Статья «Из опыта работы в летнем лингвистическом лагере»
В качестве вступления хочется порассуждать на тему летних каникул в российских школах. Да, именно в российских, так как продолжительность летних каникул в разных странах варьируется. К примеру, в Англии каникулы для школьников начинаются в последнюю неделю июля. Получается, что британские школьники учатся примерно на месяц дольше, чем российские. И мне как учителю порой действительно кажется, что 3 месяца - это слишком долго, а как часто в сентябре тяжело настроить учеников на учебный процесс, ну все забыто! Выход есть! В настоящее время существует огромное количество летних оздоровительных детских лагерей, в том числе, узко-профильных, например, лингвистических, где дети могут провести время с пользой. В одном из таких лагерей мне посчастливилось работать еще задолго до введения коронавирусных ограничений, и я хотела бы поделиться своим опытом.
Я всегда с большим интересом отношусь к новым проектам и идеям. Поэтому, когда директор тульского Бизнес-лицея пригласил меня принять участие в проекте "Летний Лингвистический Лагерь", я с удовольствием откликнулась. Сначала мы имели дело с еще не оформленными мыслями, идеями, планами. Концепция была такова: в течение 10 дней дети в возрасте от 8 до 16 лет отдыхали за городом на базе детского оздоровительного лагеря, параллельно совершенствуя свой английский за счет 3 часов занятий, а также одного мероприятия на языке в день. Помимо этого английский язык должен максимально использоваться в ежедневном общении. Поняв концепцию лагеря, я начала заниматься разработкой непосредственно программы занятий. Я работала в лингвистическом лагере несколько смен за лето на протяжении нескольких лет, и каждый раз программа совершенствовалась. В итоге были созданы и печатались в типографии дневники, которые дети заполняли на занятиях. Они включали в себя следующую информацию: о себе, содержание уроков (7 занятий), справочный материал, странички для записи новой лексики и грамматических структур, отзывы о лагере и телефонная книга для записи контактов друзей. Отдельно составлялась книга для учителя.
Тематическое содержание менялось каждые 3-4 смены, так как некоторые дети приезжали на несколько смен и возвращались на следующий год. Все отдыхающие лагеря, обычно это 25 человек, делились на 2 группы по возрасту и уровню владения языком и каждая группа обучалась по своей программе.
В целом, каждое занятие, имело следующие ступени:
1. Скороговорка или стихотворение для совершенствования произносительных навыков. Здесь мы могли себе позволить подольше позаниматься произносительной стороной речи, так как на уроках обычно не хватает на это времени. Мы соревновались в быстром прочтении, имитировали британское и американское произношения, выражали различные эмоции. Детям очень нравился этот этап урока.
2. Аудирование. Текст для него выбирался в зависимости от темы. Обычно тексты были направлены на расширение кругозора учащихся и углубляли школьную программу. Англоговорящие страны, праздники, знаменитости, увлекательные места мира и т.д. Задания на аудирование всегда были разнообразными, направленные на развитие всех умений аудирования.
3.Чтение. Здесь, опять же, развивались все умения чтения, подбирались в основном, аутентичные тексты, журнальные и газетные статьи, викторины, интервью и многое другое. Дети узнавали много лексики, которую выписывали в свои дневнички. Некоторые диалоги мы инсценировали, фрагменты рассказов заучивали и использовали на мероприятиях.
4. Устная речь. Это, пожалуй, тоже одна из любимых ступеней урока, так как часто мы устраивали ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, а отсутствие ограничения времени позволяло высказаться каждому ребенку, что очень ценно.
5. Просмотр фильма. Обычно это короткометражный фильм 10-20 минут. Перед просмотром фильма детям предлагалось выполнить задания на предвосхищение содержания, а по окончании просмотра выполнялись задания на понимание содержания и последующее обсуждение. Мы часто писали отзывы о фильме и делились своим мнением. В группах помладше дети смотрели мультфильмы.
6. Песня. В завершении занятия мы всегда знакомились с песней и пели ее. Песня обычно включала задание на заполнение пропусков и подбиралась в соответствии с возрастом и интересами учеников. Иногда дети интересовались, кто исполнитель данной песни и его биографией или историей создания песни. Некоторые песни особенно полюбились ребятам. Мы пели их на концертах.
Помимо основных ступеней урока, у учителя всегда в запасе были так называемые Fun activities (задания для развлечения): анекдоты. юмористические истории, игры, викторины, поделки и многое другое. Так что детям некогда было скучать на уроках. Также мы часто составляли распорядок дня и меню на английском языке, что также обогащало словарный запас детей.
Теперь немного о распорядке дня.
8.00 -подьем
8.10 -зарядка ( на английском)
8.30 - завтрак
9.00 - уборка комнат, подготовка к занятиям
10.00 - уроки
3 часа с перерывом 15 минут на кофебрейк
13.00 -обед
14.00 тихий час
16.00 медицинские процедуры ( назначаются каждому ребенку по прибытии в лагерь в зависимости от состояния здоровья)
16.30 полдник и подготовка к мероприятию на английском языке
18.00 мероприятие
19.30 ужин
20.00 дискотека
21.00 подведение итогов дня (английский)
21.30 отбой
Помимо занятий ежедневно мы проводили различные мероприятия: спортивные состязания, веселые старты, соревнования, турниры, купание на Оке, пешие походы в лес, большой костер. шоу-программы и др.
Отдельно хочется отметить мероприятия на английском. Вот лишь некоторые из них: "Brainy Teens" ("Умные подростки"), "Robin Hood arrows" ( Стрелы Робин Гуда", "Miss Oka" ( Мисс Ока", "Gentlemen show" ("Шоу Джентльменов"), "New Wave" ("Новая Волна").
В этих конкурсах были задействованы все без исключения дети, каждый имел возможность проявить себя. Кто-то как лидер и вдохновитель, кто-то как отличный дизайнер и оформитель, другой как блестящий организатор или ведущий.
Помимо мероприятий 3 раза за смену дети ездили на экскурсии в окрестные музеи и совершали прогулку по Оке. В конце смены детям вручались сертификаты о прохождении курса обучения и устраивался большой костер.
Детские эмоции и чувства представлены на огромном количестве фотографий, сделанными как воспитателями. так и самими ребятами. Некоторые из них я прикладываю к статье.
В заключении хотелось бы сказать, что директор лагеря и 2 воспитателя, которые работали с детьми, так же с большой пользой и интересом проводили время, так как это отличная возможность реализовать свой творческий потенциал и на этапе разработки уроков и мероприятий, и на этапе их проведения, и при общении с детьми, возможность приобрести опыт внешкольной работы. Все разработки можно использовать при работе в летних школьных лагерях дневного пребывания.