12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Аленичева А.И.174
Учитель информатики и математики, имею первую квалификационную категорию, стаж работы - 10 лет
Россия, Брянская обл., д. Погребы Брасовского района
Материал размещён в группе «Интересное в информатике!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Погребская средняя общеобразовательная школа Конспект урока по информатике в 5 классе (ФГОС) «Хранение информации. Носители информации» Подготовила учитель информатики и ИКТ Аленичева Антонина Ильинична

д. Погребы

2015 – 2016 уч.г.

Тема урока: «Хранение информации. Носители информации.»

Класс: 5

Учебник: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, «Информатика. ФГОС. 5 класс», 2014 г.

Воспитательный потенциал урока:

Используя воспитательные возможности урока возможно обеспечить:

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • акцентирование внимание на нравственных проблемах, связанных с темой урока;
  • заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества.
  • осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.
  • понимание необходимости уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Самооценивание учащихся:

Предложить фразы, которые ребенок должен закончить:

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

Задания на рефлексию:

Оформление "лестницы успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Цель урока:

Познакомить понятиями «хранение информации, носитель информации, оперативная и долговременная память, память отдельного человека и память человечества».

Научить учащихся определять действия, связанные с хранением информации, различать устройства, используемые для хранения информации, различать оперативную и долговременную память, а также память отдельного человека и память человечества.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик научится: приводить простые жизненные примеры хранения информации в деятельности человека, в давние времена и в современном мире;
  • Приводить примеры информационных носителей;
  • У учащихся будут сформированы: представление о процессе хранения информации и устройствах для ее хранения.
  • Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о носителях информации, практически использовать различные информационные средства для сбора, хранения, обработки информации; сформировать системный подход при освоении учебного материала.

Личностные:

  • У обучающегося будут сформированы: интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • Ученик получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;
  • развития информационной и коммуникативной культуры;

Метапредметные:

  • Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.
  • Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), в культурном и духовном мире (искусство, ИЗО), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, а также культурного наследия своего родного края.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Познавательные УУД:

  • умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область
  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, программное обеспечение.

Ресурсное обеспечение урока:

Презентация «Хранение информации. Носители информации»

Фрагмент мультфильма «Почемучка. Как хранится информация»

Учебник истории

Коллекционное издание «Православные святыни Брянщины»

Буклеты

Раздаточный материал: смайлы, карточки с дифференцированной практической работой

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация опорных знаний

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Физминутка

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.

Практическая работа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний и опорных способов действий

На каждом компьютере открыта электронная тетрадь. Введите своё имя и фамилию в соответствующее окно, введите класс и номер задания - № 23. Внимательно прочитайте задание и с помощью щелчка левой кнопки мыши выбирайте верный ответ. Следующее задание № 24 – разгадайте кроссворд. Ответы вводим с помощью клавиатуры. Слайд 1.

Выполняют задания на компьютере, демонстрируют выполненные упражнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные: моделирование преобразования объекта, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: коррекция, самооценка качества усвоения материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими темы и целей урока

Просмотр фрагмента мультфильма «Почемучка. Хранение информации» Слайд 2.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Хранение информации. Носители информации». Запишите число и тему урока в тетради. Слайд 3.

А как в наше время сохраняется информация?

Так, какие же цели урока мы поставим перед собой?

Смотрят видеофрагмент.


 


 

О хранении информации.


 

Записывают тему урока в тетради.


 


 


 

Узнать как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире, познакомиться с понятием «носитель информации».

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование темы и познавательных целей занятия.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Давайте вспомним, что такое информация?

А какую информацию вы храните в своей памяти? О чём? Память – это самый первый инструмент хранения информации. Слайд 4.

Всё то, что мы храним «в уме» относится к оперативной памяти. Слайд 5.

А что мы используем для того, чтобы сохранить информацию, которую не можем запомнить в уме? Это долговременная память. Слайд 6.

У компьютера также имеется оперативная, т.е. внутренняя, и долговременная, т.е. внешняя, память. Слайд 7. Запишите схему в тетради.

Итак, нам стало известно, что информацию можно хранить, и мы определили места хранения – на бумаге, на диске, в памяти человека и другие. Всё то, на чём мы храним информацию, называется носителем информации. Слайд 8. Найдите и прочитайте определение носителя информации в буклетах.

В разное время носители информации были различные, а какими они были в древности, вы узнаете, поработав в группах. Для этого вы найдёте информацию в учебниках истории.

