Опыт работы лагеря дневного пребывания «Эколог и Я»

1
0
Материал опубликован 9 July 2019

ОПЫТ РАБОТЫ

лагеря дневного пребывания «Эколог и Я»

при МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа г.Стерлитамак РБ

(01.06.19-27.06.19 гг.)

 

Организация летних оздоровительных лагерей – одна из интереснейших и важнейших форм работы с учащимися во время летних каникул. Основная задача лагеря дневного пребывания – организация свободного времени учащихся, их отдыха и укрепления здоровья в летний период.

На базе МАУ ДО «Детский экологический центр» городского округа г.Стерлитамак РБ с 01 по 27 июня 2019 года работал летний лагерь с дневным пребыванием «Эколог и Я». Срок работы лагеря составлял 21 день. Режимом дня было предусмотрено, что дети будут находиться в лагере с 09.00 до 14.30. Было организовано двухразовое питание. Меню было согласовано и утверждено в соответствии с санитарно-гигиенические требованиями к организации лагеря дневного пребывания.

Лагерь посещали 75 детей в возрасте от 7 до 14 лет включительно. При планировании работы предполагалось привлечение детей из малообеспеченных и многодетных семей:

- дети из многодетных семей – 10 уч-ся

- дети из неполных семей – 12 уч-ся

- дети из малообеспеченных семей – 7 уч-ся

- дети, находящиеся под опекой – 2 уч-ся.

Численность работников лагеря, включая начальника лагеря, педагогов-воспитателей и технического персонала, составила 9 человек. Все работники лагеря прошли медицинский осмотр и инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Лагерь работал в соответствии с программой деятельности лагеря с дневным пребыванием «Эколог и Я» по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

Педагоги-воспитатели работали над реализацией следующих целей и задач:

Цель: создание благоприятных условий для укрепления здоровья учащихся, включение детей в социально значимую, творческую деятельность, формирования у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране своего края.

Для достижения поставленной цели были разработаны и утверждены следующие документы:

Положение о пришкольных лагерях МАУ ДОД «ДЭЦ».

Программа деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием «Эколог и Я» по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

План мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием «Эколог и Я».

Режим дня летнего лагеря с дневным пребыванием «Эколог и Я».

Должностные инструкции начальника лагеря, педагога-воспитателя, вожатого.

Обеспечено методическое сопровождение:

Методический материал, соответствующий программе деятельности лагеря по организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

Реквизиты для проведения командных дел;

Диагностический материал для отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности учащихся лагеря, подведения итогов, обеспечения гласности достигнутых успехов и результатов.

Перед педагогическим коллективом ЛДП «Эколог и Я» были поставлены следующие задачи:

Воспитать ответственное, бережное отношение к окружающему миру, природе родного края через целенаправленную работу по формированию экологической культуры.

Воспитать патриотизм, чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к великим свершениям прошлого и настоящего, сформировать общечеловеческие ценности, углубить знания об истории и культуры России и родного края.

Сформировать личность, через практическую творческую деятельность, развить художественно-творческие способности, а также расширить общий кругозор в процессе приобщения учащихся к искусству и творчеству.

Сохранить и укрепить здоровье участников смен, сформировать правильное отношение к здоровому образу жизни, путем вовлечения их в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Сформировать бережное отношение к окружающему миру, историческому, природному и культурному наследию родного края, популяризация активного здорового образа жизни средствами туризма и краеведения.

В ЛДП «Эколог и Я» было сформировано 6 отрядов: «Морской отряд», «Веселые морячки», «Морской узел», «Морская волна», «Морской бриз», «Морской узел».

Реализация задач осуществлялась по плану в форме «путешествия» по материкам нашей планеты. Название каждого материка соответствовало тематике дня: «Знакомство», «ПДД», «Талант», «Юннат», «Эколог», «Безопасность», Нептун», «ЗОЖ», «Мир кино», Россия», «Спорт», «Культура», «Дружба», «Семья», «Всезнайка», «Патриот», «Герои», «Чемпион», «Путешествие», «Прощание» и др. Пункт назначения материка имел единую направленность, все дела дня были объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) – экскурсии, экологические акции, а вторая половина дня – кружковая работа в объединениях, спортивные игры и соревнования. Путешествие по материкам придало эмоциональную окраску всему происходящему, создало атмосферу сотворчества, учила, помогала общаться.

