Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Программа: Л.Л. Босова. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной школы.
Тема: Кодирование информации.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с азбукой Морзе, научить декодировать текстовую информацию, закодированную различными способами;
- развивающая: способствовать формированию навыков ввода информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.
Ход урока
Мотивация
Объявление «Детективному агентству требуются активные, любознательные, мыслящие помощники, которые умеют работать с информацией».
II. Повторение изученного.
Несколько уч-ся получают ребусы и работают самостоятельно.
Беседа
- Что такое информация?
- Как детективы, сыщики получают информацию?
- Являются ли природа источником информации? Какую информацию мы можем получить, посмотрев на эти картины? ( затронуть вопросы экологии; степь)
- Определите источник и приёмник информации.
Проверка ребусов и кроссвордов
-Как можно назвать все перечисленные объекты? ( носители информации)
Какие носители информации вы знаете?
III. Новая тема
Посмотрите на слайд. Тема нашего урока… ( пауза)
Итак, загадка первая. Все ребята должны догадаться как нужно вернуть тему урока в нужный вид. Ключ к загадке на ваших столах.
Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.
(У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).
Итак, тема нашего урока:
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Объяснение-демонстрация
Еще раз вспомним, как происходит передача информации (рис.1).
Рисунок 1. Передача информации.
Как вы думаете, почему ученик, услышав звук будильника, понимает, что ему пора просыпаться и собираться в школу?
Учащиеся (после обсуждения): Звонок будильника — условный сигнал для ученика. Он означает, что пора собираться в школу.
Учитель: Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы, например, сигнал, может быть световым, звуковым, электрическим, или в виде жеста, слова, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Школьный звонок собирает ребят на урок, или оповещает их о перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами требуется разработка кода.
Подберите однокоренные слова к слову КОД
Работа с учебником с. 25
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Выучите определение. Взаимопроверка. Работа в парах. Опрос.
Множество кодов прочно вошло в нашу жизнь (рис. 2). Какая информация может быть закодирована этими знаками?
Рисунок 2. В мире кодов.
Для общения в нашей стране используется код — русский язык.
Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих).
С помощью нотных знаков кодируется (записывается) любое музыкальное произведение.
Дорожные знаки – это сообщение водителю, закодированные при помощи символических рисунков.
- Какую закодированную информацию для водителей и пешеходов вы еще знаете?
Чтобы понимать язык улиц и дорог нужно учить хорошо ПДД и всегда их выполнять!
Физминутка «Светофор» (3 цвета: красный – тишина, желтый – хлопки в ладоши, зеленый – топанье ногами)
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Закрепление.
Рассматривается «Дело из Простоквашино» ( просматривают фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино»)
- Какой информационный процесс мы наблюдали?
- Какой способ кодирования информации мы видели?
Инд. задания ( 4 уч-ся за ПК)
Декодировать сообщение, заменить рисунки словами.
В качестве одного поучительного примера о том, что бывает, когда люди (источник и приемник информации) по-разному воспринимают сигналы, я перескажу вам сказку Джозеф Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо». Итак, в одном первобытном племени жила девочка по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья» (ее сокращенное имя – Таффи). Как-то раз Таффи с отцом отправились на рыбалку. Удочек тогда еще не было, и Таффин папа бил рыбу прямо копьем. Но – вот неудача – копье сломалось. По счастью, в это время мимо проходил незнакомец, и Таффи быстренько решила отправить его к маме за новым копьем. Правда, оказалось, что Незнакомец не знает языка Таффиного племени, но Девочку-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья это не смутило. Она решила все объяснить маме с помощью рисунка, на куске коры она нацарапала себя, папу со сломанным копьем, целое копье, Незнакомца, который это копье несет, бобров, мимо которых должен пройти Незнакомец, чтобы добраться до маминого жилища, и, наконец, маму с новым копьем. Таффи решила, что здесь все понятно.
Незнакомец тоже решил, что здесь – все понятно. Но ему было «все понятно» совершенно по-своему. Он решил, что отец Таффи – вождь, на которого напали враги и который зовет на помощь свое племя. За врагов Незнакомец принял бобров (видимо, на Таффином рисунке отличить человека от бобра было не просто). Незнакомец честно отнес рисунок маме. И той тоже было «все понятно». Но ей было «понятно» вот как: Незнакомец напал на ее мужа и проткнул его копьем, и еще целая шайка врагов (все-таки Таффи не мешает поучиться рисовать бобров так, чтобы они отличилась от людей!) готовится к нападению. Бедному Незнакомцу не поздоровилось! К счастью, в конце концов, все недоразумения разъяснились, и все кончилось благополучно.
Для нас интересно соотношение «смысл-данные». Таффи, Незнакомец и мама пользовались одними и теми же данными – Таффиным рисунком. Но правила декодирования каждый применял свои. В результате из одних и тех же данных (сигналов, кодов) все извлекали разный смысл.
Поэтому очень важно при кодировании и декодировании использовать единые таблицы кодов.
Проверка выполненных на ПК заданий
Напоминание ТБ за компьютером.
Физминутка.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.
В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.
В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице. До сих пор в военных радиостанциях используется код Морзе, метеорологические станции передают информацию в виде кода Морзе целью надёжности передачи информации, так как не всегда передаётся качественно.
Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.
Спецзадание. Работа в группах. Работа в тетрадях.
1 группа «Дело капитана Врунгеля» - Рт. №16.с. 19
2 группа Дело №18 «Радисту о компьютерах» № 18 с. 22
3 группа Дело «Экзамены старшего помощника Лома» № 15 с. 18
4 группа Дело № 31 «О добре и зле» № 31 с. 30 5 группа Дело №25 « Знатоки русского языка» № 25, 26 с. 26
Комментирование своих заданий.
Практическая работа
«Мир информатики» 4 год об. Кодирование информации.
Выполняют одно упражнении по выбору.
№2 впереди земля
№4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!
№3 продается двухместная летающая тарелка
III этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
- Давайте вернемся к вопросу «Достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации?». Обсудите этот вопрос с соседом по парте и выскажите свое мнение. (Для успешной передачи информации необходимо знать код, с помощью которого закодировано сообщение)
- Что такое «код»? Что вы понимаете под «кодированием информации»?
Выставляем оценки за урок. По количеству жетонов выставляется отметка и выдается удостоверение сыщика ( помощник сыщика –«4», детектив 1 категории – «5»
Рефлексия. - Что бы это значило?
- Ребята, у вас на столах лежат рожицы: веселая и грустная (недовольная). Поднимите сейчас ту рожицу, соответствующую вашему настроению, с которым вы заходите на урок.
Список источников
- Дробышева Раиса Михайловна, МАОУ СОШ № 33 г.Тюмень http://school33.tyumen-edu.ru
- Семенова Людмила Викторовна. http://rudocs.exdat.com/docs/index-8849.html
- Сорокина Ольга Павловна http://pandia.ru/text/78/414/2136.php