Урок информатики в 8 классе «Определение количества информации»
Информатика 8 класс
Урок 5
Тема: Определение количества информации
Цель: Научить определять количество информации, которое несет информационное сообщение.
Основные понятия:
Количество информации, формула зависимости количества информации от числа возможных сообщений, содержательный подход
Умения:
определение количества информационных сообщений
определение количества информации
Ход урока:
Проверка знаний, умений, навыков
Индивидуальные карточки
Карточка 1.
1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода
2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?
3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт
б) 14 бит 14 байт
Карточка 2
1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык
2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?
3. Сравните: а) 38МБ 38КБ
б) 1000ГБ 1ТБ
Карточка 3
1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык
2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?
3. Сравните: а) 1 байт 32 бит
б) 2 МБ 2000КБ
Опрос класса.
Проверка домашней работы
Вопросы:
Сравните: 16 бит 3 байта
4 байта 42бит
2,5 байта 20 бит
1204 КБ 1 МБ
1000ТБ 1ГБ
2. Объяснение нового материала
Еще раз повторим, что такое бит.
Вспомним монетку. У нее две стороны. Два варианта, которые могут выпасть. Это орел и решка. Какое количество информации мы получим, если выпадет решка? если орел?
Очень часто вариантов бывает намного больше, чем два. Например, представим книжный шкаф, у которого 8 полок. На какой-то одной полке лежит книга. Надо узнать на какой именно полке. Сколько возможных вариантов ответов может быть? (8)
Теперь давайте попробуем узнать, сколько информации несет сообщение о том, на какой полке лежит книга.
Вспоминаем, бит, это количество информации, которое мы получаем при выборе одного из двух альтернативных вариантов.
Давайте попробуем путем вопросов, на которые мы можем ответить «да - нет», узнать, где полка.
При этом выберите самый короткий путь. Мы можем спрашивать о каждой полке. Мы можем попасть пальцем в небо, угадать. Но при этом количество информации останется тоже самое.
Итак задаем последовательно вопросы, которые уменьшают нашу неопределенность ровно в два раза.
Какой вопрос вы предложите?
Книга лежит выше 4-ой полки?
Книга лежит выше 6-ой полки?
Книга лежит ниже 7-ой полки?
За каждое сообщение мы получили 1 бит, а в сумме количество информации в сообщении равно 3 битам.
Пример «Самолеты»
Спросим к мужчины, какой самолет летит в Турцию, используя варианты да и нет.
Из двух вариантов – 1 бит
Из 4-х 2 бит
Из 8 3 бит
Существует формула зависимости количества информации, которое несет сообщение от количества возможных вариантов.
Найдем ее в учебнике. N=2I
N – количество возможных информационных сообщений, I – количество информации, которое несет одно сообщение.
Вернемся к полкам. Используя формулу. найдите количество информации, которое несет сообщение, о том, где лежит книга.
N равно 8, 8=2ст3
I =3 бит
Задача 5.
Домашнее задание: п.1.3.2. придумать по две задачи по теме.
Практическая работа.