Для реализации задач летнего оздоровительного лагеря в полном объеме использовались также такие формы как экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, викторины, беседы.

Деятельность в лагере осуществлялась по следующим направлениям:

- эколого-биологическая;

- гражданско-патриотическая;

- художественно-творческая;

- физкультурно-оздоровительная;

- кружковая.

Эколого-биологическая. Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации учащихся за счет включения их в конкретно значимую деятельность.

ЛДП «Эколог и Я» – это хорошая возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Также общение детей с природой дает возможность оздоровления, общения друг с другом и окружающей средой.

Проведение мероприятий и природоохранных акций по охране природы является важным направлением в ЛДП «Эколог и Я».

Было проведено несколько мероприятий, направленных на повышение экологических и природоохранных знаний детей. Экологическая игра «Экологическая тропа» подняла проблему охраны окружающей среды, экологический марафон «Мир глазами эколога» расширил экологический кругозор обучающихся, развил соответствующие знания, умения и навыки. Турнир юных экологов «Свалка по имени Земля» помог осознать, что человек - это часть природы. Викторина «В мире животных», помогла узнать много интересного о башкирских животных и птицах.

Развлекательное мероприятие «Праздник Нептуна», посвящённое Всемирному дню океанов развил творческие и коммуникативные способности детей, воспитал искренние, добрые отношения, проявил фантазию учащихся.

Ребятам очень понравился этот праздник, так как сценарий праздника был разнообразен - "кричалки", конкурсы, выступления. Дети отвечали на вопросы, показывали свое остроумие, знания и смелость.

«Посвящение в экологи» – одно из традиционных мероприятий в жизни ЛДП «Эколог и Я», которое проводится ежегодно. Оно приурочено к Всемирному Дню охраны окружающей среды». В экологи посвящаются те, кто любит и ценит природу, заботится об окружающем мире, готов посвятить себя защите и охране окружающей среды. Ребят знакомят с обязанностями, которые на них возлагаются вместе с присвоением им звания «Эколог».

Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь­ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. В процессе экскурсий и экологических акций у детей формируется осознанное отношение к природе, чувство заботы и ответственность в деле охраны природы. Все это они проявили через экоакции и экорейды «Чистый берег» (р.Ашкадар), «Малым реками и родникам - нашу заботу», «Стерлитамак – чистый город».

Театрализованное кукольное представление «Почему земля плачет», посвящена правилам поведения в природе. Ребята показали сказку, и все хорошо усвоили, что нельзя засорять места, где ты отдыхаешь, рвать целыми охапками цветы, разводить костры, разорять гнезда птиц.

Ребята совместно с педагогами-воспитателями выпустили экологические листовки и буклеты: «Берегите лес от пожара!», «Сохраним Шиханы!», «Берегите Землю, берегите!», провели конкурс поделок из пластика и участвовали во Всероссийском конкурсе детских работ из пластиковых бутылок «Чудеса из пластика!», где Фаткуллин Данис стал Дипломантом I степени и совместно с педагогом-воспитателем Фаткуллиной В.З. смастерил хрустальную туфельку из пластика.

Уделялось внимание контролю со стороны педагогов-воспитателей по использованию детьми мусорных урн. В мероприятиях были задействованы все дети, поскольку природоохранная деятельность заинтересовала каждого.

Физкультурно-оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Поэтому на протяжении всей смены ЛДП «Эколог и Я» большое внимание уделялось здоровому времяпрепровождению детей. Ежедневно проводились инструктажи по технике безопасности: инструктаж по ТБ и правилам поведения в лагере, противопожарный инструктаж, «Безопасный путь в лагерь» (поведение на дороге), «Предупреждение бытового травматизма», «Правила поведения в природе», «Правила электробезопасности», «Правила поведения детей на воде»,

«Пожарная безопасность в помещении, во дворе, «Один дома», «Правильная работа за компьютером», «Интернет-безопасность», «Безопасность в моём доме», «Правила поведения в лесу», «Спички детям не игрушка», «Мой друг – велосипед» - о правилах ПДД, «Осторожно – ДОРОГА!», «Правила поведения в быту», «Инструктаж по ТБ и ПДД в летний период времени».

