную обстановку для всех детей в отряде. На протяжении всего периода смены я старалась сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в своём отряде, развивала интересы детей в понравившихся им видах деятельности, совершенствовала их творческие способности, а также внимательно следила за их здоровьем.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится в работе с детьми.
Летняя педагогическая практика имеет большое значение в профессиональном образовании, так как помогает закрепить полученные психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки. Работа с детьми приносит огромный эмоциональный заряд и огромную отдачу, не только ты чему-то учишь детей, но и от них можно многому научиться. Я получила удовольствие от прохождения летней педагогической практики, мне понравилась работа с детьми, ответственность. Понравилось проявлять свои творческие способности, самой участвовать в мероприятиях. Это повышало мой авторитет в глазах детей, сплачивало наш отряд. Понравилось помогать детям, проявлять свои способности, разбираться в их душевных переживаниях. Практика дала мне много профессионального и жизненного опыта.
В течение работы лагеря велась просветительская работа с родителями и воспитанниками. На сайт школы размещалась информация о работе лагеря, проводимых мероприятиях, достижениях воспитанников. На стендах была размещена необходимая информация, в том числе с номерами телефонов специальных служб, планом работы лагеря и программными мероприятиями. В результате проведённого анкетирования детей и их родителей было установлено, что удовлетворены условиями обслуживания, воспитательно-оздоровительными мероприятиями, работой персонала 100% родителей и воспитанников лагеря.
После работы в летнем лагере могу сказать, что ребенок имеет право
•на медицинское обслуживание, достойное жилье, полноценное питание и развлечения;
•на уважение и внимание к себе;
•при любых обстоятельствах получить защиту и помощь;
•на успех;
•быть выслушанным и принятым всерьез;
•быть ответственным за свои ошибки.
Ребенок обязан:
•соблюдать установленный в ДОЛ режим дня;
•соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой одежды и обуви, хранить личную одежду в гардеробах (шкафах);
•уважительно относиться ко всем жителям ДОЛ, вне зависимости от возраста, пола и социального статуса;
•бережно относиться к имуществу лагеря;
•соблюдать правила общественного порядка, противопожарной и личной безопасности;
•в случае чрезвычайной ситуации (землетрясение, обнаружение задымления, возгорание, обнаружение подозрительных посторонних предметов) немедленно сообщить вожатому или любому сотруднику лагеря и покинуть здание в соответствии с планом эвакуации.
Вожатый имеет право:
*знакомиться с проектами решений администрации ДОЛ, касающихся его деятельности;
*вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности ДОЛ и совершенствованию методов работы по вопросам, находящимся в его компетенции;
*вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности ДОЛ недостатков;
*запрашивать информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Вожатый обязан:
*обеспечение выполнения детьми санитарно-гигиенических норм;
*обеспечение неукоснительного соблюдения детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
*организация обязательного участия отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях;
*организация дежурства детей в жилых корпусах, столовой, на закреплённой за отрядом территории лагеря;
*слежение за чистотой и порядком в комнатах. Организация влажной уборки помещений.
*составление отрядного плана работы, согласованного со старшим вожатым, и отчёт о его выполнении;
*участие в организации и проведении общелагерных мероприятий;
*вожатый несёт персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей.