Урок информатики в 10 классе «Автоматическая обработка информации»
МБОУ «ССОШ №1»
Конспект урока информатики
на тему
«Автоматическая обработка информации»
Учитель: С.В. Мамченко .
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Тема: Автоматическая обработка информации.
Класс: 10
Цели урока
Обучающая – сформировать знания обучающихся об автоматической обработке информации на примере машины Поста.
Развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся.
Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.
Обеспечение урока
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов
Презентация «Автоматическая обработка информации».
Проектор
По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала через решение учебной задачи, первичное закрепление и самостоятельную работу с самопроверкой, рефлексию, домашнее задание.
Для актуализации знаний по теме предыдущих уроков «Обработка информации и алгоритмы» используется тест из пяти вопросов. Учащиеся выполняли тест индивидуально.
Главная дидактическая задача этапа изучения нового материала через решение учебной задачи – продолжить формирование понятия обработки информации и познакомиться с автоматической обработкой информации на примере машины Поста. На этом этапе урока организуется обучение в сотрудничестве (учащихся и учителя, учащихся друг с другом), используется мультимедийная слайдовая презентация
Цель этапа первичного закрепления и самостоятельной работы с самопроверкой – это анализ уровня первичного усвоения учащимися нового учебного материала. Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.
Рефлексия – это возможность каждого ученика оценить успешность своей работы на уроке, формирование у учащихся объективной самооценки результатов их деятельности. Ведь самооценка – это один из сложных вариантов оценивания работы: оцени себя сам. Рефлексия позволяет дать оценку достижению цели урока и наметить план дальнейшей учебной работы.
На дом учащимся можно предложить дифференцированные задания на составление программ на машине Поста.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Актуализация знаний и постановка целей урока |
Приветствие - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем рассматривать тему: «Автоматическая обработка информации». Цель урока – познакомиться с автоматической обработкой информации на примере машины Поста. (Слайд 1) - Запишите в тетрадь число. На дом вам было задано учить теорию в тетради. Сейчас нужно будет написать тест. Вопросов не много, пять минут вам вполне хватит. |
Готовятся к уроку. |
Познавательные УУД: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках Личностные УУД: - осознание своих возможностей, формирование навыков самоорганизации Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Записывают в тетради число |
|||
Проверочная работа (тест) Приложение 1. |
Пишут тест |
||
Теперь ещё раз мне скажите, что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель, для достижения конкретного результата). (Слайд 2) |
Отвечают на вопрос |
||
Изучение нового материала |
(Слайд 3) В 30-х годах ХХ века возникает новая наука – теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм. |
Познавательные УУД: - расширение представлений об обработке информации с получением нового содержания
Личностные УУД: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
Коммуникативные УУД: - умение работать в группах Познавательные УУД: - расширение представлений об автоматической обработке информации. Личностные УУД: -развитие внимания, памяти, воображения, кругозора. Коммуникативные УУД: - умение выражать свою позицию |
|
(Слайд 4) Английский учёный Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название «машина Тьюринга». По замыслу Тьюринга, его «машина» является универсальным исполнителем обработки любых символьных последовательностей в любом алфавите. - Как вы понимаете фразу – универсальный исполнитель? |
Подходит для решения любого алгоритма. |
||
Практически одновременно с Тьюрингом (1936-1937 гг.) другую модель алгоритмической машины описал Эмиль Пост. (Слайд 5) Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько проще в своём «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным случаем машины Тьюринга. Однако именно работа с двоичным алфавитом представляет наибольший интерес, поскольку, как вы знаете, современный компьютер тоже работает с двоичным алфавитом. |
|||
(Слайд 6) Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. - Под словом «программа» мы всегда будем понимать алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя – на языке программирования для данного исполнителя. |
|||
Рассмотрим архитектуру машины Поста. (Слайд 7) Имеется бесконечная информационная лента, разделённая на позиции – клетки. В каждой клетке может либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто). |
|||
Вдоль ленты движется каретка – считывающее устройство. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей. |
|||
(Слайд 8) Каретка является ещё и процессором машины. С её помощью машина может: - распознать, пустая клетка или помеченная знаком; - стереть знак в текущей клетке; - записать знак в пустую текущую клетку. Если произвести замену меток на единицы, а пустых клеток – на нули, то информацию на ленте можно будет рассматривать как аналог двоичного кода телеграфного сообщения или данных в памяти компьютера. |
|||
Существенное отличие каретки-процессора машины Поста от процессора компьютера состоит в том, что в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста – только последовательно. |
|||
(Слайд 9) Назначение машины Поста – производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты – результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки. |
|||
Теперь давайте рассмотрим систему команд машины Поста. Открываем учебники на странице 71 и смотрим Таблицу 2.1. Запись всякой команды начинается с её порядкового номера в программе – n. Затем следует код операции и после него – номер следующей выполняемой команды программы – m. (Слайд 10) |
Работают с учебником |
||
Рассмотрим пример программы решения задачи на машине Поста. Исходное состояние показано на рисунке стр.217. Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки. Программу см. в Таблице 2.2 стр.71. И давайте рассмотрим программу на слайде. (Слайд 11) |
Работают с учебником |
||
Подведём итог. Автоматическая обработка информации возможна, если: информация представлена в формализованном виде – в конечном алфавите некоторой знаковой системы; реализован исполнитель, обладающий конечной системой команд, достаточной для построения алгоритмов решения определённого класса задач обработки информации; реализовано программное управление работой исполнителя. |
Дают свои ответы |
||
Динамическая пауза |
Физкульминутка для снятия напряжения (Слайд 12) |
- выполняют упражнения для глаз для снятия их утомления |
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
Практическая работа (Слайды 13-17) |
Давайте выполним первое задание. - Выполнить на машине Поста программу: 1.v2 2. → 3 3. ! |
Делятся на группы по 2 человека |
Личностные УУД: - формирование логического и алгоритмического мышления. Коммуникативные УУД: - умение работать в группах |
Задание 2. - Выполнить на машине Поста программу: 1. v 2 2. → 3 3. ! |
|||
Задание 3. - Выполнить на машине Поста программу: 1. ↕ 2 2. ← 3 3. ! |
|||
Задание 4. - Выполнить на машине Поста программу: 1. ↕ 2 2. → 3 3. ? 2, 4 4. ↕ 5 5 → 6 6. ! |
|||
Задание 5. - Составить программу перевода информационной ленты машины Поста из начального состояния в конечное: 1. ← 2 2. v 3 3. ← 4 4. ↕ 5 5. ← 6 6. v 7 7. ← 8 8. ← 9 9. ! |
|||
Рефлексия |
Учитель задаёт вопросы: -Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? -О какой алгоритмической машине шла речь? -В чем заключается принцип её работы? -Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники? |
Отвечают на вопросы. Самооценива-ние. Выставление оценок. |
Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дача д/з |
Учитель даёт домашнее задание. §10, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, задания на раздаточных листах. Приложение 2. |
Записывают домашнее задание |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование умения планировать выполнение работы |
В течение урока поддерживалась доброжелательная рабочая атмосфера. Все этапы урока продуманы, соответствуют типу урока и работают на достижение цели.
Соблюдены все правила охраны труда и техники безопасности.
Презентация являлась наглядным сопровождением содержания урока. Просмотр слайдов чередовался сменой видов деятельности.
Считаю, что данный урок достиг цели. Были созданы условия для воспитания информационной культуры учащихся, развития логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно-следственных связей.
Основным критерием понимания учащимися нового материала стало то, что практически все учащиеся, обучаясь в сотрудничестве, были внимательны, точно излагали свои мысли и показали хорошие результаты в ходе проведения практической работы. Используя полученные знания, теоретические рекомендации и практический опыт составления программы для машины Поста, все учащиеся возможно предоставят к следующему уроку правильно выполненные задания.