Воспитательное мероприятие «Дорожная азбука» было направлено на закрепление знаний основных правил дорожного движения, назначение светофора и дорожных знаков, а также предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Радует то, что дети очень внимательно слушали и отвечали на вопросы, что они правильно ориентируются по сигналам светофора и подружились с дорожными знаками. В конце мероприятия все учащиеся произнесли клятву пешехода и обещали всегда соблюдать ПДД.

Также ежедневно проводились профилактические беседы на тему: «О питьевом режиме летом», «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге», «Учимся владеть собой», «Ожоги и их предупреждения. Первая доврачебная помощь при получении ожога», «Большая опасность от маленьких клещей», «Правила поведения и действия во время общения с незнакомыми», «Болезни грязных рук», «Берегите зрение», «Вредные привычки», «Пивной алкоголизм», «Первая помощь при укусах насекомых», «О вреде курения», «Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах и ранах», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», «Драться или не драться?», «Права и обязанности», «Твой режим дня на каникулах».

Проводилась тренировка по противопожарной эвакуации, конкурс рисунков и плакатов «Любимый вид спорта», раздавались буклеты «Мы - за здоровый образ жизни». Был организован просмотр видеофильмов «Безопасность на дорогах», «Поведение на воде», «Курение – вред» и др.

Каждое утро с детьми проводили оздоровительную физическую зарядку. Постоянно осуществлялся контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи. Ни одного дня не проходило без подвижных игр на свежем воздухе.

В детском лагере без спорта не обойтись. Детям необходимо двигаться, бегать, играть. Лучший способ физического воспитания – направить их энергию в нужное русло. Для этого педагогами-воспитателями разработаны различные мероприятия спортивного и оздоровительного характера, в которых были задействованы все учащиеся: «Мы за здоровый образ жизни!», «Веселые старты», квест-игра «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», спортивный марафон «Я выбираю жизнь». Подвижные игры: баскетбол, бадминтон, пионербол. Такие спортивные игры укрепляют дружбу, создают благоприятные условия для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития.

С целью оздоровления детей и профилактики заболеваний в ЛДП «Эколог и Я» предусмотрены посещение бассейна «Ольховка», фитнес-центра «Спринт» и боулинг-клуба «Страйк», где дети закаливают свой организм и укрепляют свое здоровье.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Воспитание нравственности и патриотизма в ЛДП «Эколог и Я» заключалось в проведении серии мероприятий, связанных со становлением личности патриота.

День России – праздник особенный. Это праздник нашего единения во имя процветания Родины, это праздник нашей гордости за нашу страну. Проведен час патриота «Россия многонациональное государство», в ходе которого ребята говорили о России, её государственных символах, о малой родине и о долге гражданина. В ходе мероприятия звучали стихи и пословицы о Родине.

Все команды приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте «Моя Россия». Все очень старались, и рисунки получились очень интересные. Ребята говорили о большой любви к своему родному краю, который является частицей большой Родины.

Рыцарский турнир «Моя страна – моя Россия» получился интересным, познавательным и увлекательным! Учащиеся познакомились с культурным наследием средневековой эпохи, а такие конкурсы, как «Шифровка», «Пасть дракона», «Самые умные рыцари» и многие другие воспитали у учащихся любовь к Родине, стремление служить Отечеству, доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, привитие этических норм поведения.

Кто такой патриот и что такое верность Родине мы узнали, посетив военно-патриотическое объединение «Отечество». Там ведется работа по следующим направлениям: формирование активной жизненной позиции молодого поколения, нравственно-патриотическое воспитание, обучение основам военного дела и подготовка к службе в вооруженных силах. Ребятам ЛДП «Эколог и Я» были показаны выступления по рукопашному бою, стрельба из пневматического оружия, разборка и сборка автомата и многое другое. В восторге были не только мальчики, но и девочки. Каждый хотел попробовать собрать автомат, задавали много вопросов на военную тему, многие захотели в дальнейшем связать свою судьбу с военной службой.

Дни памяти никогда не проходят формально, события этого дня затрагивают душу каждого ребенка. Посетив центральную городскую библиотеку, в которой было организовано мероприятие «Память в камне», ребята отметили, что они одновременно испытали чувство скорби по погибшим и чувство гордости за подвиг своего народа. Это самый трогательный, грустный и одновременно торжественный день смены.

