12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ольга244
Россия, Челябинская обл., Копейск
Материал размещён в группе «Интересное в информатике!»

Информатика 8 класс

Урок 5

Тема: Определение количества информации

Цель: Научить определять количество информации, которое несет информационное сообщение.

Основные понятия:

Количество информации, формула зависимости количества информации от числа возможных сообщений, содержательный подход

Умения:

определение количества информационных сообщений

определение количества информации

Ход урока:

Проверка знаний, умений, навыков

Индивидуальные карточки

Карточка 1.

1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода

2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?

3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт

б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 1000ГБ 1ТБ

Карточка 3

1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык

2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2 МБ 2000КБ

Опрос класса.

Проверка домашней работы

Вопросы:

Сравните: 16 бит 3 байта

4 байта 42бит

2,5 байта 20 бит

1204 КБ 1 МБ

1000ТБ 1ГБ

2. Объяснение нового материала

Еще раз повторим, что такое бит.

Вспомним монетку. У нее две стороны. Два варианта, которые могут выпасть. Это орел и решка. Какое количество информации мы получим, если выпадет решка? если орел?

Очень часто вариантов бывает намного больше, чем два. Например, представим книжный шкаф, у которого 8 полок. На какой-то одной полке лежит книга. Надо узнать на какой именно полке. Сколько возможных вариантов ответов может быть? (8)

Теперь давайте попробуем узнать, сколько информации несет сообщение о том, на какой полке лежит книга.

Вспоминаем, бит, это количество информации, которое мы получаем при выборе одного из двух альтернативных вариантов.

Давайте попробуем путем вопросов, на которые мы можем ответить «да - нет», узнать, где полка.

При этом выберите самый короткий путь. Мы можем спрашивать о каждой полке. Мы можем попасть пальцем в небо, угадать. Но при этом количество информации останется тоже самое.

Итак задаем последовательно вопросы, которые уменьшают нашу неопределенность ровно в два раза.

Какой вопрос вы предложите?

Книга лежит выше 4-ой полки?

Книга лежит выше 6-ой полки?

Книга лежит ниже 7-ой полки?

За каждое сообщение мы получили 1 бит, а в сумме количество информации в сообщении равно 3 битам.

Пример «Самолеты»

Спросим к мужчины, какой самолет летит в Турцию, используя варианты да и нет.

Из двух вариантов – 1 бит

Из 4-х 2 бит

Из 8 3 бит

Существует формула зависимости количества информации, которое несет сообщение от количества возможных вариантов.

Найдем ее в учебнике. N=2I

N – количество возможных информационных сообщений, I – количество информации, которое несет одно сообщение.

Вернемся к полкам. Используя формулу. найдите количество информации, которое несет сообщение, о том, где лежит книга.

N равно 8, 8=2ст3

I =3 бит

Задача 5.

Домашнее задание: п.1.3.2. придумать по две задачи по теме.

Практическая работа.

Опубликовано в группе «Интересное в информатике!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.