1 группа расскажет о том, как хранили информацию первобытные люди (стр.17).

2 группа поделится информацией о том, как хранили данные люди в Древнем Египте (стр.61).

3 группа расскажет о том, как хранили информацию люди, жившие в Двуречье (стр. 67 - 68).

А теперь послушаем каждую группу.

1 группа Слайд 9

2 группа Слайд 10

3 группа Слайд 11

А как же хранили информацию славяне? Послушаем доклад. Слайд 12

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Свой адрес, имена и фамилии родных и близких, правила, таблицу умножения и пр.

Блокноты, записные книжки, тетради и т. д.

Записывают схему в тетради.

Зачитывают определение.

Открывают учебники истории

Изучают заданный материал

Изучают заданный материал

Изучают заданный материал

Древние люди хранили информацию с помощью наскальных рисунков.

Для хранения информации древние египтяне придумали знаковую письменность

В Двуречье люди хранили информацию с помощью клинописи.

Выступление Маши о славянской письменности (Кирилл и Мефодий, глаголица и кириллица).

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутка (эмоциональная разрядка)

 

Слайд 13

   

Коллективная работа по изучению новой темы

Обеспечение восприятия, осмысления и устойчивого запоминания детьми изучаемой темы.

Существует память отдельного человека и память человечества. Слайд 14. Что может храниться в памяти у одного человека?

А как вы думаете, что можно отнести к памяти человечества?

Так в чём же отличие памяти человека от памяти человечества?

Слайд 15. Книги - что мы можем из них узнать? По какой теме? А по какому предмету?

Какие книги есть у вас в портфеле? А дома?

Слайд 16. Живописные полотна – на каких уроках вы с ними встречаетесь? Что нам рассказывают картины, хранят ли они информацию?

Слайд 17. Скульптуры, памятники, мемориалы – какую информацию они сохранили? Есть ли в нашем крае какие – нибудь памятники?

Слайд 18. Архитектурные произведения. Откройте книгу «Православные святыни Брянщины» на стр. 73, о чём здесь информация?

Как вы думаете, какую информацию хранит эта святыня?

Слайд 20 – 22. Благодаря изобретённой в 1839 году фотографии, мы можем сохранить различные фрагменты из нашей жизни. Также человек научился хранить звуковую информацию. В 1877 году Томасом Эдисоном был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф. А в связи с изобретением в Париже в 1895 г. первого в мире кинофильма, человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении.

Адрес места жительства, таблица умножения и т.д.

Ответы детей

Отвечают

Различную информацию по различным темам. По математике, географии, биологии и т.д.

Ответы детей

На уроках ИЗО, литературы, истории.

Ответы детей

Сохранили информацию о выдающихся людях, исторических событиях. Есть, например, «Погребская дача»

О мужском монастыре «Площанская пустынь»

Информацию о том, как люди веровали.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Первичное закрепление.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Давайте подведём итог и сделаем вывод о том, как человек хранит информацию.

А как вы думаете, что может хранить современный компьютер? Слайд 23.

Учащиеся отвечают, объясняют и дополняют ответы друг друга.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Практическая работа

Оценивание усваиваемого содержания, внесение необходимых дополнений и корректив в план, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Слайд 24 – 25. Работа за компьютером.
Набор текстовой информации с помощью клавиатуры в текстовом редакторе Блокнот.
Учитель раздаёт детям карточки с заданием на тему «Хранение информации» и объясняет, что нужно сделать. Повторяет с детьми правила работы за компьютером и технику безопасности.

Учитель в процессе выполнения практической работы следит за выполнением, делает замечания, корректировки, давая возможность самим ученикам увидеть и исправить ошибки.

Выполняют практическую работу по заданному алгоритму.

Cтруктурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ваше домашнее задание: Базовый: определения и данные из буклета, разгадать кроссворд, РТ: № 57 .

Повышенный: определения и данные из буклета. Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать и как оно будет выглядеть?

Высокий: определения и данные из буклета. Собрать и подготовить информацию о том, какие сведения хранят памятные места вашей малой Родины.

Выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала.

8. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Выставление оценок за урок.

Подают дневники для выставления оценок

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Оформляем лестницу успеха.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то на среднюю ступеньку.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте на нижнюю ступеньку.

Приклеивают смайлик.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Список использованной литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. ( metodist.lbz.ru /)
  4. Ребусы расположены на портале http://www.igraza.ru/
Опубликовано в группе «Интересное в информатике!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.