Также ко дню Памяти и скорби была организована экскурсия «Они сражались за Родину» в парк Жукова и к мемориальной доске с именами девяти стерлитамаковцев – ликвидаторов чернобыльской катастрофы.

В ходе конкурса «Нас война отметила меткой особою…» звучали стихи  и песни о  Родине,  дети участвовали в викторине, показывая свои знания  и узнавая ещё очень много интересного, отгадывали загадки, принимали участие в играх. Все дети были очень заинтересованы, задавали интересующие их вопросы.

Все ребята активно приняли участие в конкурсе рисунков «Живи и помни». Все очень старались, и рисунки  получились  очень  интересные, причем каждый ребенок говорил  о  большой  любви  к  своему  родному  краю,  который  является  частицей  большой  Родины.

Важным направлением воспитательной работы в лагере дневного пребывания «Эколог и Я» является кружковая деятельность, объединяющая учащихся по интересам в малые группы (команды).

Развитию творческого потенциала каждого из учащихся педагогический коллектив уделяет большое значение. Поэтому в ЛДП «Эколог и Я» реализуются следующие программы: «Эковалеология», «Экология и театр», «Творческая мастерская», «Мой друг рядом», «Экологическое краеведение».

Проводилось много различных мероприятий, с учетом значимых дат 2019 года. 2019 год в России и республике Башкортостан объявлен годом Театра. В связи с этим в лагере дневного пребывания «Эколог и Я» функционировали программы объединений «Экология и театр», «Творческая мастерская», которые направлены на развитие творческого и интеллектуального потенциала личности.

2019 год также приурочен к 100-летию дополнительного образования,100-летию здравоохранения Республики Башкортостан, 100-летию образования Республики Башкортостан, 100-летию Башкирского драматического театра, 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима и др. Проводились следующие мероприятия:

- спортивная игра на свежем воздухе «Быстрее, выше, сильнее», посвященная 100-летию здравоохранения РБ;

- участие в городских мероприятиях образовательных учреждений города «Сабантуй», «Стартакиада», «Турляндия», приуроченных к 100-летию дополнительного образования;

- конкурс фотоколлажей «Моя Башкирия», посвященная 100-летию образования Республики Башкортостан;

- экскурсия в русский драматический театр, просмотр спектакля, посвященная 100-летию Башкирского драматического театра;

- экскурсия в городскую библиотеку «По страницам произведений Мустая Карима», посвященная 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима;

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки. Ребята в ЛДП «Эколог и Я» поливали клумбы и грядки, окучивали, пололи, подметали территорию ДЭЦ, дежурили в столовой и отрядах, занимались дизайном и благоустройством цветников, работали в дендрарии, кормили животных в зоопарке.

Экскурсия в лодочную станцию, пожарную часть №40 способствовала формированию благоприятного общественного мнения и пропаганды среди учащихся рабочих профессий. Профессия пожарного и спасателя привлекательна тем, что в ней нет однообразия, это профессия мужественных людей способных на подвиг. И они очень подробно рассказали о своей сложной работе, проявив у учащихся явный интерес к своим профессиям.

Таким образом, поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы педагогов-воспитателей и учащихся. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы на каждый день. Анализ содержания мероприятий показал достаточно высокий уровень познавательного потенциала. Дети получили массу положительных эмоций. Грамоты, призы, игры, соревнования, – все это способствовало улучшению психосоматического здоровья детей. Результаты бесед с учащимися и анкетирование показало, что работа лагеря «Эколог и Я» удовлетворила запросы родителей и детей по организации полноценного отдыха в летний период. По итогам работы ЛДП можно говорить о хорошем уровне организации воспитательной и оздоровительной работы с детьми в рамках лагерной смены. Разумно организованный отдых укрепил здоровье детей, закалил их физически, расширил кругозор. Отличная работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. За время пребывания в лагере ребята очень сдружились.

Отдых и оздоровление детей в лагере дневного пребывания «Эколог и Я» при МАУ ДО «ДЭЦ» прошли без чрезвычайных ситуаций, серьезных нарушений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.